12:30 02.12.2010 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"
"Тигровые отряды", реж. Жером Корню, 2006 г.
Сразу надо сказать, что львиная доля забавностей приходится на ту часть фильма, где французские актеры, среди которых затесалась и пара артистов артистов-эмигрантов из России, играют русские политические страсти. Тут и ассоциации с "Бесами" Достоевского, и ни к селу ни к городу приплетенный Иван Грозный, которого герои постоянно и на редкость бестолково поминают всуе так, что это только запутывает дело и сбивает с толку. Но если вспомнить, что во всяких российских статских советниках и империях под ударом персонажи кривляются на эти темы ничуть не лучше, то французам – простительно.
В этом фильме бок о бок сражаются французские и русские анархисты, а честные французские полицейские при помощи русских революционеров пытаются сорвать коварные планы коррумпированных транснациональных элит, представленных финансовыми воротилами, аристократом-жуликом князем Волконским и продажными парижскими чиновниками.
Фильм большой, 2 часа, довольно замысловатый сюжет, много героев. Вообще это кино-римейк телесериала, который был крайне популярен во Франции лет 30 назад. Первая часть картины – история противостояния спецподразделения полиции (этих самых "Тигровых отрядов") и знаменитой банды Бонно.
Группа автомобилистов-налетчиков под руководством Жюля Жозефа Бонно с политической точки зрения была компанией весьма сомнительной. Кажется, они все-таки были скорее бандитами, чем революционерами. Хотя и отдавали 10 процентов экспроприированного на дело борьбы с гнетом капитала. Революционная десятина, да.
Но какая, в сущности, разница зрителю "Тигровых отрядов", кем там в действительности были Бонно и его ребята? Мало кто умеет романтизировать и героизировать криминал так, как французы. Про банду Бонно даже Джо Дассен песню спел, парадоксально легкую, светлую и ненавязчивую. А другой рукой те же самые французы романтизируют и воспевают своих полицейских – жанр "поляр". В "Отрядах" обе эти линии сливаются воедино: Бонно и его анархисты-грабители – герои, но и противостоящие им "флики" – тоже красавцы и герои. Как заметил Корчинский, французы как нация очень хорошо умеют аплодировать. Причем, добавим мы от себя, в данном случае они профессионально аплодируют всем. И тем, и этим.
"Тигровые отряды" – это и ретро-поляр, и детектив, и боевик, и политический триллер на материале эпохи преддверия Первой мировой войны. Мелодраматизм опять же, романтика, куда же без них. Русская княгиня с почему то французским именем и одновременно – тайная революционерка сначала была любовницей Бонно, а после героической гибели этого Робин Гуда стала возлюбленной того офицера полиции, который и руководил ликвидацией героя-анархиста (при этом восхищаясь своим врагом). Французы, одно слово.
Сюжет крутится вокруг пресловутых русских облигаций, темы для Франции болезненной, которую там до сих пор не забыли. Если не ошибаюсь, в 1990-х Черномырдин расплатился таки с французами по этим облигациям. Накануне Первой мировой войны очень много простых французских обывателей покупали эти ценные бумаги. Предполагалось, что тем самым они кредитуют Россию – своего союзника против Германии. После Октября большевики отказались платить по этим счетам. В фильме эта тема накрепко связана с революционными страстями и заключением Тройственного союза (Антанты) между Англией, Францией и Россией. Если верить фильму, то к списку знаменитых французских "Афер" (громких скандалов, связанных с коррупцией высших государственных чиновников и финансовым мошенничеством) следуют добавить и тайную аферу с этим русским займом.
Другие специфически французские фишки в фильме: тема соперничества и даже откровенной вражды между разными полицейскими подразделениями (см., например, "Набережную Орфевр"), тема жестокости полиции (в сцене допроса финансиста Казимира Киня, что отсылает нас и к "Шпику" Мельвиля (1972) и к "Ненависти" (1995) и вообще к тому факту, что во время оккупации французские "флики" по жестокости превосходили коллег из Гестапо), тема коррупции и жестокой борьбы внутри пресловутой Администрации, то есть великой и ужасной французской бюрократии. Ну и, разумеется, левый революционный пафос. Диана Крюгер, известная по "Бесславным ублюдкам", в роли русской княгини(!)-революционерки в сцене суда – что твоя Вера Засулич.
Очень хорошо поставлены драки. Из всех же персонажей мне больше всего понравился инспектор Пужоль, крутой и безжалостный франт-полицейский в исполнении Эдуарда Бауэра. Он сыгран гораздо убедительнее истерзанного каторгой, пытками охранки и наркотиками русского фанатика-террориста, совершенно отмороженного (кто-нибудь, запретите им на Западе читать Достоевского!).
Резюме: фильм, конечно, не без огрех и местами довольно сомнительный, в особенности на русский взгляд, но смотреть можно. Все лучше чем "Статский советник". Вот как раз особенно рекомендую к просмотру тем, кто любит ретро-революционный антураж: начало XX века, первые автомобили, "бомбисты", Равашоль-Савинков, и прочий, так сказать, винтаж.
Источник: Нацбол
Обсудить новость на Форуме