14:45 23.12.2008 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"
Кризис раздавит регионы
Реформа местного самоуправления в России провалилась, и вся система власти на местах абсолютно не готова к противодействию экономическому кризису, грозящему превратиться в социальный. К такому выводу пришли эксперты по результатам прошедшего в четверг в Московском пресс-центре "Росбалта" круглого стола на тему "Региональные и муниципальные власти в условиях кризиса". Например, консультант-эксперт комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению Александр Бударин констатировал, что реакция на происходящее в регионах свидетельствует: там до сих пор не осознали масштабов и характера экономического кризиса. Сокращения чиновников, к которому прибегли некоторые регионы и местные власти, он назвал "неудачными". Лучше бы уволенных отправили туда, где происходит "непосредственный контакт населения с властью", — выдавать многочисленные справки. Бессмысленны, по мнению Бударина, и меры, предложенные правительством. Оно, в частности, предложило передать регионам часть доходов от налогообложения и сбора акцизов на бензин и другие светлые нефтепродукты. Однако допдоходы от акцизов достанутся лишь нескольким регионам-счастливчикам, на территории которых есть нефтеперерабатывающие заводы. Что касается налогов, то это капля в море, и погоды они не сделают. Тут надо напомнить, что когда-то налоги в России между федеральным центром и регионами делились в пропорции приблизительно 50/50. Сегодня же федеральный центр получает большую их часть. И если региональным властям еще что-то остается, то налоги на имущество и на землю, которые должны были составить основу бюджетов муниципальных властей, покрывают и вовсе лишь 3% их потребностей. Следовательно, ни региональные власти, ни муниципальные просто не имеют средств для того, чтобы самостоятельно противостоять кризису. Так что радоваться им остается разве что тому, что большинство населения России настолько не доверяет власти, что просто не пойдет к местным начальникам в случае кризиса, а будет само решать свои социальные проблемы. В свою очередь, директор Центра развития местного самоуправления Артем Кириянов назвал еще несколько причин, по которым местные и региональные власти не смогут противостоять кризису. Главная состоит в том, что "реформа местного самоуправления провалились". Достаточно сказать, что, по словам Бударина, за то время, пока так называемый 131-й закон, регулирующий деятельность местных властей, действовал в режиме "переходного периода", в него внесли 296 поправок! Он несколько раз откладывался и только с 1 января 2009 года окончательно вступает в силу, однако большинство регионов к его внедрению все еще не готовы. Это свидетельствует о том, какой беспорядок царит на местном уровне, но парадокс в том, что им еще повезло. От кризиса сегодня сильнее других пострадают как раз те, кто внедрил закон в жизнь, разрушив старую административную систему на местах. Другая причина, по мнению Кириянова, — отсутствие в федеральном центре системы приема и анализа информации из регионов, а в особенности с муниципального уровня. Но главная причина неготовности местных властей к кризису, по мнению экспертов, принявших участие в круглом столе, состоит в том, что муниципалитеты не способны работать даже по тем 26 направлениям, которые закреплены за ними законом. А кризис ставит перед властью принципиально иные задачи. И для их решения ни у региональных, ни у местных властей не хватит ни полномочий, ни компетентности. И ответ будет очевиден – отказываться от ранее начатых инфраструктурных и социальных проектов, поскольку денег на них в условиях кризиса просто не будет. Скорее всего, российские регионы пойдут по пути американского штата Калифорния, где из-за дефицита бюджета в декабре была полностью приостановлена реализация инфраструктурных проектов. Губернатор американского штата Арнольд Шварценеггер намерен заморозить около двух тысяч проектов, сэкономив на этом около $3,8 млрд. Тем не менее, власти штата опасаются остаться без наличных средств к февралю 2009 года. Российские коллеги Шварценеггера в ближайшее время окажутся перед лицом аналогичных проблем. Однако лишь руководители немногочисленных регионов-доноров в принципе могут оперировать такими масштабными суммами, как губернатор Калифорнии. Большинству же из глав субъектов РФ $3,8 млрд на инфраструктурные проекты могут только сниться. А муниципальные власти, если и могли в последние восемь «сытых» лет у себя в хозяйстве ремонтировать, например, трубы, теперь просто будут "чем-нибудь их заматывать", грустно резюмировал Артем Кириянов.
Источник: Нацбол
Обсудить новость на Форуме