11:15 07.07.2008 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"
Лариса Рейснер. Валькирия революции
Лариса Рейснер |
Сдав Луначарскому Зимний, который ей было поручено охранять, Лариса отправляется на фронты гражданской войны. Утверждают, что именно она решила исход сражений за Казань летом 1918 г., появляясь, как настоящая валькирия, в самых опасных местах и вдохновляя солдатов на бой. Впрочем, сыграло свою роль и другое: Казань в то время - о, как Ларисе везло на героев! - защищал ни кто иной, как знаменитый эсэр и террорист Борис Савинков. Тайну их отношений не узнает уже никто, а смутные легенды о некой женщине, сломившей волю Савинкова и заставившей его отступить, рождают больше вопросов, нежели ответов. Но самой известной эпопеей Ларисы Рейснер стал у знаменитый поход в том же 1918 году по Волге, где она была флаг-офицером, адьютантом и женой командующего неустрашимой красной флотилией балтийца Федора Раскольникова, блистательного героя Революции и гражданской войны. Участники похода вспоминают, что Лариса намеренно искала самых рискованных ситуаций, как будто непринужденно играя со смертью, бессильной перед чарами красной богини. Она всегда была впереди, там, где опаснее всего. Странно, но манера поведения этой женщины в точности напоминает образ другого бога гражданской войны, находившегося по другую сторону фронта - безумного барона Унгерна. Как и он, Лариса неоднократно пробирается в тыл врага, дерзко расправляясь с ошеломленными противниками. Как и барону, красной валькирии была свойственна поразительная бесчеловечность и жестокость - например, она любила облачаться в платья расстрелянных жертв, а однажды дала званый вечер специально для того, чтобы облегчить ВЧК арест приглашенных, и несколько часов мило смеялась и танцевала с теми, кого уже поджидала пуля. Сближает их и нарочитый эстетизм, стремление обрести подлинную красоту и гармонию в крови и ужасе. Видимо, и Унгерн, и Рейснер, и другой страшный герои гражданской - Махно, боролись за что-то одно, за некий единый идеал, лежащий по ту сторону различия цветов их знамен. И за невероятное счастье "сладко рядить Победу, словно девушку, в жемчуга, проходя по дымному следу отступающего врага", как писал любивший Ларису Рейснер Гумилев. Говорят, она убеждала всех, что спасла бы Гумилева от расстрела, если бы была в Москве, а не в Афганистане, и что ее мать даже уговорила Ленина послать телеграмму в ЧК об отмене казни, опоздавшую на несколько часов. Вряд ли это сожаление было искренним. Только так, героически, и должен был умереть человек, достойный ее любви. После окончания войны Лариса становится комиссаром Морского Генерального штаба. Ее не утомляет эта работа, которую она выполняет с прежним изяществом и легкостью. Она всегда в центре и творческой жизни Нового Государства, часто у дверей салонов поэтов и писателей появляется длинный черный автомобиль, из которого, очаровывая и восхищая, появляется Лариса, "в морской черной шинели, элегантная и красивая, как всегда". В воспоминаниях поэта Вс. Рождественского, Рейснер предстает в качестве изысканной хозяйки роскошных апартаментов в Адмиралтействе, украшенных экзотическими восточными тканями, коврами и многочисленными статуэтками Будд, как неуязвимая и смертоносная богиня Диана, которая единственная способна различить в своих чертогах настоящего, достойного ее Героя и жалкого немощного Приапа, гибнущего от одного ее взгляда. Такого, например, как певец интеллигентского бессилия Пастернак, в жалкой потуге самовозвышения назвавший героиню своего бездарного романа именно в честь недосягаемой Ларисы Рейснер.
В 1923 году, через два года после отъезда с Раскольниковым в Афганистан, Лариса, несмотря на мольбы несгибаемого, стального большевика, покидает его и уезжает в Москву. Там ее ждала встреча с другим революционером, интеллектуалом и провидцем - Карлом Радеком. Вместе с ним она едет в Германию, сражается в Гамбурге на баррикадах неудавшейся, коммунистической революции. Поразительно, но именно в это время Радек произносит свою знаменитую речь памяти Шлагетера о необходимости сотрудничества коммунистов и нацистов в деле борьбы против буржуазии. И кто знает, не сыграла ли свою роль в превращении Радека в сторонника красно-коричневого альянса именно увлекавшаяся буддизмом большевистская валькирия Лариса Рейснер? По меньшей мере, в "Оптимистической трагедии", написанной в 1932 г, Комиссар, прообразом которой была Рейснер, фактически воплощает именно линию "национал-большевизма", соединяющего революционную волю коммунистов к построению нового, свободного мира, с романтический жертвенностью патриоток, готовых умереть за большевистскую власть, защищающую неизменные интересы России.
Лариса погибла от брюшного тифа в 1926 году, в возрасте тридцати лет. Никто никогда так и не увидел ее старой и некрасивой. Женщина -символ Абсолютной Смерти, "с кожей белей белого", встречающая заблудившиеся души на Предельном Юге, вечно молодая Богиня, Прекрасная Дама Революции, она еще появится из сверкающих пределов Вальхаллы, чтобы повести в бой новых героев Русского Завтра.
Лимонка №25
Источник: Нацбол
Обсудить новость на Форуме