18:00 19.06.2009 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

"Самурай", реж. Ж-П.Мельвиль

"Самурай" (Le Samourai). Франция, 1967. Реж. Ж-П.Мельвиль, в гл. роли А.Делон
"Самурай" — это шедевр Жана-Пьера Мельвиля. Квинтэссенция его крайне отстраненного, холодного кинематографа.

Мельвиль, с одной стороны, был мастером нуара. Четкого определения этого жанра нет, есть только набор характеристик: "криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, темное освещение сцен, как правило, ночных, и значительная степень женоненавистничества".

Нуар Мельвилля был элегантен, менее брутален, чем классический американский нуар 1940-1950-х. Знал бы он, что на русский язык нуар "переведут" как "чернуха", для обозначения советских фильмов конца 1980-х про дедовщину в армии, изнасилования в детдомах, "интердевочек" и прочую перестроечную правду-матку!

А с другой стороны этот французский режиссер был блестящим живописцем отчуждения. И в "Самурае" эти две линии его творчества достигают наивысшей завершенности. Фильм можно назвать произведением в жанре гангстерского экзистенциализма.

Ален Делон в этом фильме отчеканил тот образ, который потом с разными вариациями эксплуатировал на протяжении всей своей карьеры. В "Самурае" ему вообще ничего не надо играть. Знай себе, ходи с каменным лицом, да убивай. При этом сквозь каменное лицо проглядывает некая жуткая мука, выразить которую герой не только не хочет, но, похоже, и не может просто физически, настолько глубоко и тотально он изолирован и отчужден от всего окружающего мира.

Главный герой — наемный убийца. Я не любитель каст-ведов-кшатриев и прочей брахмапутры, но в случае с данным конкретным героем можно только удивиться (и ужаснуться) насколько для человеческого типа "Воин" не осталось места в цивилизованной части современного мира, что ему одна дорога — в киллеры. Что может быть ничтожнее и презреннее верности киллера своему нанимателю? Но в исполнение Делона это верность становится вровень с героизмом, хоть патриотическим, хоть религиозным, каким угодно. Кроме криминала, другого поля для приложения кодекса Бусидо не осталось.

Фильм пронизан фатализмом, обреченностью и пессимизмом. Главные герои картин Мельвиля имеют обыкновение погибать в финале, и "Самурай" — не исключение. Некоторые, наверное, могут интерпретировать концовку фильма в духе "погиб из-за бабы", да вот только тут нестыковочка, эта же "баба" его до этого и спасла, на очной ставке, солгала, не стала его опознавать. В названии кинокартины зашифрована французское слово "любовь".

"Самурай" — безупречно стильный, лаконичный, ледяной, скупой на слова фильм. Накануне 1968 года Мельвиль снял фильм, где нет ни одной мужской длинной прически, вообще нет никаких примет шестидесятых. Только болонивые плащи с поднятыми воротниками, шляпы, строгие костюмы, одиночество, выстрелы, грустный джаз и смерть.

Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме