01:30 26.04.2011 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

"Посвящённый", реж. Олег Тепцов, 1990 г.

"Посвящённый", 1990 г.
Я люблю советскоероссийское кино конца восьмидесятых - начала девяностых. И мне его очень жаль. Совершенно уникальное по степени творческой свободы время, многие достижения которого остались почти незамеченными.

Строго говоря тандем Олега Тепцова, Юрия Арабова и Сергея Курёхина успел снять всего два фильма, и первый из них, Господин Оформитель стал настоящим и заслуженным культом. Объективный шедевр. По логике зрители должны были бы после этого хотя-бы попытаться понять их следующую работу. Однако случилось то, что случилось, фильм приняли только несколько критиков. Большинство отзывов оказались негативными, в прокате фильм почти не прошёл и быстро исчез в запасники. Возможно именно это и привело к отказу Тепцова продолжать снимать художественные фильмы. Я нашёл пару отзывов того времени, в том числе и хвалебных. Это тихий ужас:

«Ньяма» сталинизма и застоя оказалась куда более активной, чем попытка юного бунтаря противодействовать ей.
Оттого закономерна его гибель в финале."


Я бы после такого тоже перестал снимать, зачем метать бисер перед столь глупыми свиньями.

На самом деле этот фильм - совершенно удивительный портрет поколения. Первые пятнадцать минут я решительно не мог уловить нить происходящего на экране (Что не удивительно, Арабов - пожалуй самый бескомпромиссный сценарист российского кино, постоянный соавтор Сокурова. Он вообще не пытается подстраиваться под зрителя). Но это мне почти не мешало, я просто наслаждался визуальным рядом. То, что Тепцов - художник от бога было ясно уже по его дебюту. Посвящённый - ещё более красив. Какой то тёмной, размытой красотой. Кстати, довольно известный питерский театральный художник-декоратор Павел Каплевич получил в этом фильме должность «консультант по фантасмагории». Интересно, на его ли счёт можно отнести высшие прорывы, вроде поразительного исполнения "Фауста" любительским театром внутри огромного и пустого заводского помещения (невероятный по силе эпизод).

Просматривая в сети материалы про фильм я обнаружил, что информация имеется только со слов сценариста Арабова. Курёхин давно мёртв, Тепцов молчит уже второе десятилетие. Зато Арабов вполне активно разъясняет суть. По его словам он отрицательно относится к фантастике в целом как к некому суррогату химических наркотиков, но является поклонником «фантастического реализма», объясняющего реальную жизнь, внутри которой мы обитаем. Это и выражено в его сценариях. Конкретно в «Посвящённом» он «пытался что-то сказать о своем поколении, которое не способно к деятельности и, как ему тогда казалось, не способно к насилию». Такое можно было придумать только в самом конце восьмидесятых, уже когда фильм вышел, в девяностом году, было очевидно что данное поколение оказалось весьма деятельным. В том числе и в плане насилия.

Что интересно - Тепцов как будто углубил изначальную концепцию. У него получился фильм о силе и отказе от неё, как пути к смерти. Пожалуй получился вполне реалистичный фильм об "ангелах истребления", точнее о людях, получающих от некой нечеловеческой силы право убивать. Через бытовые детали словно сияет изначальный ужас, не вербализуемый в словах и поступках. В обоих фильмах Тепцова самые сильные моменты - вспышки энергии, прорывающиеся сквозь материю и рвущие реальность вместе с переживающими этот момент персонажами. Это чем то похоже на некий новый, оригинальный вариант экспрессионизма. И в обоих фильмах это ощущение передано как визуально, так и через действительно гениальную музыку Курёхина.

Сильная и трагически недооценённая работа.

Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме