17:15 26.05.2008 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"
Заводы Дерипаски могут скоро начать бастовать
На предприятиях Олега Дерипаски в ближайшие месяцы могут вспыхнуть новые забастовки. К такому заключению пришли специалисты Института глобализации и социальных движений (ИГСО), проанализировав ситуацию в производственной сфере деловой империи миллиардера. По мнению ИГСО, обострения трудовых конфликтов можно ожидать, прежде всего, на заводах входящих в РУСАЛ и "РусПромАвто". Причина напряженной ситуации на ряде предприятий: плохие условия труда, репрессии против профсоюзов и политика принципиального отказа от диалога с организациями рабочих. Уже в краткосрочной перспективе названные условия могут обернуться перерастанием тлеющих трудовых конфликтов в серьезное забастовочное движение. В результате вероятны срыва производственных планов, солидные убытки и падение капитализации компаний бизнес-империи Дерипаски.
Последнее время предприятия, принадлежащие Дерипаске, все чаще становятся ареной трудовых конфликтов. "Наибольшую известность получила апрельская забастовка на шахте "Красная шапочка", поддержанная населением города Североуральска. Руководство компании отказалось признать легитимность собрания трудового коллектива, на котором требование повышения зарплаты поддержали 3000 рабочих. Суд признал забастовку незаконной",- отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Однако, по его словам, противоречия между коллективом и администрацией небыли сняты. Трудовой конфликт разгорается на Ликинском автобусном заводе (ЛИАЗ), город Ликино-Дулево Московской области. Столкновения также зреют на других предприятиях Дерипаски, где созданы ужасающие условия труда.
Руководство предприятий корпорации само провоцирует конфликты, осуществляя репрессии и незаконные увольнения рабочих. На Уральском алюминиевом заводе (УАЗ), город Каменск-Уральский Свердловской области, вскоре после создания на предприятии независимого профсоюза "Набат" в 2006 был уволен ряд его активистов, включая председателя Сергея Когана. На ЛИАЗе в апреле были уволены 8 работников одного из цехов, потребовавшие от администрации объяснить причины лишения цеха 30% месячной зарплаты. "Вредные и опасные условия труда, низкая заработная плата, практика постоянных переработок сочетаются с принципиальной установкой администрации предприятий на непризнание профсоюзных организаций работников. Все это плохой фон для создания образа успешной компании", – подчеркивает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. Активисты свободных профсоюзов заявляют, что подвергаются дискриминации. По словам главы другого центра ИГСО Ильи Будрайтскиса, декларация РУСАЛА о том, что "Система управления персоналом Объединенной компании основана на принципе партнерских взаимоотношений сотрудника и компании" не находит практического подтверждения.
Оплата труда на охваченных конфликтом предприятиях остается низкой и не имеет тенденции к росту. Существуют факты ее понижения за счет неполной индексации и в результате произвольного "срезания" премиальных. На ЛИАЗе в результате перехода на почасовую систему оплаты для сохранения прежнего уровня доходов рабочие вынуждены постоянно перерабатывать сверхурочно и в выходные. На Кандалакшском алюминиевом заводе (Мурманская область), входящем в группу СУАЛ, рабочие вынуждены непрерывно искать дополнительный заработок, чаще всего, занимаясь извозом. По данным профсоюза горняков, на СУБРе (Североуральск) средняя зарплата составляет менее 19 тысяч рублей, что включает в себя работу в выходные дни и сверхурочные. Машинист компрессора получает около 9 тысяч, ламповщик – чуть больше 8 тысяч, машинист подъема и электромонтер – по 10 тысяч рублей.
Работа на многих предприятиях связана с тяжелыми условиями труда и повышенными рисками для здоровья и жизни. Главная причина такой ситуации – пренебрежение здоровьем работников со стороны администрации. На УАЗе, по информации профсоюза, вследствие опасных условий труда погибло уже около 120 человек. Особенно высока смертность в летние месяцы из-за непереносимой жары в цехах, накладывающейся на ядовитую загазованность. Многие рабочие на УАЗе умирают, не дожив до 50 лет. Администрация предприятия запрещает людям отвлекаться от работы даже для приема пищи. Положенное молоко заменено хлорированной водой подкрашенной молоком. На ЛИАЗе в некоторых цехах отсутствует вентиляция, на сварке многие работники не обеспечены спецодеждой.
Источник: Нацбол
Обсудить новость на Форуме