21:46 18.01.2010 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

Право на свою путевку в Вечность

… Ночь, маленькая темная комната с наглухо занавешенными окнами и нервный, взбудораженный, 20-ти летний пацан, глядящий в потолок и мечтающий о Славе, о Вечности, о Творчестве.

С этого начинается книга Арслана Хасавова «Смысл», выигравшая независимую литературную премию «Дебют».

Сюжет повести таков: Молодой парень ищет себя. Пишет книгу. Посвящает ее «не боящимся думать иначе», публикует к ней эпиграфы - по поводу ущербности и отсутствия духовного стержня в обществе потребления, о сверхчеловеке и «меньшинстве», более разумном, чем масса. Главный герой, Артур Кара – студент из обычной московской семьи, приехавшей из Чечни. Преодолев моральные метания, которые Достоевский в свое время раскрыл в образе Родиона Раскольникова, Артур решает, что он не тварь дрожащая, и старуха тире процентщица тире современное общество - должны быть убиты (разница здесь только в кумирах этих двух персонажей, у одного был Наполеон, у другого – Эдуард Лимонов). Он имеет право на свою путевку в Вечность, а для этого ему нужно всего лишь попасть в Историю, захватив какую-нибудь часть планеты.

Далее он описывает свою жизнь - его ежедневные преодоления семейного и образовательного «скулинга», попытки самосовершенствования, конкретные действия для осуществления намеченной цели, просто свои мечты и мысли. Вообще, стайл книги по форме напоминает ранние произведения Лимонова, типа «Эдички» или «Дневника неудачника». В ней используется то же провокативное «запутывание читателя»: с одной стороны вроде как откровенность и автобиографичность налицо, а с другой – закон художественной литературы гласит, что «лирического героя произведений, написанных от первого лица, нельзя принимать за автора и идентифицировать с ним». Позже все это перетечет в «дримс» «Другой России» и детализированность «Моей политической биографии».

Так вот, герой живет, мыслит, протестует, разговаривает с Богом и начинает действовать. Его цель – вооруженный переворот в Туркменистане, где он построит новое общество, в котором семья заменится коммуной, не будет дебильного образования, в общем, уже знакомые нам «Очертания нового будущего», плюс две свои идеи: соединить систему отопления с канализацией и оздоровить нацию, заставив всех ходить голыми (зачем и как Артур объясняет, почитайте). Харизматичный лидер у него есть – он сам, ему нужны сторонники, свое движение.

Он обращается к Интернету – в поисках движения, совершающего подвиги с целью захвата власти. Там он находит нацболов, «Исламский комитет» и шаргуновскую «УРА!». Решает туда внедрится (но не стать их частью, кирпичиком чьей-то организации он быть не хочет) и людей, подходящих ему лично, переманить на свою сторону. Он идёт на первый Марш Несогласных – первый в его жизни и первый в России. Там он то чувствует себя повелителем мира сего, вышагивая перед ментами, то боится, что его задержат, родители узнают, что он туда ходил и опять будут ругаться. В результате чего, поспешно оттуда ретируется. Он посещает гейдаровский «Исламский комитет», сбор шаргуновского «УРА!» (с Шаргуновым он познакомился лично, случайно встретив его на улице). Ну и конечно же, нацбольское собрание.

По книге, Артур приходит к нацболам в тот день, когда случилось нападение нашистов на штаб КПРФ. Он описывает людей, которых видит, в повести появляются знакомые любому нацболу имена (например, он восхищается Назиром Магамедовым настолько, что считает его достойным своего будущего движения). Но в целом, с рядовыми «пыльными, бедно одетыми» нацболами, «мясом», он не хочет даже разговаривать. Во время нападения Артур «вступаться за незнакомых ему людей» не желает, и «выручает себя своими ногами». Чтобы его, как новенького, пришедшего именно этот день, не заподозрили в сопричастности к нашистам, он нехотя соглашается дать показания, как свидетель. Нацболы, в целом, нарисованы со смесью восхищения ими и легкого презрения к ним же.

Разобравшись с поиском сторонников, главный герой начинает писать догматы для своего будущего движения, который решает назвать «Смысл». Как выше упоминалось, «смыслисты» должны разрушить устои старого, тухлого общества, захватить власть в Туркменистане и создать там новую нацию. Он придумывает знамя – черное полотно, внутри белый круг, внутри круга красный цветок анемон (от греч. «ветер», по фен-шую символизирует искренность). Придумывает устав – «Катехизис революционера» (он был послан Богом Сергею Нечаеву, так же, как и догматы «Смысла» Артуру, поэтому Бог разрешил его считать универсальным документом). Собирает в кафе лучших, из тех, кого нашел в посещенных им радикальных движениях – двух нацболов, Шаргунова и Гейдара Джемаля. Они с восторгом поддерживают его идею. В конце книги 136 отличных бойцов отправляются в Туркменистан. Артур Кара достиг своей цели.

Книга безусловно ценна в том смысле, что там развернуто описывается бунт не глупого, не зомбированного Системой молодого человека, которому государство, не оставляет иного выбора, кроме революции. Однако, автор, в какой-то момент «путает в показаниях» своего персонажа. Есть две абсолютно правильные главы, состоящие из мыслей Артура о том, что пуста жизнь гламуриков, по клубам тусящих, и вечна жизнь писателей, чьи тома он любит листать, бродя между стеллажами в книжных супермаркетах (и даже знает об этих писателях больше консультантов в книжных магазинах). На тот момент его протест понятен и закономерен. Именно когда он тычет читателя лицом в его, читателя, моральное и материальное бесправие перед кучкой экстази/амфетаминовой молодежи, накокаиненных депутатов Госдумы и водочкой разящих сотрудников тех самых органов - он симпатичен. Читателя нужно тыкать носом в такие вещи постоянно. Но в тоже самое время, всю книгу, Артур совершает странные поступки – например, бегает за Тимати, чтобы тот почитал его рассказы, и горюет, что не догнал, сидит под какой-то там вечеринкой, в надежде, что его пригласят туда, выносит нацболам суровый вердикт, судя по дороговизне одежды… Постоянное желание славы, роскоши, денег… Когда он едет в кафе, где решается судьба «Смысла», в троллейбусе он удивительным образом встречает Сергея Зверева и Ксению Собчак, которые по началу ему нахамив, узнают в нем Артура и извиняются. Пошел ли бы Артур на Революцию, если бы был мальчиком из богатой семьи?

Книга очень экзистенциальная. Артур готов на смерть, хочет борьбы, хочет сломать старое, читает, мыслит, творит, хочет быть героем, хочет быть в Истории. Только не подозревает, что ему не хватает практических знаний – мало читать Ницше, чтобы создать вооруженный переворот, нужно знать хотя бы, как собирается автомат. Мало быть согласным с Мисимой и придумывать знамя – нужно представлять себе какого типа экономическая система будет в твоем «новом обществе» или как она будет укладываться в общий курс валютно-денежного обмена в мировом сообществе. То, что ты готов на прыжок, это уже хорошо, сам прыжок – ещё лучше, но что ты будешь делать, когда приземлишься?

Эстетика бунта красива, опасна, смертельна. Общество потребления гниет, тупеет и само себя разрушает, только медленнее, чем нам хочется. Революция необходима. Жить нужно ярко, с целью и смыслом. Право на свою путевку в Вечность имеет каждый, любой из Артуров, в данную минуту читающих Эдуарда Лимонова в сотнях городов, и это из категории тех прав, которые не выпрашивают, а берут. Наверное, книга об этом.

Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме