22:30 23.10.2009 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

"Супермен поневоле, или Эротический мутант", реж. Никита Джигурда, Станислав Гайдук (1993 г.)

"Супермен поневоле, или Эротический мутант" (1993)
Советский и постсоветский русскоязычный кинематограф периода конца восьмидесятых и первой половины девяностых ещё ждёт пытливого и беспристрастного исследователя. Слишком много фильмов было снято в период корпоративного бума, причём зачастую очень необычных. Иногда - талантливых, даже очень талантливых, вроде моего любимого "Гонгофер" Килибаева. Но для адекватного понимания духа той эпохи нужно смотреть в первую очередь образцы "чернухи", эксплуатационной халтуры, снятой за копейки. Тем более, что подобное кино зачастую действительно интересно смотреть.

Думаю, не нужно объяснять, что такое Джигурда. Великолепный образец того, что получается из трагического несоответствия между самомнением и талантом (точнее - интеллектом). Песни "под Высоцкого", но глупые и с матом, съёмки в фильмах про "любить по рррусски", пафосные стихи и занятие плохо понятой псевдоэззотерикой. Полный набор. Однако я очень удивился, когда узнал что в 93 году этот титан мысли и отец русской теософии ухитрился снять чисто свой, целиком авторский фильм. Выступив там и автором сценария, и режиссёром, и исполнителем главной роли. Просто Орсон Уэлс из глубинки.

Сперва цитата. Большая. Но важная.

Никита, на вашего "Супермена поневоле " в Москве аншлаги.

Н.Д.: В центральных столичных кинотеатрах ("Художественный", "Москва") были переполненные залы. Сейчас даже на американские фильмы приходит 30-40 человек, а у меня - аншлаги. Но я это связываю с тем, что многие идут на фильм, зная меня по песням. У американцев давно отработана система, когда выходит картина, то на рекламу ее тратят порой столько же, сколько стоит она сама, и даже больше У нас нет этого процесса, и какой бы хороший фильм ты ни сделал - с рекламой напряженка. У нас ведь было идеологическое государство Картину сделали, наверху сказали, что надо ее показывать. И показывали По всей стране А сейчас все это кончилось, и получается, что режиссер сделал фильм а дальше некому заниматься его прокатом А почему некому? Да потому, что на кинорынок выставляются американские фильмы не первой свежести, которые продаются по дешевке, и прокатчик говорит; "Извините, ребята, вы сделали хороший фильм, нравственный и т.п., но он дорогой, да и проигрывает американским, потому что вы не думали о зрителе.

Американцы же изначально (капитализм на ЭТОМ построен!) думают о человеке, о сбыте своей продукции. Сначала был жестокий капитализм (как у нас сейчас), потом поняли, что лучше поделиться с людьми, лучше работать на людей. Это будет выгодней. Тогда и тебе люди отдадут В итоге сейчас мы получили то, что по телевизору взахлеб смотрят "мыльные оперы", созданные, как правило, 15 лет назад. Это говорит о том, что уровень МАССОВО.Й культуры у нас, увы, стоит на уровне Мексики 1970-х годов!

А я хочу делать такие фильмы, чтоб их смотрели НАШИ люди, молодые, в первую очередь. Чтоб смотрели и видели, что есть добро и оно может победить зло, что выгодно быть честным. Или выгодно стараться быть честным.

Я поставил себе целью доказать, что можно и сегодня сделать фильм, на который люди пойдут, и мое имя эту задачу тоже выполняет, потому что люди, которые меня знают по песням, идут на картину

Я отличаюсь от многих режиссеров главным образом тем, что снимаю быстро и с друзьями-единомышленниками, которые не требуют миллионных гонораров, понимая, что у меня их нет Поскольку я - это другое в сравнении с ними поколение я чувствую время, в которое мы живем, и снимаю кино об этом времени. В течение месяца я помногу раз выхожу к зрителю и чувствую его дыхание. Я пою песни и знаю, что нравится, и что не нравится людям. От этого я отталкиваюсь и переношу все это в кино.

Москва - Екатеринбург, май 1994, "На смену!" № 184(14820) от 29 сентября 1994 г.

Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме