13:00 22.04.2008 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"
"Контроль", реж. Антон Корбайн
"Контроль", реж. Антон Корбайн |
Тем приятнее, что киноповествование о жизни и смерти лидера культовой британской постпанк-группы Joy Division Яна Кертиса получилось у Корбайна очень спокойным, достойным, абсолютно не пафосным и простым в самом лучшем смысле этого слова. Последнее, кстати, объединяет "Контроль" с "Отважной". Никаких выебонов, операторского виртуозничанья (при очень хорошей операторской РАБОТЕ), спецэффектов, клиповых приемов — ничего подобного. По изображению и созданной на экране атмосфере "Контроль" напомнил мне знаменитое "Небо над Берлином" Вима Вендерса — холодность, отстраненность, такая же дистанция между зрителем и происходящем на экране, только вместо мрачноватых, готических видов Западного Берлина — унылые картины спальных районов Сэлфорда, графство Манчестер.
Именно такой была музыка Joy Division — максимально отстраненной, асексуальной, холодной вплоть до какой-то потусторонности, почти безэмоциональной, наполненной только одиночеством и отчаяньем, но при этом агрессивной, именно в отчаянье и одиночестве черпающей энергию для агрессии. Вся палитра была сведена до двух красок, двух даже не эмоций, а состояний: отчаяние и одиночество. Как черное и белое.
Когда в самом начале сутулый Кертис (Сэм Райли) идет к своему подъезду вдоль стены панельного дома (ничем не лучше "хрущевки"), это идеально точно передает провинциальную тоску, скуку и безнадегу. Скулы сводит, мухи дохнут, впереди у главного героя — работа клерком в социальной службе для устройства на работу людей с отклонениями и пиво в пабе по вечерам.
Кертис пытается вырваться из этого болота при помощи "клубной жизни": гламурные наряды, подведенные глаза, подражание Боуи перед зеркалом. Но эстетика его будущей группы будет прямо противополжной, антиглэмовой и антигламурной, напоминающей именно о неживых индустриальных зонах и безликих спальных районах Большого Манчестера. Достаточной сказать, что на первом концерте группа вышла на сцену под названием Warsaw. Второе название Joy Division ("Дивизия наслаждения") взято из романа малоизвестного израильского писателя по фамилии Кацетник и подразумевает женщин-заключенных концлагерей, которых использовали в качестве секс-рабынь. А сам Кертис все время ходил в длинном, "социалистического" и военного вида плаще и с таким же мешком за плечами. На сцену выходил в простых брюках и рубашке. Короче, суровый тоталитарный стиль, вы меня понимаете.
Создание Joy Division и пусть очень умеренный, но все-же успех этой группы вроде бы обрывает предопределенность тоскливого провинциального существования. Но Кертис не выдерживает веса славы, хотя она только-только начинает наваливаться на него, еще не всей тяжестью, а только так, краешком. Его буквально разрывает между женой, от которой у него уже есть ребенок и любовницей - бельгийской журналисткой Анник Оноре. Он вешается аккурат накануне первых американских гастролей Joy Division. Петля и веревка мгновенно переводят лидера начинающей, "перспективной" группы в разряд рок-идолов, покончивших с собой или другим способом самоуничтожившихся.
Как то мне приходилось уже писать о дефиците в русском говнороке культовых суицидальных героев. И о том, что в постсоветское время самыми известными примерами воплощения на практике правила "живи быстро, умри молодым" стали, как ни странно, представители презренной попсы — Игорь Сорин и Мурат Насыров. Впрочем, на Западе с этим последнее время немногим лучше и Кертис стал одним из последних, пополнивших звездный мортиролог вслед за Моррисоном, Джоплин, Хендриксом, Ленноном и Вишезом. Впереди еще был СПИД Меркьюри и револьвер Кобейна.
Так вот, в отличие от тех же "Дорз" Оливера Стоуна, "Контроль" - фильм начисто лишенный любого приукрашивания и пафоса. Неброские, черно-белые Joy Division возникли на закате эпохи глэма, когда блестки и стразы гламурных хард-рокеров и манерных травестийных декадентов, типа Боуи, уже начала покрывать плесень разложения. Декадансу декаданса группа Кертиса противопоставила сухую, суровую, жесткую, лаконичную и при всем при этом страстную музыку. Они контрастировали с мастурбационным глэмом и преувеличенно-эмоциональным, истеричным панком так же, как за десятилетие до них циничные, урбанистические, монотонные нью-йоркцы The Velvet Underground стали антитезой дебильным пацифистско-кислотным соплям хиппи.
Фильм Антона Корбайна "Контроль" — это настоящий антигламур. Просто и без изысков, но удивительно талантливо рассказанная житейская история. Кертис был ранимым человеком, как и всякий настоящий поэт, и фильм рассказывает о том, как он не выдержал приближения к нему катка шоу-бизнеса, с одной стороны, и запутанной личной жизни с другой. Плюс эпилепсия.
Вот только массированная (для "арт-хауза") рекламная компания фильма, начало проката которого к тому же оказалось совмещенным с фотовыставкой Корбайна, не пошло на пользу качеству публики. В конце сеанса сидевшая рядом со мной зрительница сказала другой: "Дурак. В двух бабах запутался". Типа в двух соснах заблудился, ага. Причем, в принципе ситуацию Кертиса (по крайней мере так, как она изложена в фильме) эта реплика описывает верно. Но чтобы сказать такое после просмотра этого отличного фильма, сведя все увиденное к тупой, как из "Дома-2" фразе надо быть "тупым обывательским быдлом" ™ и воистину бабой, никак не иначе.
Посмотреть — бесплатно и не скачивая — фильм можно здесь:
Источник: Нацбол
Обсудить новость на Форуме