14:30 10.09.2008 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

"Пиджак", Реж. Джон Мэйбери

Фильм снят США, Германия, 2005
Оригинальное название фильма – “The Jacket”. Называется так, потому что в сумасшедшем доме, где проводит время герой, смирительную рубашку называют жаргонным словом "jacket". Русский перевод слова, конечно, некорректен: под пиджаком в русском языке и русском сознании подразумевается что угодно, только не смирительная рубашка. Ну не похожа она на пиджак! Назвали бы просто – "Рубашка", как шпионско-шифровальный роман Гришковца. Ведь “Full Metal Jacket” никто не переводит как "Цельнометаллический Пиджак"? Такой пиджак и представить себе страшно, не то, что надеть. В общем, "Рубашка" или даже "Жакет" (чего тут мудрить?) – было бы аутентичным названием.

Главный герой по имени или фамилии Старкс воевал в 1991 году в Ираке. Тут его подстрелил из пистолета милый мальчик, прямо в лоб ему пулю залепил. Пятнистый американец стал сюсюкать с маленьким исламским террористом, что, конечно, испугало иракского ребёнка до смерти. Демобилизовавшись с пулей в голове (хотя нет, пулю, наверно, всё же достали), Старкс приезжает в захолустный американский городок, где получает пулю в лоб вторично – нечаянно, от полицейского. Многострадальному дембелю опять всё нипочем, но врачам кажется, что он наверняка повредился умом, фигурально говоря. Его направляют на лечение в психиатрическую клинику, где косматый доктор-изувер, сам не вполне нормальный, применяет для лечения психов средневековые методы. А именно: успокаивает пациента внутривенно, упеленывает его в смирительную рубашку или жакет или пиджак и кладёт его на много часов в длинный выдвижной ящик, наподобие тех, в который в американских моргах хранятся мертвецы. Пациенты обычно в таких ящиках вылечиваются, но нередко и погибают, что, впрочем, никак не огорчает психа-психиатра. Он своих пациентов не очень-то любит, особенно тех, кто в умопомраченном состоянии совершил какое-то преступление. И считает, что для таких лучший способ лечения – ящик+рубашка+летальный исход.

Старкс в ящике не вылечивается и не гибнет, а начинает видеть будущее – почему-то именно 2007 год (я так подозреваю – потому, что фильм "Пиджак" снимался в 2007 году) Наш герой не только видит 2007 год, но и попадает туда и действует. Остаётся загадкой, правда, видит ли он реальный 2007 год, или воображает всё, что с ним там происходит, включая встречи со своими докторами и другими людьми. Например, в будущем он встречает девочку Джеки, с которой познакомился в короткий промежуток между двумя пулями в голову. Джеки выросла, превратилась в здоровенную красивую девку и очень любит пить виски, потому что её мама тоже очень любила пить виски. Старкса огорчает эта закономерность, и он пытается помочь своей знакомой преодолеть дурную наследственность, стать полезным членом общества и вместо старенького пикапчика приобрести, скажем, «Фольксваген-Жук». В этом и заключается вся его деятельность в воображаемом или действительном будущем, хотя винить его в этом, пожалуй, нельзя – он не на шутку увлёкся Джеки.

В будущем он узнаёт несколько вещей, которые не мог знать в 1992 году. Возвратившись в свой год, он сообщает их врачам, но те, естественно, слабо верят в утверждения психически больного Старкса. А между тем время поджимает – наш герой узнаёт в будущем, что умрёт буквально на днях от травмы своей многострадальной головы. И вот он носится между прошлым и будущим с помощью смирительного пиджака, предотвращая алкоголизм Джеки.

Старкса играет Эдриан Броди. У этого взъерошенного костлявого актёра такие жалостливые, тоскливые глаза, чисто как у больного спаниеля. Его жалко с первого взгляда на него. Его жалко, когда ему попадают из пистолета в голову. Его жалко, когда его с ненужной жестокостью пеленают в смирительную рубашку. При этом есть у него в глазах что-то глумливое. В общем, он похож на шута. Если когда-нибудь про группу "Король и Шут" будут снимать биографический фильм, то на главные роли надо взять Вэла Килмера и Эдриана Броди, только зубов побольше выбить перед съемками. Повзрослевшую любительницу виски Джеки играет Кира Найтли. У актрисы постоянно приоткрыт рот и выпучены до полной округлости глаза. Видно, ещё на съемках "Пиратов" ей кто-то сказал, что в таком виде она неотразима. Но в таком виде она больше всего похожа на потерявшегося котика. Впрочем, что считать женской красотой, давно уже никому непонятно, поэтому пусть будет котик. Ещё в главных ролях Крис Кристоферсон, бородач с внешностью лесоруба и маленькими глазками поросенка, он играет психиатра-беспредельщика, и Дженнифер Джейсон Ли в роли положительной врачихи; эта – типажа Одри Тоту: наив на грани идиотизма.

По жанру фильм – душевная научная фантастика, то есть не про киборгов-мутантов, а про людей, их мечты и страхи. История с путешествующим по времени контуженным солдатом детально проработана – при общей неторопливости фильма солдат успевает развить во времени бурную деятельность. Показано чуть-чуть "Полета над гнездом кукушки" - впрочем, совсем чуть-чуть, в границах политкорректности. Если вы любите научную фантастику, посмотрите фильм; но если вы её читали достаточно много, вам будет не очень интересно его смотреть.

Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме