22:16 02.02.2010 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"
"Соломенный псы", 1971, реж. Сэм Пекинпа
Главный герой — натуральный предтеча небезызвестного Миши Вербицкого. Он тоже математик. Играет его Хофффман, то есть он тоже еврей. И тоже вступает в неравный бой с быдлом.
Приехав с женой в английскую деревню в чаянии уединения, потребного для его научных занятий, он становится объектом террора со стороны люмпенизированного сельского недо-пролетариата, который ремонтирует ему крышу. Аборигенов возбуждают голые прелести супруги ученого, которыми она перед ними "сверкает", и один из них, с которым у нее когда-то "что-то было" насилует ее, пока его приятели выманивают героя Хоффманна из дома на якобы охоту. Впрочем, изнасилованием этот акт вполне не назовещь, она в итоге сама отдается брутальному сельскому мачо, а до этого "пилит" своего математика на тему "нифига ты не мужик".
Польское слово "быдло" ("скотина"), как известно, первоначально служило для обозначения именно крестьян. Крестьянство с его грубыми, тяжелыми нравами. Крестьянство с его тяжелыми и "естественными" условиями жизни, располагающими к "опрощению", то есть к оскотиниванию. Крестьянство с его специфическим сельским конформизмом: "шоб все как у людей было" - это ведь оттуда, из деревни. Потому что если не как у людей, то тебе мажут калитку навозом или приходят ночью с факелами, топорами и вилами. Крестьянство с его брутальным, буквально животным патриархатом: "шоб девка себя соблюдала", а если не соблюдает, то запороть ее батогами в хлеву нахрен.
На последнем моменте остановимся отдельно в связи с поведением жены главного героя. Конечно, к нему можно предъявить серьезные этические претензии. Но если в конфликте между городом, со всеми его недостатками, и деревней, мы принмаем сторону города, то тут наша позиция должна быть принципиальной: современная городская женщина имеет право вести себя как угодно, в том числе и как так называемая "блядь", и это не дает основания "пейзанам" тянуть к ней свои натруженные клешни. Вообще "блядь" — неправильное слово, оценочное, идущее из тех же сельских "понятий".
На эпизоде с женой террор против городской четы не прекращается. Пьяная толпа осаждает дом Дэвида (Дастина Хоффмана), потому что заподозрила его в укрывательстве местного дегенерата. А слабоумного этого в свою очередь они заподозрили в убийстве местной девушки и решили учинить над ним самосуд, что так характерно для традиционного сельского менталитета. Местный судья пытается помешать пьяным землякам, они его убивают и начинают штурмовать дом, в котором окопался заезжий очкарик со своей женушкой. Дальше следует кровавая баня, из которой математик выйдет уже другим человеком: "Боже мой, - скажет он, - я их всех таки прикончил".
Вобщем: в тихом омуте черти водятся, не загоняйте математика в угол и не будите спящего интеллигента, такая мораль. Одиночка против своры охреневших дикарей, сюжет хрестоматийный для западной уцльтуры.
Болезненно-зловещая атмосфера кинокартины подчеркивает тяжелый перелом десятилетий. Вера в мир да любовь 1960-х обанкротилась и на авансцену вновь вышел герой с оружием, которым, как известно, в сочетании с добрым словом можно сделать больше, чем просто добрым словом.
"Соломенные псы" разжигают рознь, начиная со своего названия. Под этими самыми псами имеются ввиду древняя китайская традиция сжигать на праздниках чучела собак, как у нас на Масленицу. Известно изречение Лао Цзы: "Небо и Земля немилосердны — люди для них — лишь соломенные псы". Сейчас в английском языке под "соломенными псами" имеется ввиду нечто абсолютно бесполезное или созданного с единственной целью быть уничтоженным. Зритель может сам решить, кого под таковыми подразумевал в своем фильме Пекинпа, несчастную ли ителлигентную пару, озверевших ли аборигенов, или и тех, и других.
Проблема антагонизма между городом и деревней всегда остро стояла в Советском Союзе. В советской культуре, напомним, действовала целая группировка литераторов, пресловутых и так называемых "деревенщиков", которые за деньги мировой консервативно-земледельческой камарильи пытались ввергнуть нашу горячо любимую родину обратно в тьму невежества, дикости, повальной безграмотности, а также тотального педикулеза и лаптевязания.
Не потеряла эта проблема актуальности и в современной России, если принять за рабочую версию, что феномен так называемого "гопничества" имеет опять таки сельские корни: принудительно и грубо урбанизированные Сталиным бывшие крестьяне никак не могут социализироваться в городской среде, в течение нескольких поколений уже.
Есть эта "тема" и в США. Наверное четверть всех американских фильмов (покрайней мере тех, где речь идет собственно об Америке и американских проблемах) сняты на один и тот же сюжет. Нормальный, современный, социализированный, образованный городской американец приезжает в очередную пердь, в захолустный штат, где инцестуозно деградируют жители какго-нибудь очередного Догвилля. И там на него изо всех щелей лезут ну такие уроды, что у него просто не остается другого выхода, как взять бензопилу и устроить техасскую резню. Тут среди прочего, надо думать, сказывается и "классовая" (сословная?) ненависть голливудских интеллектуалов к широким массам американского народного быдла.
Наконец в "Соломенных псах" мы имеем удовольствие лицерзреть британское народное быдло. Логично сделать вывод, что проблема "город vs село" характерна для всех стран с высоким уровнем урбанизации, к каковым относится и Россия. Это война.
Источник: Нацбол
Обсудить новость на Форуме