17:01 19.12.2010 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

"Социальная сеть", реж. Дэвид Финчер, 2010 г.

Фильм Дэвида Финчера «Социальная сеть» вышел на экраны в октябре нынешнего года и моментально вызвал шквальный интерес. Еще бы! История студента, придумавшего самый главный хит сегодняшнего времени – соцсеть «Фейсбук»! Вполне понятно, что миллионы пользователей любимой игрушки потянулись в кинотеатры и к своим компьютерам с желанием узнать «Кто же этот человек?» и «Как это было?» Впрочем, Дэвид Финчер («Бойцовский клуб», «Семь») не был бы Дэвидом Финчером, если бы он задался целью снять кино о, пусть и необыкновенной, но компьютерной программе и истории ее создания. Финчер – режиссер, который поднимает более серьезные вопросы. И в своем новом фильме он это прекрасно продемонстрировал.

"Социальная сеть" в мировой прессе не получила практически ни единого отрицательного отзыва. Не удивительно. Такие фильмы появляются раз в десятилетие, как и проекты, типа "фейсбук". Проделанный кинематографистами труд по качеству напоминает качество прототипа - безупречное: сценарий, работа операторов, художников, подбор актеров, наконец, сама игра... К примеру, обаяние исполнителя главной роли Джесси Айзенберга на протяжении фильма растет с такой же прогрессией, с какой его герой добавляет в соцсети друзей. И к середине фильма зашкаливает так, что кажется, весь зал уже безнадежно зависим от этого рыжего, колючего социопата.

История создания "фейсбука" - это история нашего времени. Однако фильм этот вовсе не про наше время. И не про время вообще. Картина повествует о герое, о homo heroico. Не вписывающемся в привычные рамки, деятельном, одержимом, живущем во все времена.

Один из лейтмотивов произведения - развитие отношений между близкими людьми. В частности - между друзьями Цукербергом и Саверином. Марк расталкивает многих на пути к цели, в том числе единственного друга, оставляя того на обочине. В этом конфликте - один из главных вопросов, поднимаемых режиссером. Но не главный! Финчер, разумеется, не дает определенного ответа на этот вопрос - правильно это или нет. Зато ответ на него дают многие критики. "Он приобрел 500 млн. виртуальных друзей, потеряв единственного, настоящего" - этот рефрен звучит со страниц и из блогов громче остальных. Однако кажется неубедительным. Исходя из того же принципа homo heroico: сверхлюди избавляются от тормозящих их попутчиков, иначе им придется останавливаться самим. Tetrium non datur. Закон сохранения энергии. Цукерберг - не правило, он - исключение. Именно поэтому история отношений между людьми здесь - вопрос второстепенный, на первом месте - история действия. И примеры Эдуардо Саверина, а также братьев Уинклвосс - обратная сторона медали взлета сильнейших. Побеждает только один. А вам - шестое место. Или - энная сумма долларов и поощрительная строчка в графе "создатели". Грустно. Беспощадно. Но честно.

Говоря о сюжетных линиях, изюминках, находках, упомянуть нужно и появление столь же талантливого, как и Цукерберг Шона Паркера (Джастин Тимберлейк); и демонстрирование позиции англосаксов в рамках США (выходцы из Великобритании, за исключением ирландцев, являются лидерами на политической и экономической арене Америки); и зависимость системы, от таких как Цукерберг. Марк, в первую очередь ведь это не создатель "фейсбука", а - нож, который вспарывает этот сверхпрочный баланс социальных отношений и иерархий, доказывая очередной раз шаткость буржуазной системы и прямую зависимость ее от таких пассионариев, как он.


История Цукерберга в фильме "Социальная сеть" - отчасти выдуманная история. Реальный Цукерберг даже не участвовал в обсуждении сценария, и его настоящую историю мы не узнаем. Что, впрочем, не умаляет сюжета, а только добавляет ему веса: искусство ведь на то и призвано, чтобы в выпуклых формах представлять нам окружающее и нас самих.

И потому не так уж и важно, как же там было на самом деле. Важно то, как может быть!

Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме