13:00 03.10.2008 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

Крамольный глянец

Резкое сокращение количества оппозиционных бумажных СМИ, уход деловых и политических изданий от активной критики власти привели к удивительному результату: рупором оппозиционных идей и прибежищем оппозиционной риторики стали СМИ развлекательные. Думаю, что это весьма тревожный знак для нынешней власти. Развлекательные издания, в отличие от изданий политико-экономических, ориентированы на широкий круг читателей, выходят большими тиражами и экономически устойчивы, т.к. получают хорошую прибыль. Этот новый канал распространения "крамолы" может оказаться довольно эффективным.

Марш вместо носков

Как минимум три известных мне и изначально совершенно, казалось бы, несерьезных печатных издания некоторое время назад приобрели неожиданную политическую окраску. Это журналы Esquire, GQ и "Большой город". Этот феномен не может не вызывать некоторого удивления. "Да, ситуация необычная. Вместо статьи про то, какие носки модно носить, в GQ вдруг пишут про "Марш несогласных". И вместо того чтобы шутить про всякие модные примочки, Esquire шутит про Путина", — описывает происходящее главный редактор одного из развлекательных изданий.

Прикладная оппозиционность

Когда более трех лет назад начала выходить русская версия известного американского журнала Esquire, никто и не мог предположить, что журнал со временем обретет такую необычную для чисто развлекательного издания тональность. А теперь приходится признать неоспоримый факт: Esquire — одно из главных оппозиционных изданий в стране, наряду с такими рупорами оппозиции, как журнал The New Times или "Новая газета".

Новогодний номер Esquire, целиком состоявший из фотографий различных деятелей нашей страны с нелестными для власти цитатами из светил мировой науки и культуры, как и фотография омоновца в каске, на которой написано SS, запомнились всем.

Главный редактор русского Esquire Филипп Бахтин не отрицает, что материалы в его журнале часто имеют вполне отчетливую политическую окраску. "Наш журнал пишет об интересных сторонах жизни, обо всем, что не может не волновать читателя. В нынешней политической ситуации просто невозможно писать про кино, вино и домино, если всех беспокоит другое, беспокоит то, что приходится участвовать во всеобщей коррупции, приходится опасаться государства, которое теперь в любой момент готово обидеть кого угодно, — говорит Бахтин. — Однако если бы с политикой все было нормально и при этом, скажем, творился ужасный разврат и безобразие в балете, то мы писали бы о балете".

Именно об этом же, о прикладном, но весьма заметном значении политической тематики для развлекательных СМИ, говорит и главред "БГ" Филипп Дзядко: ""Большой город" все-таки в широком смысле слова издание про гражданское общество, про разговоры людей в городе. И разговоры эти в том числе и о политике. Это журнал, который ловит общественные настроения, ищет актуальные темы".

Интересно, что журнал GQ, будучи, казалось бы, изданием совершенно глянцевым и гламурным, пошел еще дальше, предоставив трибуну такому крайне оппозиционному, скандальному и запрещенному политику, как Эдуард Лимонов. В 2005 году редакция выдвинула его на свою традиционную премию "Человек года" в номинации "Политик года", чем вызвала неудовольствие лояльной власти общественности, включая такую организацию, как Федерация еврейских общин России.

Рекламодатели не боятся

Важно отметить, что ни одно из этих печатных СМИ пока не столкнулось с какими-либо серьезными проблемами, связанными с их оппозиционным настроем. Рекламодателей эта развлекательная оппозиционность совершенно не отпугивает. Пример Esquire особенно ярок: издание вынуждено было перерегистрироваться в рекламное из-за непомерного роста объемов рекламы (в информационном издании, по нашему законодательству, количество рекламных полос не должно превышать 40% от общего объема номера).

"Никаких проблем с рекламодателями, обусловленных содержанием журнала, мы не испытываем", — говорит Филипп Бахтин.

Нежный президент

Хотя определенные сложности у оппозиционных развлекательных журналов все-таки иногда возникают. По словам Бахтина, журналу далеко не всегда удается разместить в Москве свою наружную рекламу. Компании, занимающиеся наружкой, нередко перестраховываются и не решаются предоставить билборды для рекламы журнала, если, с их точки зрения, представителям власти может хоть чем-то не понравиться ее содержание. Например, Esquire получил отказ в размещении рекламы с высказыванием певца Боно: "Политика напоминает производство сосисок: если знать, что туда кладут, никогда не станешь их есть". А недавно журнал опять не смог повесить свою новую рекламу в центре города. Компания, размещающая рекламу на билбордах, не захотела вешать плакаты с фотографией киноактера Гари Олдмана, перемазанного кровью. Отказ был мотивирован довольно откровенным и даже трогательным признанием. Здесь, как сказали в компании, "часто ездит Дмитрий Анатольевич", и "его это может смутить".

"Какой, видимо, нежный этот Дмитрий Анатольевич", — говорит Бахтин. "Какие заботливые у нас люди в рекламном бизнесе", — добавлю я от себя.

Пассивная оппозиция

Но все-таки если смотреть на ситуацию в целом с точки зрения гражданского общества: откуда появилась эта оголтелая оппозиционность в печатных изданиях, предназначенных, по сути, для перелистывания по дороге на работу и для чтения в туалете (не знаю, как у вас, но многие мои знакомые признаются, что читают "Большой город", GQ и Esquire в туалете)?

По мнению политического аналитика, президента информационно-исследовательского центра "Панорама" Владимира Прибыловского, такое выдавливание оппозиционной риторики в развлекательные СМИ выглядит вполне логичным в нынешней ситуации. У нас пока не тоталитарный, а умеренно авторитарный режим. Телевидение и часть прессы зажали. Но за глянцевыми журналами пока никто не следит. "Как я не знал о деятельности журнала GQ, — говорит Прибыловский, — так и в Администрации президента о нем не знают или не думают. И об Esquire и "Большом городе", думаю, им мало что известно. По их мнению, такие издания мало влияют на серьезную политику. Власти думают, что для них это безопасно".

Однако читатели таких изданий, обладающие мозгами, по мнению аналитика, на самом деле политикой интересуются. Где-то в сознании читателей, несмотря на массовый прагматизм и конформизм, есть желание видеть и понимать текущую политическую ситуацию.

"Несмотря на отсутствие желания участвовать в политической жизни, буржуазный читатель таких изданий хочет обсуждать политические вопросы, — говорит Прибыловский. — Эти люди критически настроены к начальникам и считают себя умнее руководства, поэтому критическая информация ими востребована. Они тоже недовольны. И, несмотря на видимую непоколебимость власти, они ищут информацию, которая может повлиять на формирование их оппозиционных по сути своей выводов. То есть такой читатель на самом деле хотел бы, чтобы у власти находился, скажем, какой-нибудь Касьянов. Они ему платонически сочувствуют. Но не готовы рисковать сегодня. Но эти люди рациональны и хотят знать об изменениях ситуации. Возможно, система сменится, возможно, власть ослабеет, и тогда они смогут рискнуть. В результате вокруг подобных СМИ собирается некая пассивная оппозиция, которая может включиться в политическую активность, в случае если ситуация изменится".

Преемники с фигой

Итак, основная мысль этого текста в следующем: читая остроумную, легкоусвояемую, веселую "крамолу" в туалете и метро, массовый читатель развлекательных изданий, будучи изначально аполитичным представителем среднего и более высоких классов, становится пассивным оппозиционером, новым вариантом советского интеллигента с фигой в кармане. Учитывая историю падения советской власти, когда именно эта самая пассивная советская интеллигенция в 1991 году вышла на улицу и смогла доказать кремлевским ретроградам, что управлять страной по-старому у них уже не получится, несложно предположить, что именно эти люди в конце концов сыграют важную роль в судьбе нынешней госкапиталистической диктатуры.


Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме