04:45 12.04.2013 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"
Хоккайдо – русский остров?
Источник: Алексей Волынец
От редакции: История с конфискацией вкладов на Кипре имела неожиданные последствия. Премьер Дмитрий Медведев предложил России создать собственный офшор на Дальнем Востоке, а миллиардер Михаил Прохоров зашел еще дальше – по его мнению, нашей стране надо подписать мирный договор с Японией в обмен на создание на Курилах совместной экономической зоны. Так, в которых уже раз была поднята тема принадлежности Курильских островов. Алексей Волынец подробно разобрал историю вопроса, напомнив малоизвестные факты.
Вообще-то российское общество давно дало свой ответ по поводу южных Курил – чтобы это понять, достаточно сравнить в опросах общественного мнения рейтинги того, кто вернул России Курилы и тех государственных мужей, которые обещали их «вернуть» японцам.
Конкретно, физически и грубо Курилы взял товарищ Сталин. Два южных острова Курильской гряды обещал когда-то в будущем передать японцам Хрущев. Достаточно сравнить отношение в России к этим двум персонажам, чтобы всё стало понятно. Даже в обществе «Мемориал», в редакции «Новой газеты» и на кухне Новодворской никто не рискнёт утверждать, что рейтинг Иосифа Виссарионовича в российском обществе ниже, чем у Никиты Сергеевича...
Но скажут - при чём тут рейтинги и опросы общественного мнения, если рёчь идёт о конкретных соглашениях государств и международном праве? А вот в конкретном случае с двумя островками южных Курил (или «северными территориями» по-японски) общественное мнение как раз очень причём. Чтобы это чётко уяснить, рассмотрим кратко историю вопроса.
До 1945 года история государственных границ России и Японии была разной. Напомню, что при императрице Екатерине II, в Санкт-Петербурге, когда делали так называемое «Пространственное землеописание Российского государства», вообще включили в состав империи не только все Курилы, но и остров Хоккайдо. На тот момент японцы не только не заселили его, но даже не контролировали, воюя с коренным населением на юге Хоккайдо и на севере еще более южного Хонсю. В результате экспедиции Ивана Антипина и Дмитрия Шабалина в 1778-79 годах местные аборигены, айны, жившие на севере Хоккайдо, считались подданными Российской империи. Сами же Курилы были разведаны и обложены данью русскими казаками на столетие раньше, еще в середине XVII века.
Александр I в своем письме японскому императору от 30 июля 1803 г. именовал жителей Курильских островов «своими подданными», что тогда не вызывало с японской стороны какого-либо возражения и тем более официального протеста. До конца ХVIII столетия Япония не проявляла интереса ни к Сахалину, ни к Курильским островам. Даже остров Хоккайдо официально считался в Японии иноземной территорией, такой, как, например, Корея. Прибывшие в 1786 г. на Кунашир и Итуруп первые японцы встретили там местных жителей, носивших русские имена и фамилии. Это были потомки тех айнов, которые приняли православие и российское подданство еще в первой половине ХVIII века.
Как видим, если брать давнюю историю освоения Россией и Японией этого региона, то мы вполне можем претендовать не только на все Курилы, но и на север Хоккайдо. А там красиво и снежно, совсем как в Сибири – японские макаки зимой греются в термальных источниках, забавно смахивая снег с голов. Во избежание обвинений в экстремизме и национальной розни, уточняю, что японские макаки, это не граждане Японии, а именно «macaca fuscata», приматы из семейства мартышковых…
Япония официально заявила о своих претензиях на Курильские острова и Сахалин лишь в 1845 году. Что сразу вызвало официальное возражение императора Николая I. Однако, после поражения в Крымской войне, ослабленная Россия была вынуждена уступить японцам южную часть Курил. Потом было поражение в войне уже с самой Японией, когда в 1905 году Россия потеряла и южный Сахалин.
Кстати, большевики, заключая в 1925 году договор о дипломатических отношениях с японцами, сделали официальную оговорку, что признавая установленные силой фактические границы, осуждают прежнее царское правительство, отдавшее Японии русские земли.
К августу 1945 года границы «Страны восходящего солнца» охватывали и южный Сахалин и все Курилы и даже обе нынешних Кореи, южную и северную. Но эту японскую роскошь отменили итоги Второй мировой войны. Символически, что произошло это ровно через 100 лет, после того как в Токио впервые заявили официальные претензии на русские земли. Войска СССР силой решили русско-японский территориальный вопрос. Не будем лицемерить – право силы всегда и везде было прямой и честной основой хитрой юридической казуистики международного права.
С 1945 года обнулились все прежние права и претензии – отныне они интересны лишь с точки зрения науки истории. Отсчёт, спасибо товарищу Сталину, пошёл заново.
С тех пор у японских претензий есть лишь одна основа и предлог – это так называемая «Совместная декларация СССР и Японии» от 19 октября 1956 года. Этим документом, по итогам переговоров японской делегации с Хрущёвым, Советский Союз и Япония официально объявляли о прекращении состояния войны и восстановили дипломатические отношения, прерванные в 1945 году.
Статья 9 данного документа гласит: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».
Не будем углубляться в мозговые извилины Никиты Сергеевича Хрущева, который таким замысловатым образом пытался сподвигнуть японцев выступить против американских военных баз на их территории. В условиях глобального советско-американского соперничества с угрозой атомной войны, Хрущев с компанией посчитали, что два самых южных Курильских островка стоят ликвидации угрожающих СССР американских военных баз в Японии. Именно поэтому передачу двух островов запланировали только после подписания официального Мирного договора. Подписывать же такой договор собирались уже с Японией, в которой нет военного присутствия США.
Но господа из Вашингтона не поспешили (и, кстати, до сих пор не спешат) отказываться от своих прав, завоёванных в 1945 году. Военные США и американское атомное оружие из Японии не ушли, и Окинава до сих пор работает непотопляемым авианосцем USA Army. В ответ СССР не поспешил подписывать мирный договор с Токио.
Вот с тех пор мы благополучно и живём в состоянии «ни мира, ни войны». Японцы, основываясь на «Совместной декларации» 1956 года периодически заявляют свои претензии. И здесь настало время рассмотреть – а чем же является эта декларация с точки зрения того самого международного права, которым руководствуются государства в условиях мирного времени.
«Совместная декларация» это не Мирный договор – об этом прямо указано в её тексте. СССР вообще относил этот документ не к международным договорам, а к документам более низкого рода – не случайно, декларацию официально опубликовали не в сборнике международных договоров, а в сборнике «Декларации, заявления и коммюнике Советского правительства с правительствами иностранных государств».
Что важно, данная декларация заключена задолго до того, как СССР и Япония признали Венскую конвенцию ООН о праве международных договоров 1969 года. Эта конвенция предписывает, что международные соглашения не могут расторгаться и изменяться в одностороннем порядке без взаимного согласия.
Однако, декларация Хрущёва 1956 года под действие этих норм не попадает. Более того, давайте присмотримся, на каком основании данный документ говорит о возможности передачи японцам двух островов. Основание одно: добрая воля СССР, который, «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на…»
Да, Российская Федерация является правопреемником СССР, в том числе и по этой декларации. Преемственность в этом конкретном вопросе в 1992 году подтвердило по японской просьбе правительство Ельцина, очень надеявшееся на японские кредиты и «инвестиции». Не стоит напоминать, какие общественные рейтинги были у г-на Ельцина и при жизни и после смерти... Но даже после распада СССР и подписания соответствующих документов, РФ именно правопреемник – от слова право, т.е. нам в наследство достались не только обязанности, но и права, в том числе по данной Декларации 1956 года.
Так вот, опять же, с точки зрения действующих норм международного права, ничто не обязывает нас вечно идти навстречу пожеланиям и вечно учитывать интересы другого государства. Это именно наше право – идти и учитывать (или не идти и не учитывать). В 1956 году по каким-то причинам шли и учитывали – но японцы тогда побоялись конфликтовать с США из-за военных баз и не воспользовались этим щедрым жестом СССР.
Спустя почти шестьдесят лет в новом веке ничто кроме доброй воли не обязывает нас вечно проявлять нашу щедрость и бесконечно длить именно статью 9 «Совместной декларации СССР и Японии». МИД РФ имеет все права хоть сегодня уведомить Токио, что Россия отныне не находит желания «идти навстречу пожеланиям Японии и учитывать интересы японского государства в отношении островов Хабомаи и острова Сикотан». Никакие нормы международного права этому не препятствуют.
А для пущего давления на Токио можно ведь и карты времён Екатерины II вспомнить. Потрясать древними свитками и манускриптами это нормальная и обычная практика в таких делах. А возмущенная общественность России в ответ на японские претензии вполне могла бы озвучить лозунг «Хоккайдо – русский остров!». Заодно стоит припомнить японцам и фактический геноцид айнов. Это в официальной дипломатии следует быть чопорным и сдержанным, всегда при галстуке, а вот в дипломатии «народной» чем радикальнее разрыв рубахи на груди, тем лучше. Вспомним, как этим летом многочисленные демонстрации китайцев полоскали ту же Японию по поводу спора вокруг островов Сенкаку, вплоть до угроз японскому бизнесу и поджога японских иномарок на улицах. И это верная тактика. Ведь в подобных спорах особенно хорошо работает старое правило – лучшей обороной является наступление…
Современная власть РФ никогда не пойдёт на подобное, и не потому что не имеет сил и средств, а только по причине отсутствия политической воли. Для правительства господина Путина вопросы русских границ и земель, в отличие от вопросов бизнеса, не являются приоритетными. Это свой бизнес и свою власть они будут защищать кроваво и рьяно, а вопросы наших границ для них вторичны.
Любое иное русское правительство, отличное по характеру от правительств Ельцина и Путина, в состоянии убрать из актуальной политики вопрос о «спорных» территориях в течение одного рабочего дня.
А чтобы уж совсем всё было в рамках общепринятых сегодня норм ООН, достаточно провести в РФ референдум на тему согласен ли сегодня многонациональный народ Российской Федерации с решением Никиты Хрущёва «идти навстречу пожеланиям Японии и учитывать интересы японского государства». Учитывая рейтинги Хрущёва и Сталина, ответ очевиден.
Возразить на такое решение в рамках норм международного права Японии будет нечем. Останется лишь право силы. Но пока острова наши и по этому праву, праву победителя.
Алексей Волынец
Вообще-то российское общество давно дало свой ответ по поводу южных Курил – чтобы это понять, достаточно сравнить в опросах общественного мнения рейтинги того, кто вернул России Курилы и тех государственных мужей, которые обещали их «вернуть» японцам.
Конкретно, физически и грубо Курилы взял товарищ Сталин. Два южных острова Курильской гряды обещал когда-то в будущем передать японцам Хрущев. Достаточно сравнить отношение в России к этим двум персонажам, чтобы всё стало понятно. Даже в обществе «Мемориал», в редакции «Новой газеты» и на кухне Новодворской никто не рискнёт утверждать, что рейтинг Иосифа Виссарионовича в российском обществе ниже, чем у Никиты Сергеевича...
Но скажут - при чём тут рейтинги и опросы общественного мнения, если рёчь идёт о конкретных соглашениях государств и международном праве? А вот в конкретном случае с двумя островками южных Курил (или «северными территориями» по-японски) общественное мнение как раз очень причём. Чтобы это чётко уяснить, рассмотрим кратко историю вопроса.
До 1945 года история государственных границ России и Японии была разной. Напомню, что при императрице Екатерине II, в Санкт-Петербурге, когда делали так называемое «Пространственное землеописание Российского государства», вообще включили в состав империи не только все Курилы, но и остров Хоккайдо. На тот момент японцы не только не заселили его, но даже не контролировали, воюя с коренным населением на юге Хоккайдо и на севере еще более южного Хонсю. В результате экспедиции Ивана Антипина и Дмитрия Шабалина в 1778-79 годах местные аборигены, айны, жившие на севере Хоккайдо, считались подданными Российской империи. Сами же Курилы были разведаны и обложены данью русскими казаками на столетие раньше, еще в середине XVII века.
Александр I в своем письме японскому императору от 30 июля 1803 г. именовал жителей Курильских островов «своими подданными», что тогда не вызывало с японской стороны какого-либо возражения и тем более официального протеста. До конца ХVIII столетия Япония не проявляла интереса ни к Сахалину, ни к Курильским островам. Даже остров Хоккайдо официально считался в Японии иноземной территорией, такой, как, например, Корея. Прибывшие в 1786 г. на Кунашир и Итуруп первые японцы встретили там местных жителей, носивших русские имена и фамилии. Это были потомки тех айнов, которые приняли православие и российское подданство еще в первой половине ХVIII века.
Как видим, если брать давнюю историю освоения Россией и Японией этого региона, то мы вполне можем претендовать не только на все Курилы, но и на север Хоккайдо. А там красиво и снежно, совсем как в Сибири – японские макаки зимой греются в термальных источниках, забавно смахивая снег с голов. Во избежание обвинений в экстремизме и национальной розни, уточняю, что японские макаки, это не граждане Японии, а именно «macaca fuscata», приматы из семейства мартышковых…
Япония официально заявила о своих претензиях на Курильские острова и Сахалин лишь в 1845 году. Что сразу вызвало официальное возражение императора Николая I. Однако, после поражения в Крымской войне, ослабленная Россия была вынуждена уступить японцам южную часть Курил. Потом было поражение в войне уже с самой Японией, когда в 1905 году Россия потеряла и южный Сахалин.
Кстати, большевики, заключая в 1925 году договор о дипломатических отношениях с японцами, сделали официальную оговорку, что признавая установленные силой фактические границы, осуждают прежнее царское правительство, отдавшее Японии русские земли.
К августу 1945 года границы «Страны восходящего солнца» охватывали и южный Сахалин и все Курилы и даже обе нынешних Кореи, южную и северную. Но эту японскую роскошь отменили итоги Второй мировой войны. Символически, что произошло это ровно через 100 лет, после того как в Токио впервые заявили официальные претензии на русские земли. Войска СССР силой решили русско-японский территориальный вопрос. Не будем лицемерить – право силы всегда и везде было прямой и честной основой хитрой юридической казуистики международного права.
С 1945 года обнулились все прежние права и претензии – отныне они интересны лишь с точки зрения науки истории. Отсчёт, спасибо товарищу Сталину, пошёл заново.
С тех пор у японских претензий есть лишь одна основа и предлог – это так называемая «Совместная декларация СССР и Японии» от 19 октября 1956 года. Этим документом, по итогам переговоров японской делегации с Хрущёвым, Советский Союз и Япония официально объявляли о прекращении состояния войны и восстановили дипломатические отношения, прерванные в 1945 году.
Статья 9 данного документа гласит: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».
Не будем углубляться в мозговые извилины Никиты Сергеевича Хрущева, который таким замысловатым образом пытался сподвигнуть японцев выступить против американских военных баз на их территории. В условиях глобального советско-американского соперничества с угрозой атомной войны, Хрущев с компанией посчитали, что два самых южных Курильских островка стоят ликвидации угрожающих СССР американских военных баз в Японии. Именно поэтому передачу двух островов запланировали только после подписания официального Мирного договора. Подписывать же такой договор собирались уже с Японией, в которой нет военного присутствия США.
Но господа из Вашингтона не поспешили (и, кстати, до сих пор не спешат) отказываться от своих прав, завоёванных в 1945 году. Военные США и американское атомное оружие из Японии не ушли, и Окинава до сих пор работает непотопляемым авианосцем USA Army. В ответ СССР не поспешил подписывать мирный договор с Токио.
Вот с тех пор мы благополучно и живём в состоянии «ни мира, ни войны». Японцы, основываясь на «Совместной декларации» 1956 года периодически заявляют свои претензии. И здесь настало время рассмотреть – а чем же является эта декларация с точки зрения того самого международного права, которым руководствуются государства в условиях мирного времени.
«Совместная декларация» это не Мирный договор – об этом прямо указано в её тексте. СССР вообще относил этот документ не к международным договорам, а к документам более низкого рода – не случайно, декларацию официально опубликовали не в сборнике международных договоров, а в сборнике «Декларации, заявления и коммюнике Советского правительства с правительствами иностранных государств».
Что важно, данная декларация заключена задолго до того, как СССР и Япония признали Венскую конвенцию ООН о праве международных договоров 1969 года. Эта конвенция предписывает, что международные соглашения не могут расторгаться и изменяться в одностороннем порядке без взаимного согласия.
Однако, декларация Хрущёва 1956 года под действие этих норм не попадает. Более того, давайте присмотримся, на каком основании данный документ говорит о возможности передачи японцам двух островов. Основание одно: добрая воля СССР, который, «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на…»
Да, Российская Федерация является правопреемником СССР, в том числе и по этой декларации. Преемственность в этом конкретном вопросе в 1992 году подтвердило по японской просьбе правительство Ельцина, очень надеявшееся на японские кредиты и «инвестиции». Не стоит напоминать, какие общественные рейтинги были у г-на Ельцина и при жизни и после смерти... Но даже после распада СССР и подписания соответствующих документов, РФ именно правопреемник – от слова право, т.е. нам в наследство достались не только обязанности, но и права, в том числе по данной Декларации 1956 года.
Так вот, опять же, с точки зрения действующих норм международного права, ничто не обязывает нас вечно идти навстречу пожеланиям и вечно учитывать интересы другого государства. Это именно наше право – идти и учитывать (или не идти и не учитывать). В 1956 году по каким-то причинам шли и учитывали – но японцы тогда побоялись конфликтовать с США из-за военных баз и не воспользовались этим щедрым жестом СССР.
Спустя почти шестьдесят лет в новом веке ничто кроме доброй воли не обязывает нас вечно проявлять нашу щедрость и бесконечно длить именно статью 9 «Совместной декларации СССР и Японии». МИД РФ имеет все права хоть сегодня уведомить Токио, что Россия отныне не находит желания «идти навстречу пожеланиям Японии и учитывать интересы японского государства в отношении островов Хабомаи и острова Сикотан». Никакие нормы международного права этому не препятствуют.
А для пущего давления на Токио можно ведь и карты времён Екатерины II вспомнить. Потрясать древними свитками и манускриптами это нормальная и обычная практика в таких делах. А возмущенная общественность России в ответ на японские претензии вполне могла бы озвучить лозунг «Хоккайдо – русский остров!». Заодно стоит припомнить японцам и фактический геноцид айнов. Это в официальной дипломатии следует быть чопорным и сдержанным, всегда при галстуке, а вот в дипломатии «народной» чем радикальнее разрыв рубахи на груди, тем лучше. Вспомним, как этим летом многочисленные демонстрации китайцев полоскали ту же Японию по поводу спора вокруг островов Сенкаку, вплоть до угроз японскому бизнесу и поджога японских иномарок на улицах. И это верная тактика. Ведь в подобных спорах особенно хорошо работает старое правило – лучшей обороной является наступление…
Современная власть РФ никогда не пойдёт на подобное, и не потому что не имеет сил и средств, а только по причине отсутствия политической воли. Для правительства господина Путина вопросы русских границ и земель, в отличие от вопросов бизнеса, не являются приоритетными. Это свой бизнес и свою власть они будут защищать кроваво и рьяно, а вопросы наших границ для них вторичны.
Любое иное русское правительство, отличное по характеру от правительств Ельцина и Путина, в состоянии убрать из актуальной политики вопрос о «спорных» территориях в течение одного рабочего дня.
А чтобы уж совсем всё было в рамках общепринятых сегодня норм ООН, достаточно провести в РФ референдум на тему согласен ли сегодня многонациональный народ Российской Федерации с решением Никиты Хрущёва «идти навстречу пожеланиям Японии и учитывать интересы японского государства». Учитывая рейтинги Хрущёва и Сталина, ответ очевиден.
Возразить на такое решение в рамках норм международного права Японии будет нечем. Останется лишь право силы. Но пока острова наши и по этому праву, праву победителя.
Алексей Волынец
Источник: Другая Россия
Обсудить новость на Форуме