12:00 11.10.2010 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

"Долгая страстная пятница", реж. Джон Маккензи, 1980 г.

Снятый в 1979 году, этот фильм около года пролежал на полке по причине "слишком много насилия", а также обилия рискованных, почти кощунственных намеков религиозного плана (начиная с названия).

Бобу Хоскинсу было уже под 40, когда он дебютировал в кино, сыграв в "Пятнице" криминального короля Лондона Гарольда Шенда. В одну несчастливую пятницу гангстерская империя, которой Шенд безраздельно правил 10 лет, начинает рушиться. Далеко не сразу этот похожий на боксера крепыш понимает, что речь идет не об обычной разборке (от которых он давно отвык) и не о попытке оттяпать у него кусок. Его терроризируют.

Видя, как все, что "нажито непосильным трудом" погибает в огне и грохоте взрывов, как ближайших помощников и друзей режут как свиней и распинают, прибив гвоздями к полу, лондонский пахан начинает натурально ехать крышей. В итоге, харкая кровью, он докапывается до истины – оказывается, его непутевые подручные ненароком перешли дорогу ИРА. Причем причина конфликта – чистое недоразумение. Он просто случайно попал под раздачу. И теперь ему кирдык.

"Я их уничтожу!" - орет он своему трусоватому и ненадежному подчиненному-бисексуалу, который и подвел его под этот ирландский монастырь. "Как?, - чуть не плача вопрошает тот, - убьешь пятерых – на их место приедут 10. Убьешь десятерых – приедут 50 на бронетранспортерах с огнеметами". Тут герой Хоскинска теряет над собой контроль и при помощи "розочки" превращает шею и лицо собеседника в кровавые лохмотья.

Фильм демонстрирует насколько беспомощным оказывается криминал при столкновении с двумя факторами: политическим терроризмом и этнической солидарностью. Не нами сказано: "Это члены философского кружка способны к революционному террору, а банде лучше удается блеф". Для криминала насилие – это ресурс, который стараются не применять без крайней необходимости, по большей части его используют как угрозу. Сталкиваясь с настоящим прямым действием, криминал, который, по сути, является негативной изнанкой легальной экономики, изнанкой столь же рациональной и прагматичной, просто более брутальной и грубой, - пасует. "Потому что нет у вас методов против Коли Сапрыкина".

Хоскинс в главной роли великолепен. Эталонный образчик крепенького, злобненького лондонского криминального авторитета, впоследствии много раз "перепетый", в частности Гаем Ричи, последний раз – в "Рок-н-ролльщике", уже в откровенно пародийном и гротесковом ключе. Шенд, ей Богу, вызывает симпатию и то самое "уважение", которого так любят требовать киношные криминалы, уважение, которое закономерно испытываемое ко всему надежному и крепкому.

Очень хороша Хелен Мирен в роли жены Шенда. Редкий в кино (надо полагать и в жизни – тоже) тип не просто подруги бандита, подстилки какого-нибудь там Саши Белого, терпеливо и страдальчески ждущей суженого дома с глазами на мокром месте, а умной женщины, которая выступает полноправным партнером Шенда в управлении криминальным Лондоном, дает ему ценные советы и умеет образумить его во время приступов ярости, подсказать путь выхода из патовой ситуации.

Фильм снят на заре тэтчеризма. Бандюга Шенд периодически становится в позу и разражается патриотическими монологами на тему британского реванша. Совершенно в духе "Мы вам покажем Кузькину мать" и "Мы вас похороним". Ему только ботинка в кулаке не хватает. Забавно, что через 20 лет Хоскинс таки сыграет роль Хрущева в фильме "Враг у ворот", который после опуса Михалкова смотрится как вполне добротная и уважительная работа западных кинематографистов о Великой Отечественной.

В эпизодической роли ирландского боевика появляется молодой Пирс Броснан. В сцене убийства "правой руки" Шенда, он, изображая гомосексуального соблазнителя, заманивает жертву в душевую кабинку и там его режет. Этот резкий переход из обличия мальчика легкого поведения с влажным блядским взглядом в безжалостного и жестокого мясника – очень сильная сцена.

Фильм жесток специфической британской кинематографической жестокостью, когда насилие не нуждается в оправдании длинными пафосными монологами морально-философского содержания или сантиментами, как в Голливуде. Видно, что даже если герои не читали Чарльза Дарвина, его теорию естественного отбора они впитали с первой кружкой пива и первым глотком крови в уличной драке.

Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме