13:30 04.05.2009 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

Родом из края магнолий (О фильме "Кремень", 2007)

В 2007 году Алексей Мизгирев выпустил свой дебютный фильм "Кремень". Фильм запрещен к показу на телевидении, то есть сразу можно себя настраивать на то, что он неоднозначный. Картина вышла два года назад, но разговоров о ней много до сих пор. В спорах между посмотревшими камнем преткновения является собственно сам "Кремень" - главный герой - Антон Ремизов. История его проста. На первый взгляд - вульгарно проста. Но это первое впечатление обманчиво, потому как история Антона Ремизова настолько же вульгарна, насколько вульгарна правда. Подливают масло в огонь необъективной оценки аннотации, серьезно коверкающие представление о фильме. Когда анонсируется "кино о пареньке, приехавшем покорять злую глянцевую Москву", все-таки представляешь себе немного другую историю. И другого паренька.

Кто же он, этот Антон Ремизов? Обладает ли он исключительностью или он все-таки типический персонаж, носитель характерных особенностей эпохи?

Часть аудитории оценивает работу Евгения Антропова (он сыграл главную роль) как невнятную попытку нарисовать эдакого "национального героя" и ругают фильм. Те, кто действительно воспринял Ремизова как неудачный романтический образ, пускали в ход сравнения со ставшим уже кинематографическим архетипом Данилой Багровым. Но в данном случае, этот исступленный поиск русской самобытности приводит в тупик. Режиссеру удалось верно зацепить тему "национального героя" и попросту развести любителей искать его в подходящих и неподходящих для этого местах. Сравнение с Багровым уместно лишь в том, что касается формы, чего-то совсем внешнего. Ремизов готов использовать примерно те же, что и Багров методы ради достижения желанной цели. Да, он также готов плевать на успех и наслаждение. Но цели и душевная организация у двух героев прямо противоположные. Отсюда неверная оценка картины как слабого подобия "Брата". Это конечно квази-"Брат".

Первое, что бросается в глаза - специфические особенности главного героя, которые при ближайшем рассмотрении оказываются лишь средствами художественной выразительности, вполне адекватными и уместными. Именно за счет гротескности Ремизова, становятся действительно заметны сконцентрированные и приумноженные в нем черты. Вполне правдоподобный концентрат того, с чем ежедневно приходится сталкиваться на российских улицах. Если абстрагироваться от приемов, позволивших режиссеру создать вокруг героя ореол фантастичности, то в сухом осадке останется типичный парень Антон Ремизов, мой современник. Ремизов настолько же правдоподобен, насколько правдоподобны гоголевские чиновники.

Важное значение имеет в фильме "региональная проблема", извечный конфликт двух миров: "понаехавших тут" и "зажравшихся москвичей" . Эта тема одна из основных, да, но, мне кажется, не генеральная. Это просто данность, общий контекст, в котором разворачивается история Ремизова и нас всех.

Странно, что практически никто не сформулировал то, что в общем-то лежит на поверхности. Фильм "Кремень" - фильм о милиции. О современной российской милиции. Также как балабановский "Груз 200" - это история про мента. Помимо остальных смыслов, помимо всего-всего, это история про мента. Именно это, в первую очередь, роднит картины двух режиссеров. Но и здесь вполне уместные параллели с картиной Алексея Балабанова сводятся критиками к оценке формы. Мне же видится вполне очевидная тенденция. Если балабановский мент-маньяк - чудовищное исключение из правила, симптом страшной разрушительной болезни, охватывающей страну, то Ремизов конечно - пиковая стадия, кульминация этой смертельной лихорадки. Ремизов - это явление всероссийского масштаба. И вот тут начинается новый русский реализм.

Цитирую обозревателя "Новой газеты" ("Диктатура мента" // Леонид Никитинский):
"…менты рационализируют мотивы (жестокости) расизмом в виде "здорового национализма", культом силы, которой оправдывается необходимость борьбы с преступностью, а на самых высоких этажах это может приобретать вид рассуждений об особом пути России, опять же патриотизме или государственности, про которую никто даже не может объяснить, что это такое. Вот на это не надо вестись, поскольку за этим приличным или уже неприличным флером скрывается (в том числе от себя самих) только мотив корысти и больше ничего. Это бизнес, и он жесток, потому что это так устроено".

Вот и Мизгирев показал нам, как русские менты делают бизнес. Именно кровавый, жестокий бизнес. Так же как это происходит в фильме, это происходит в каждом городе России. И нет здесь никакой лирики. Вымученная любовная линия настолько абсурдна, что только лишний раз высвечивает жуть и беспросветность происходящего. Происходящего с нами и с парнем на экране.

Парень возвращается из армии. Парня армия российская сделала уродом. Мутантом. Он безусловно жертва, но такая, которую не жалко. Ремизов шокировал всех своей гротесковостью, которая не вписывается вроде в рамки реализма. Тем более не должна вписываться в жизнь. Но лукаво улыбнуться те, кто сталкивался с современными "стражами порядка". Потому что Антон Ремизов - типичный русский мент. Если Ремизов наследник маньяка из "Груза 200", то мы - потомки беззаботно плясавших под советское диско на фоне крушения эпохи. Каждый получает то, что заслуживает.

Кто-то из критиков назвал фильм "притчей о новом поколении". Но вот я категорически протестую, потому что эта притча о больной современности, которую нам необходимо вылечить. Нам, новому поколению, необходимо вылечить.

Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме