22:15 15.02.2009 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

"Кремень", реж. Алексей Мизгирев

"Кремень", реж. А. Мизгирев, 2007 г.
Российское кино "балабановского" типа, 2007 года. Блестящий образец русской чернухи в стиле программы "Дежурная часть", про то, какая она на самом деле, наша жизня. Данный конкретный фильм посвящён проблеме взаимоотношений жителей города Москвы и приезжих в этот Третий Рим или Второй Вавилон, так называемых "понаехавших тут". Проблема эта стоит давно, остро, она безобразно-бытовая и является прямым следствием имущественного расслоения между жителями супергорода и жителями всех прочих городов и посёлков России.

Герой фильма Антон родился и вырос в провинциальном Альметьевске. Такой город и правда есть на территории Татарстана, не знаю уж, имел ли режиссёр в виду именно его или просто использовал это звучное, но бессмысленное название как метафору провинции, как обычно используют название "Мухосранск". Антон демобилизовался из армии и решил первый раз в жизни посмотреть на столицу нашей Родины. Он приезжает в город и находит земляка, тоже альметьевского, дядю Колю. Дядя Коля сказочно разбогател в Москве – ездит на корейском автомобиле. Антон влюблён в дядиколину дочку Зинаиду, ещё с армии. Он мечтает жениться на ней, но дядя Коля против – хочет, чтобы дочка вышла замуж за москвича. И Антон начинает добиваться любви Зинаиды.

Казалось бы, классическая просто история. Смертный полюбил московскую богиню и совершает двенадцать подвигов, чтобы завоевать её сердце, жениться и прописаться в испорченной квартирным вопросом Валгалле. В изложении Михаила Булгакова или братьев Ильф-Петровых эта история могла бы получиться комичной. Но так как сейчас не тридцатые годы, и реализм коммунальных квартир уже давно смешался с реализмом чёрных воронков, то история безответной любви Антона превращается в бессмысленное и беспощадное побоище за желанное московское жизненное пространство.

Парень идёт работать в милицию: для приезжего московская милиция – олицетворение всей силы и мощи десятимиллионного города. Насмотревшись на чудеса, которые круглосуточно совершает эта административно-правовая структура, Антон тоже решает действовать по беспределу. Он подкидывает дяде Коле гранату и сажает земляка в тюрьму. Так он хочет заставить его непокорную дочку полюбить себя. Дочка, не будь дура, строит ему глазки, и он путём огромных усилий и согласия на должностное преступление выкупает её отца. Но отец опять не хочет, чтобы мент–гастарбайтер и дочка поженились. В общем, какие-то беспрерывные казённые хлопоты.

Антон – очень интересный типаж. Во-первых, он провинциал, то есть неграмотный чурбан с развитием пятилетнего мальчика. Москвичи, видимо, считают, что за пределами МКАД живут дикари, не знающие, что такое электричество. Это наивное московское высокомерие разделяет даже режиссёр, волей-неволей показывая провинциала Антона карикатурно. Кажется, что он его любит, подаёт нам как положительного героя, даже делает намёки, что именно на таких людях русская землица держится. Но, тем не менее, Антон – парень недалёкий, плохо ориентирующийся в московской (читай – современной) жизни. Его узко посаженные глаза, милитаристский ёжик и манера ограничивать свою речь примерно ста словами – всё выдаёт в нём гопника, причем в его самой худшей ипостаси: сразу после армии. Так что непонятно, как на самом деле относится режиссёр к своему герою. То ли презирает за дикость, то ли уважает за наивную чистоту. Не понять этого и по поступкам молодого мента. С одной стороны, он беспредельщик - способен на любое преступление, на любую жестокость. С другой стороны, всё это не из корыстных интересов, а ради любви и своего понимания справедливости, пусть и несколько извращённого толка. Чтобы освободить одну китайскую проститутку, которую зачем-то черти принесли в наш Лужков-сити, он мочит по очереди четверых человек, как какой-нибудь молодой Де Ниро в "Таксисте". Притом, что проститутка не сильно-то и хочет освобождаться. Для неё поступок Антона – полная неожиданность, как, впрочем, неожиданность он и для самого Антона, да и для всех зрителей.

Фильм сложный, тяжёлый. И тяжёл он не чернухой, которая в большом количестве в нём содержится, а тем, что нравственную проблему Антона предстоит решать зрителю. Наивная импульсивность провинциального дембеля происходит из советского времени, когда все люди были именно такими: с высокими идеалами любви и справедливости, которые в их мышлении преломлялись в химеры жестокости, нетерпимости и агрессивного невежества. Москва с её западным, европейским отношением к жизни видит это советское время в российской провинции. Что делать с этим огромным пространством, где средний ежемесячный доход на человека составляет тысяч пять рублей, Москва не знает. Денег на всех не хватит, Москва не резиновая, поэтому мы и получаем весь этот столичный цирк. Получаем продажную милицию, которая чуть ли не кордонами стоит на вокзалах и станциях метро, получаем гастарбайтеров Равшанов и Джамшудов, прячущихся по стройкам, как крысы. И получаем вообще совершенно свинское отношение к любому человеку, у которого нет заветного штампа в паспорте.

Очень хороший фильм – он про нас всех, без дураков.

Официальный сайт фильма "Кремень" - http://www.kremenfilm.ru/

Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме