15:31 10.12.2010 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

"Точка", реж. Юрий Мороз, 2006 г.

Три года назад на экраны кинотеатров страны вышел фильм. Снял его режиссёр Юрий Мороз. Про этот фильм спорили, его много ругали. Потом забыли. Остался он в умах и на полках кажется только редких ценителей достойного русского кино. А жаль. "Точка" (экранизация одноимённой повести Григория Ряжского), помните? "Помню, про проституток!" – скажет сейчас кто-то. Да. То есть, совсем нет... Три года назад режиссёр Юрий Мороз снял фильм о самом главном. Фильм, который встаёт в горле костью. Который хочется и нужно пересматривать. После просмотра которого трудно не сказать – "А точку-то ставить рано!"

Москва. Наше время. На точке работают проститутки – Кира (Виктория Исакова), Аня (Анна Уколова) и Нина-Мойдодырка (Дарья Мороз). Вместе живут в бытовке на Рижской. Вместе отправляются каждый вечер на работу. Вместе планируют "отъезжать" – возвращаться к нормальной жизни.

Прошлого - нет: там начало той болезненной верёвочки, что привела их в столицу. Будущее – далёкое, но обязательно светлое, ради него всё это! И, наконец, настоящее. А что настоящее?..

– Девочки, показ! – командует в начале фильма потёртая жизнью мамка.

– Вот эту, длинную, позови сюда, – шевелит холёным пальцем клиент.

– Аня, иди к нам.

– Сколько лет? – интересуется мужчина.

– Двадцать шесть.

– Откуда?

– Из Бельц.

– Откуда? – брезгливо морщится москвич.

– Молдавия, – словно оправдывается девушка.

– Рожала?

– Да.

Биография исчерпывающая. Частности: педофил-отчим, нежелательная беременность, билет в спасительницу-столицу и жёлтый билет.

Мойдодырка – она Мойдодырка и есть. Потому как за десять лет не перестала отмываться от прежней жизни. В прямом смысле. Разбитый инсультом алкоголик-отец год ходил под себя, мать пила, поэтому выгребать из под неспокойного родителя приходилось старшенькой. К этому добавила и мама, выплеснув однажды на голову дочери содержимое утки... Словом, когда клиент-дальнобой посоветовал грудастой малолетке отправляться в Москву, та это с радостью и сделала.

И наконец Кира – самый нестандартный персонаж этой троицы. Отец – крупный военный чин. Гарнизонное детство. Солдатик из соседней части, и – любовь. Настоящая. Точнее, всё остальное не настоящее, только любовь настоящая! Такая как в сказках. Пусть и злодей тут вполне реальный – отец, на дух не переносящий сопляка-десантника – это ладно... Любовь, любовь ведь... И беременность желанная. Вот только он не знает. Не успел! Потому как 104-й Псковский парашютно-десантный полк на войну отправили.

Когда папаша узнал, что дочка "залетела", отправилась уже она. На все четыре стороны. Которые, как известно, ведут в Москву. Тут сказке и конец. У почерневшей от горя несостоявшейся свекровки-москвички Кира узнаёт, что "Вадика убили". На могилке любимого её беспамятную подбирают бич и товарка, решающие продавать "девочку" по пятихатке вокзальному сброду... В себя она приходит только в Склифе, где с располосанными от неудавшегося суицида руками и шрамом после кесаревого, получает кличку "Зебра", а также совет от умудрённой жизнью пациентки-соседки – идти работать на точку, а дальше жизнь покажет.

Что там показывает жизнь – в общих чертах живописует автор. Перепалки на заплёванной точке. "Субботник" у ментов. Апартаменты творческой интеллигенции. Бандитская яхта с непременными перестрелками. Извращенец с индивидуальными "особенностями физиологии организма". Особняк на Рублёвском шоссе, за стенами которого скрываются совсем уж странные существа... Список сцен – впечатляющий, но не выскакивающий за грань дозволенного. Автор не растекается в смакованиях перечисленных перверсий, а точечно и выверено ведёт свою мысль, где всё – двор, беспредельщики-менты, и даже извращенец – не самоцель, а всего лишь средства, яркие декорации, на фоне которых происходит что-то гораздо более важное.

Продажа чести – всегда достижение предела, той самой точки. В фильме это демонстрируют и главные героини, и прочие персонажи. Например, здесь практически нет положительных мужских героев: выведенные в какой-то болезненной крайности, они заставляют даже задаться вопросом – кому ещё больше беспокоиться за непоруганные достоинство и честь – "девочке" с улицы, или хозяину жизни на дорогой машине? Одно дело продать тело, другое – что-то большее.

Борьба эта – со своими страстями, желаниями, сиюминутными интересами, пронизывает невидимой нитью весь фильм. Сначала вроде бы не придаёшь значения эпизоду, где одна девушка молчит и прячет глаза, а другая, не отворачивая, смотрит в упор на купившего её «хозяина». Где оброненная фраза вызывает такой резонанс в привычной схеме «проститутка – клиент», что экран подёргивает накатившей секундной волною…

Вот мужчина предлагает девчонкам заняться групповым сексом. Почему нет? Но одна против. Это Кира. Та, у которой убили. Которая сама едва живая. Спустя минуту резвый любитель погорячее появляется со сворой бойцовых псов. Она не делает назад ни шагу. Ясно, что не отступит, даже если разорвут. Что-то гораздо более сильное, чем собаки, мужчины, сама ситуация, присутствует здесь сейчас… Все берут даровой шампунь. Одна отказывается. Кира. Что такого?.. Измазанная в крови ревёт на асфальте незнакомая ещё Мойдодырка. Несмотря на протесты соседки – "А на фига нам эта тягомотина?" – Кира приводит её к себе, отмывает, отхаживает, оставляет жить. А когда Аня сообщает, что беременна, предлагает ей оставить работу, сидеть пока на хозяйстве, а «на памперсы и пожрать – хватит, не твоя забота». Так постепенно, кадр за кадром, кирпичик за кирпичиком, вырисовывается оглушительная по своей силе картина. Где кто-то привычно по капле выдавливает из себя достоинство. А кто-то находит силы сохранить нетронутым внутри самое дорогое. Не продаться самому себе!

В одной из сцен фильма девушек привозят на загородную виллу. Некий серый кардинал проходится по строю. Сканирует взглядом одну, другую. На последней неожиданно спотыкается. Долго смотрит в глаза этой белокурой лохудры, курит, молчит… Кира единственная, кто не попадает на последующее шоу. Девочек загоняют в бассейн и восемь часов держат в холодной воде. Робкие попытки протеста сразу пресекаются. В оглушительной тишине слышно только как трава хрустит под туфлями охранников, да кто-то незримый шуршит в глубинах особняка…

Зорким оказался искушённый жизнью «кардинал». Не испортил «малину». Не проморгал!

Когда «Точка» вышла в прокат, сплошь проморгали близорукие критики! Картина была презрительно отвергнута. «Эпатаж, чернуха, возвращение к перестроечным традициям» - пачкали этот чистый пронзительный фильм. Или, как сенсацию, обсуждали участие в нём главной роли дочери режиссёра. Чем-то «Точка» неумолимо напоминает Астрахановский «Ты у меня одна», снятый в то болезненное время искушений и дезориентации, когда, как воздух, нужны были именно такие фильмы. Скольким он напомнил, что одна она – жизнь, любовь, Родина! А до скольких не достучалась или просто не дошла по адресу Морозовская работа?

Финал истории «Точки», даже учитывая специфику сюжета, страшный. Как может быть страшен удар в спину со стороны защищённого тыла. Предательство своих на поле боя. Как страшны и аномальны патологии окружающего мира, с которыми сталкиваешься ежедневно, и которые так яростно претендуют на норму.

Будущего не наступило. И наступить не могло. Из всех троих понимала это, кажется, только Кира. Настоящее, и только.

А всё-таки что настоящее? Взмах факела в темноте. Мир, который целое мгновение держался. Земля, на которой в это время был как минимум один живой человек!

Однажды Егор Летов сказал «Я беспощадно верю в победу безногого солдата, ползущего на танки с голыми руками. В победу богомола, угрожающе топорщащего крылышки навстречу надвигающемуся на него поезду…»

Кира победила (пусть об этом узнала только одна она). Безвозвратно, величественно и однозначно. Мы свидетели этому подвигу.

Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме