14:45 15.06.2008 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

Ворошиловский мост

Со времён прихода к власти дедушки Ельцина уровень жизни его "дорогих рассеян" по сравнению с советскими временами сильно упал. Тому способствовали следующие основные факторы:

    1. Падение пром. производства.
    2. Дикое и постоянно растущее социальное расслоение.
    3. Откачка ресурсов за границу.


Проще говоря, пирог национального продукта сократился, то что осталось делят неравномерно — в пользу богатеньких, при этом заметную долю отправляют на Запад — валютные резервы и стабфонд.

Но появились и факторы, положительно влияющие на уровень жизни:
    1. Сильно сократились или прекратились вообще вложения в инфраструктуру, отчисления на обновление основных фондов. Экономические агенты смогли избавить себя от этих расходов и оставить только расходы текущие, сэкономленные таким образом средства подняли потребление.
    2. Занятые на Западе деньги при Путине (особенно во время его второго срока) вызвали в стране настоящий потребительский бум. Сюда же надо плюсовать доходы от экспорта всё более дорожающих энергоресурсов: дорогая нефть только следствие дешёвых мировых денег — долларов.


По первому пункту надо сказать вот что. Про Ельцина злые языки говорили что он алкаш, при этом его личные взаимоотношения с бутылкой лишь иллюстрировали экономическое поведение, характерное для пропойцы. Проедать и пропивать построенное предками и обкрадывать таким образом потомков — вот стиль жизни поколения Ельцина. Но объективно следует признать — из-за этого уровень жизни в годы "реформ" упал не так сильно, как должен был.

Что касается потребительского бума — не о нём сейчас речь, но характерно что с недоинвестированием инфраструктуры он шёл параллельно. Машины и дороги, сравните. Или, ещё хлеще, строительный бум — всё новое жильё является "уплотнительным", то есть втыкается на существующие инженерные сети, не говоря уже о готовой социальной структуре типа школ и больниц. Очевидные вещи, не так ли? Как и последствия такой политики.

Именно поэтому ещё в начале президентства г-на Путина умные и дальновидные люди устроили в прессе целую компанию по поводу "Проблемы-2003", ключевым элементом которой были как раз массовые отказы существующей и не обновляемой инфраструктуры и массовый выход из строя основных производственных фондов. Сейчас идёт год 2008-й, вымерзали районы и целые города, но в целом "ничего страшного не случилось", советское наследство оказалось несколько крепче чем думали, да и нефтебаксы позволили многое подлатать. В связи с чем сторонники режима не прекращают злорадствовать по поводу "несбывшегося прогноза".

Более того, потребительский бум позволяет им говорить, что уровень жизни сейчас в России не только достиг советского, но даже превзошёл его. Если исключить базовые потребности — жильё, здравоохранение, образование, безопасность и тому подобное — то можно так сказать, наверно. Россияне сейчас имеют возможность даже шиковать, но так же как при Ельцине не имеют возможности размножаться (не просто рожать, а вырастить таких же как они сами граждан хотя бы по двое на семью). Некий взлёт рождаемости при Путине связан не столько с повышением благосостояния и социальным оптимизмом, сколько с решимостью тех, кто откладывал это раньше и кому ждать больше нельзя. Но даже если вы со мной не согласны — вымирание продолжается даже после нескольких лет потребительского бума, и это факт. Типичная картинка странного "благополучия" - старый с треснутыми стенами дом и притулившийся возле него красивенький джип. На красивенькую игрушку хватило, а на гараж (тротуары вообще-то для прохожих!), и тем более на квартиру в нормальном доме — нет.

"Это не катастрофа, это всего лишь последний этап на пути к ней: всё что было проели, потом заняли денег — их тоже проели". Так можно было написать ещё год назад, а сейчас можно и проще — катастрофа началась. Без американских бомбёжек, без чеченских террористов в Ростове-на-Дону за год вышло из строя два автомобильных моста из трёх основных.

Первым в мае 2007-го крякнул Аксайский мост через Дон, это восточная окраина Ростова и федеральная трасса М-4 "Дон". В об этом не совсем ясно отражена ситуация, мост этот состоит из двух частей, это два моста рядом — старый поуже и новый, более широкий, каждый работал для одного из потоков транспорта, старый с юга на север, новый наоборот. Проезд по старому сильно ограничили, на новом теперь движение в обоих направлениях, поэтому пропускная способность (с учётом понятных ограничений скорости) сократилась не менее чем на 50%.

Но по-настоящему Ростов вздрогнул, когда в октябре 2007 года был перекрыт на ремонт из-за обнаруженной трещины Ворошиловский мост — центральный в городе. Левый берег был отрезан — с промзоной, с зоной отдыха, с Батайском, Азовом и другими пригородами, с прямой дорогой на юг. Сперва люди были в шоке, приезжая в объезд через пробки на работу к двум часам дня. Потом несколько устаканилось, через Дон переправлялись речным трамвайчиком (никогда не думал что буду так ездить на работу!), некоторые электричками, потом мост подлатали и пустили автобусы, сперва бесплатные — только через реку, потом от Батайска до импровизированного вокзальчика на правом берегу. Но поскольку автобусы пускают через мост до сих пор только по-одному и на маленькую посадочную площадку на правом берегу их умещается немного — перевозка людей в какой-то степени решена для Батайска, и то не полностью. Пока в апреле на мост не пустили пешеходов официально — люди часто прорывались и топали по мосту самовольно, т.к. в часы пик автобусов просто не хватало. Но это терпели, пока была надежда что мост подлатают и весной откроют. Мэр Ростова Михаил Чернышев ещё 29.02.2008 так:

    - А Ворошиловский мост когда откроют?

    - В начале апреля


Но когда 28 марта журналистов собрали на мосту, их ожидали весьма кислые новости. В ходе ремонта выяснилось что мост прогнил больше чем думали раньше, а значит, во-первых, "завершение ремонтных работ переносится на неопределенное время", скорее всего до конца года, и во-вторых, "проезд грузового транспорта по нему будет запрещен до полной реконструкции". А это — пока не построят новый мост в центре города, что даже в оптимистичных планах властей произойдёт никак не раньше 2011 года. Что касается оптимизма, то ровно через месяц после заявления Чернышева об открытии моста в апреле, одновременно с опровержением этой информации поступили сведения что "новые обстоятельства были известны еще месяц назад, в конце февраля" (Комсомольская правда от 31.03.2008), а значит мэр Ростова перед выборами Медведева просто успокаивал публику, зная реальное положение вещей.

Некоторые итоги для Ростова. У пассажирского транспорта ситуация плохая, но ещё выносимая, если хотя бы к концу года Ворошиловский мост откроют. Для грузового автомобильного сообщения крупнейший город юга России перерезан минимум на ближайшие три года: переправа через Дон в центре закрыта, Аксайский мост (не только городской, там федеральная трасса, соединяющая Москву и Кавказ) — уполовинен, западный мост имеет со стороны города такие подъезды, чуть ли не через дворы, что пробки там неизбежны.

В произошедшем винили советских проектировщиков, типа мост сделали плохой. Но он отработал почти весь проектный срок — это раз, не был рассчитан на такое дикое количество автотранспорта, стоящего на нём в постоянной пробке — два, тем более не был рассчитан что прямо возле него на берегу будут долбить сваи очередного строящегося бизнес-центра — три. После начала этого строительства мост и не выдержал.

Кстати, денег у правительства РФ столько, что "", какой тут мост?! Прикиньте, сколько чего можно на эти деньги построить, а вместо этого Кудрин с Игнатьевым строят дома американцам...

И как памятник, достойный финал потребительского бума — недостроенный огромный торговый центр на левом берегу Дона, неподалёку от закрытого моста. В ближайшее время он не будет нужен никому.

Ну ладно мосты, что у нас ещё с инфраструктурой? Вот сидим мы в центре Ростова шестую неделю без горячей воды, сперва довольно терпеливо, потом начинаем звонить, и слышим что коммунальщики в истерике: "У нас 80 (восемьдесят!) прорывов!!!". На каком-то из этих прорывов они впадают в прострацию и перестают что-либо делать вообще, кроме перепихивания проблем между различными службами. Когда жильцы обнаруживают, что ЖЭК и теплосети в нирване и у них "всё нормально", они начинают собирать подписи для жалоб в администрацию/суд/прессу, после чего воду дают и она весёлым потоком льётся вниз к Дону из пролома в асфальте. Что дальше? Улицу разроют и очередную заплатку сделают, затраты отобьют повысив тарифы на ЖКХ, на чём потребительский бум и закончится, из-за схлопывания совокупного спроса.

Про остальные элементы инфраструктуры г. Ростова писать уже невмоготу, отмечу лишь что в центре сейчас иногда сильно воняет, извините, дерьмом. В каком состоянии канализация, очистные сооружения и река — легко представить. Можно называть такую жизнь нормальной, нормальная жизнь пост-ельцинской эпохи. Можно называть катастрофой, вялотекущей. Слова — всего лишь слова, а факты — вещь весомая и неумолимая. Расплата идёт.

Ладно, дороги, мосты, коммуналка — вещи затратные и на попечении государства, которое, как нам твердят либералы с начала 90-х, неэффективный собственник. Посмотрим что сделали "эффективные" частные собственники в самой вкусной на сегодняшний день нефтяной отрасли: "халява тут уже заканчивается, несмотря на новые рекорды сырьевых цен – в начале сего года добыча нефти начала падать против тех же периодов 2007 года: причём процесс развивается с ускорением – в январе среднесуточная добыча упала на 0.7%, в феврале – на 0.9%, а в марте – уже на 1.7%. Мизерные инвестиции в разведку новых месторождений вкупе с варварской эксплуатацией месторождений существующих привели к такой вот ситуации – и в этом плане весьма характерно интервью вице-президента ЛУКОйла Леонида Федуна Financial Times: он лишь озвучил то, что эксперты говорят уже давно – и теперь действительно нужны инвестиции порядка 1 трлн. долларов только для того, чтобы поддержать добычу на более-менее высоком уровне..." ()

Напомню, общепринятым считается что добыча сырья в России — источник сверхдоходов, и сверхприбыльна сама по себе. Получается что "эффективные собственники" этой отрасли заморили голодом курицу, которая несла им золотые яйца? Сверхжадность и сверхглупость? Не совсем. Вдумайтесь в масштаб цифр, которые Федун называет. Кстати, они с каждым разом всё больше, , и в конце концов "". Даже если это окончательная цифра, она уже в 4 раза превышает валютные резервы страны, даже номинальные, публикуемые, которых мы по их природе (американская ипотека, где 100 миллиардов торчит) никогда полностью не увидим. Газовики тоже озвучили свои требования, там 2,5 триллиона пресловутой зелени инвестиций. Горькая правда состоит в том что сырьевая отрасль в России убыточна, на чём и погорел Советский Союз, а прибыльной она была в РФ только при ельцинской стратегии "жить за счёт прошлого, ничего не вкладывать в будущее".

Если для инвестиций в прибыльные и перспективные на сегодняшний день отрасли уже нужно в 10 раз больше, чем размер валютных резервов РФ, то что говорить про какие-то мосты и коммуникации?!

Политические последствия сложившейся ситуации выходят за рамки данного текста, но что они будут весьма серьёзными, сомнений не вызывает.


Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме