17:01 12.06.2011 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"
"Соседские мальчишки", реж. Пенелопа Сферис , 1985
"Нет такого порока, который не овладел бы Чарли Шином", - написала недавно про этого американского актера одна московская журналистка.
Задолго до того, как превратиться в алко-нарко-порографа, и еще до того, как пойти по апокалиптическим стопам отца и сыграть в очередной эпической рефлексии американского кинематографа на тему Вьетнама "Взводе", будучи еще совсем зеленым юнцом, Шин-младший снялся как минимум в двух любопытных фильмах: "Красном восходе", одном из самых трэшевых и клюквенных образчиков наимахровейшей рейгановской кино-антисоветчины, и в картине о подростковой жестокости и немотивированном насилии "Соседские мальчишки".
Фильм очень простой. Два социальных аутсайдера, "неблагополучных подростка" после выпускного отправляются из своего захолустья в Калифорнию и там вроде бы ни с того ни с сего начинают убивать всех, с кем их сводит случай.
Фильм отсылает и к документальной книге "Хладнокровное убийство" Трумэна Капоте (и к реальной истории, про которую написана книга), и к "Прирожденным убийцам" (это как бы реалистичные, малобюджетные и без любовной линии "Прирожденные", снятые за 10 лет до фильма Стоуна), и к чему он только не отсылает.
Не станем здесь распространяться о насилии в США и в американской культуре. Отметим только, что в Америке существует такой феномен как самый настоящий культ серийных убийц.
Отправляясь на подвиги в штат серферов и гомосексуалистов два пацана с тоской рассматривают здания завода, на который им придется идти работать после только что оконченной школы, со следующей недели. Позднее, уже после начала убийств, один из них скажет другому, что надо бы остановиться, а то "нас упекут". "Упекут нас на следующей неделе", - тоскливо отвечает ему приятель.
Попытка "оттянуться" перед тем, как впрягаться в пожизненное ярмо заводской рутины, оборачивается кровавой феерией, настоящим марафоном насилия.
Эпизод, когда они только едут в Калифорнию. Рой (Максвелл Колфилд) напоминает Бо (Шин) о каком-то конфликте с участием последнего. "И что ты тогда почувствовал?", - спрашивает Рой. "Я хотел убить его", - отвечает герой Шина. Рой: "А я чувствую это постоянно. Во мне как будто что-то растет".
В этой паре Бо – безусловно ведомый, первопроходец же на пути немотивированного насилия – Рой.
Каждое нападение в фильме – спонтанное. Иранский эмигрант на заправке, гомосексуалист из гей-бара, любительница случайных половых связей из "гетеро"-бара… Они не собираются нападать ровно до той секунды, как нападают. Они словно сами не знают, почему делают это. Но когда смотришь на их действия на экране, кажется, что что-то внутри них это знает. Точнее, это что-то вообще не имеет отношения к таким вещам, как "знание", "объяснение", "причина".
Однажды на меня напал полубезумный (и очень "неблагополучный") пацан лет 18-20. Перед этим он несколько секунд ходил туда-сюда, "разогревался", бросая на меня шальные, какие-то лихорадочные взгляды. Точь в точь, как Рой в фильме, на кухне одной из последних жертв, мечется, распираемый чем-то изнутри, ноздри раздуваются, глаза вращаются в глазницах, как заводные…
"Мы видим, как в человеке пробуждается зверь", - очень затертая банальность, неверная к тому же. Как раз таки этот фильм наглядно демонстрирует, что беспричинное, иррациональное, "просто так" насилие – это прерогатива в первую очередь именно вида homo sapiens.
Финал, когда одного из двух, который выжил, уводят в наручниках под какую-то пронзительную балладу в стиле 1980-х – один в один как в первом "Рэмбо", только в "Мальчишках" музыка без слов. В отличие от социально обделенного героя Вьетнама им совсем нечего сказать не то что в оправдание, но и в объяснение своих действий. Американская культура всегда занималась и своими аутсайдерами, и своими отщепенцами. Америка сажала своих ублюдков на электрические стулья, и она же снимала про них фильмы. Она помнит своих детей, уродливых и злых - тоже.
Источник: Нацбол
Обсудить новость на Форуме