10:30 17.06.2010 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"
Артемий Троицкий: смелые люди в России - штучные экземпляры
Музыкальный критик Артемий Троицкий - один из немногих персонажей, который, не будучи музыкантом, композитором или певцом, сумел стать ярчайшим представителем российского шоу-бизнеса. В беседе с корреспондентом "Утра" он изложил свое мнение о нашумевшем диалоге премьер-министра Владимира Путина с деятелями культуры, об авторском праве и современном выражении патриотизма.
"Утро": Разговор Юрия Шевчука и Владимира Путина уже назван в народе "Поэт и царь". Как вы считаете, должны ли представители культуры встречаться с властью?
Артемий Троицкий: Я считаю, что каждый представитель культуры и художественной интеллигенции должен сам для себя решить, нужно ли ему встречаться с властью или нет. Тут могут быть две мотивации: личная или общественная. Многие наши деятели культуры, в том числе, в высшей степени заслуженные и благополучные, встречаются с властями и постоянно подстилаются под них, в основном, для того чтобы выторговать для себя госзаказы, решить свои проблемы: кому театр отремонтировать, кому высокобюджетную картину снять, кому телепередачу запустить. Я считаю, что это позорная практика, и отношусь к ней без малейшего уважения. Вторая мотивация - когда деятели культуры и искусства пытаются внушить властям что-то, что на самом деле может сделать лучше нашу жизнь и окружающую действительность. Такого рода попытки, на мой взгляд, абсолютно оправданы.
Если говорить о встрече представителей интеллигенции и богемы с Путиным в городе Петербурге, как мне кажется, и Шевчук там все правильно сказал, и Лагутенко с Макаревичем просили не для себя, а для зверушек. Поэтому все они вели себя абсолютно верным гражданским образом. Шевчук, разумеется, поставил перед Путиным самую непростую задачу, застал его врасплох, что было хорошо видно на видеозаписи. Он молодец, потому что дал Путину понять, что есть люди, которые могут с ним общаться на равных, а не только в положении снизу вверх. Для Путина это было большим сюрпризом. Я очень надеюсь, что он из этой встречи вынесет для себя очень важный урок: есть в нашей стране по-настоящему смелые бескомпромиссные граждане, и не обязательно они политические оппоненты, террористы, экстремалы и радикалы. Это абсолютно нормальные люди, уважаемые и имеющие в обществе большой авторитет. Полагаю, что Владимиру Владимировичу полезно проникнуться этим ощущением. К сожалению, таких людей мало. Шевчук у нас, конечно же, штучный экземпляр, за что ему величайшее уважение. Надеюсь, что найдутся и другие желающие честно поговорить о нынешней власти.
"У": Недавно отгремело очередное "Евровидение", которое в последние годы не уступает по популярности и накалу страстей олимпиадам и футбольным чемпионатам. Создается впечатление, что, подобно большому спорту, оно превратилось в некую "школу патриотизма". Как вы думаете, хорошо это или плохо?
А.Т.: Боюсь, что олимпиады и чемпионаты - негодные школы патриотизма, потому что есть вещи, в миллион раз более важные для национального самосознания, чем спорт. Есть культура, есть наука, есть жизненные подвиги и свершения. А игра мужиков в круглый мячик на зеленой полянке к таким свершениям никак не относится. Но по сравнению с "Евровидением", пожалуй, даже спорт - занятие достойное, потому что в футболе и в хоккее, в конце концов, побеждает сильнейший. Победа дается в честной борьбе и достигается ценой большого мастерства и огромных волевых усилий. Конкурс "Евровидение" совершенно не годен даже в этом смысле, потому что сам формат предполагает плохую музыку и бессмысленное кривляние. В моем представлении это антиконкурс, и, чем более низкое место ты в нем займешь, тем лучше. А уж делать из "Евровидения" аналог Сталинградской битвы - признак абсолютного провинциализма и кретинизма.
Кстати говоря, страна с бесспорно лучшей в Европе музыкой - Великобритания - на "Евровидении" занимает последние места. И это никак не сказывается на ее репутации как музыкальной державы, поскольку Эми Уайнхаус, Стинг, Элтон Джон, Род Стюард и прочие ребята остаются при своих, невзирая ни на какие конкурсы.
"У":Сегодня многие коллективы выкладывают свою музыку в Сеть для свободного скачивания. Кажется ли вам это правильным или вы сторонник соблюдения авторского права и справедливой оплаты?
А.Т.: Я сторонник того, чтобы все поступали так, как им нравится. Я прекрасно понимаю музыкантов, которые выкладывают свою музыку в Сеть для свободного скачивания. Для них важнее, чтобы их узнали, чтобы их музыка была услышана в максимально широком диапазоне. И Сеть для этого годится как нельзя лучше. Если кто жадничает и хочет за каждую ноту получать копеечку - это их личная проблема. В любом случае, права авторов и исполнителей должны соблюдаться, но гораздо более гибким образом, чем это было принято в ХХ веке. Иначе возникают анекдотические ситуации, когда одна бандитская организация под названием РАО (Российское авторское общество) требует у ансамблей деньги за исполнение их собственных песен. Это действительно полный абсурд.
Ситуацию с охраной авторских прав надо гибко изменить в соответствии с требованиями нового времени, а не фанатично блюсти законы прошлого века, которые катастрофическим образом устарели и попросту не действуют. Если бы они действовали, то можно было бы посадить в тюрьму большую часть населения Земли как воров или, в лучшем случае, скупщиков краденого.
Источник: Нацбол
Обсудить новость на Форуме