12:03 19.04.2009 | Все новости раздела "Другая Россия / НБП"

Ахиллес и черепаха (фильм Такеши Китано, 2008 год)

Ахиллес и черепаха
Говоря об этом концептуальном японском фильме, кинокритики замечают лишь его внешнюю сторону – проблему таланта и бездарности, которые уже «не имеют значения». Возможно, каждый поймет фильм по-своему, но попробуем заглянуть вовнутрь.

1. Картины, стоящие миллионы долларов, в современном мире скупаются и продаются. Они выступают ликвидным товаром, т.е. такой вещью, которая всеми признается и потому легко обменивается на нужную сумму на любом аукционе. Такая функциональная роль искусства приводит к тому, что картине вовсе и не обязательно быть «великой». Бездарные картины стоят дороже великих произведений, если они представлены в лучших салонах и являются «всеми признанными». Как говорится в фильме: «Искусство и признание - разные вещи».

Вообще любые произведения искусства удобно делать ликвидными, потому что они всегда в одном экземпляре. Есть похожие, но нет одинаковых. Кроме того, этот «товар» может увеличить свою ликвидность. Покупатель картины малоизвестного художника надеется, что со временем художник станет знаменитым, и цена картины увеличится. В общем, это рынок ценных бумаг (или картин). Из всего этого следует, что скупка предметов искусства – вовсе не дань аристократической традиции. Это банальное вложение средств в надежде их сохранить и приумножить. Как хвалятся нажитым состоянием, так хвалятся и картинами в гостиной, совершенно бездарными, но зато всеми признанными.

2. Как сделать бездарную картину «величайшим произведением искусства»? По этому поводу немало написано, важно лишь отметить следующее. Массовое сознание (а именно массовое признание повышает стоимость произведения) работает просто. «Я ничего в этом не понимаю, но все, включая профессионалов, это ценят, в этом что-то есть». И далее: «По крайней мере, это уже ценная вещь, ее легко потом будет продать и на ней заработать». Такой снежный ком всеобщего одобрения в итоге делает произведение знаменитым. Более того, произведение начинает «нравиться» даже тем, кто ничего в нем не понимает. Во всяком случае, казаться, что нравится.

Так и работает механизм повышения ликвидности. Но кто его запускает? В свое время менеджер группы «Биттлз» заставлял всех родственников этих ребят звонить в радиостудию и просить поставить песни группы «Биттлз». Поскольку массовый человек своего мнения не имеет (вспомним Ортегу-и-Гассета), он легко доверяет мнению общественному. Ничего удивительного в том, что «Биттлз» всем постепенно «стал нравиться». Принцип прост, и в современном мире механизм раскрутки и повышения ликвидности поставлен на поток. Чего только стоят «Евровижн» и «Фабрика звезд». «Так в этой картине ничего нет!», - «Скажи ему, это импрессионизм, он купит».

3. Сам режиссер говорит следующее: «Сколько не бежит Ахиллес, черепаху он не догонит». Или сколько не гонись за известностью, без раскрутки нечего не выйдет. Художник Матису наивно думал, что стоит ему создать что-то необычное, и он получит призвание. Увы, он слишком поздно понял: в массовом мире не произведение делает художнику имя, а наоборот, его раскрученное имя делает его произведения известными. И «всеми признанными».

Сколько не рисуй утонченных, оригинальных, завораживающих взгляд полотен, сейчас это никому не нужно. Простой квадрат, закрашенный черным, будет все равно цениться больше, если он раскручен. Пожалуй, в этом и заключается трагедия художника XXI века. Пора понять, искусство для масс – вовсе не искусство. А исключения не составляют правило.

Источник: Нацбол

  Обсудить новость на Форуме