21:45 29.06.2008 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

"Импорт-экспорт", реж. У.Зайдль

"Импорт-экспорт", реж. У. Зайдль, 2007 г.
"Импорт-экспорт" австрийского режиссера Ульриха Зайдля относится к жанру жесткого социального реализма, в котором обильно снимают в "благополучной" Европе и который практически полностью отсутствует в кинопродукции "поднимающейся с колен", а теперь еще и офутболенной на всю голову РФ.

Фильм рассказывает две параллельные истории о путешествии молодой украинки в Австрию и наоборот ― двух австрийских мужиков, парня и его отчима в Украину. Медсестра едет на заработки, парни тоже едут подзаработать ― сбыть старые игровые автоматы тем самым "славянским недочеловекам", с которыми воевали их прадеды.

Смысл картины можно обозначить как из "Из ада в ад" или "Азия-Европа, показалась жопа". Хотя сам режиссер делает выбор скорее в пользу Восточной Европы. Нет, никаких соплей про "загадочную славянскую душу", никакого лубочного приукрашивания и воспевания пресловутой "духовности". Наоборот, жизнь в постсоветской провинции показана максимально неприглядно, даже несколько утрированно-чернушно: заметаемые снегом убогие спальные районы, отсутствие отопления, героиня фильма ― медсестра без зарплаты.

Но фишка в том, что в Европе тоже жопа, хоть и несколько другая. Главный герой второй истории ― охранник-неудачник, который сначала ссорится с девушкой, потом теряет работу, потому бегает от должников.

Показательна сцена в самом начале, сразу после живописания украинской провинциальной разрухи и чернухи: группу охранников натаскивает их командир, в буквальном смысле вышибая из них все человеческое, превращая в тренированных роботов. Предположительно, натаскивают их для того, чтобы они защищали опять же предполагаемое европейское благополучие от тех, кто хочет урвать от него кусок, в том числе от этой украинской медсестры.

И хули? Работу парень теряет, девушка уходит, денег нет. Охранник, кстати, может служить типичным образчиком для подражания для отечественных "национал-демократов", истинный ариец, великолепно тренирован, сплошные мускулы, одна выдающаяся нордическая челюсть чего стоит. И вот над этим истинным арийцем измываются поймавшие его в подземной автостоянке супермаркета азиатские эмигранты, а потом ему приходится бегать от тех, кому он должен.

Между нищетой Восточной Европы и железо-бетонным потребительским отчуждением Европы Западной Ульрих Зайдль делает выбор в пользу первой, поскольку нищета, низводя человека до полуживотного состояния, все же позволяет сохранить, не побоюсь "соплей", душевное тепло и искренность в отношениях между людьми, даже в какой-то степени стимулирует к этому. "У меня ни хуя нет, у тебя ни хуя нет, давай друг другу помогать". Во всяком случае, так получается по фильму и получается довольно убедительно.

Украинка, приехав в Австрию умудряется, занимаясь выживанием, делиться добротой и с детьми, у которых работает нянечкой, и со стариком в доме престарелых, где работает медсестрой.

Отчим охранника в украинской гостинице не находит ничего лучше, как "снять" молоденькую девчонку и играть своей властью над нею. Впрочем ничего толком у него не получается, хуй не стоит, а пасынок плюет на него и отправляется искать работу грузчика на украинском рынке ― в Австрии у него только долги.

Что хуже: когда украинская героиня фильма во время работы в салоне интернет-секса, обязанная выполнять команду "put your finger in the asshole", или австрийский герой фильма, которого мать заставляет спросить ее "что ты хочешь на день рождения?" и выбирает кофточку в каталоге? Хуже и то, и другое.

Но все же, демонстрируя социальную чернуху Востока и Запада, режиссер Ульрих Зайдль делает не пафосный, спокойный, но очевидный выбор в пользу Востока, совершенно далекий от сусальных соплей о "загадочной душе" и реваншистского пафоса какого-нибудь "Брата ― 2".


Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме