18:24 21.11.2006 | Все новости раздела "Народная Партия"

Геннадий Гудков: ''Когда противодействуют принятию закона о борьбе с коррупцией, то начинают чисто юридически разваливать его…''



Геннадий Гудков: "Когда противодействуют принятию закона о борьбе с коррупцией, то начинают чисто юридически разваливать его…"

(Из выступления на радио "Маяк" 20 ноября 2006 г.)

       ВЕДУЩИЙ (Ильмира Маликова):

       - Об уровне коррупции, который повышается в нашей стране, говорится на протяжении нескольких лет, но 2006 год, мне кажется, стал годом борьбы с коррупцией. Не кажется ли вам, Геннадий Владимирович, что у нас в России идет волнообразная война с коррупцией, как называют ее некоторые эксперты?

      ГУДКОВ: Ну, я бы сказал, что, конечно, всегда есть две стороны медали, и одной стороной, положительной, является борьба с коррупцией. Она, безусловно, идет. Она идет даже тогда, когда коррупция побеждает, потому что всегда находятся люди честные, порядочные, болеющие за государство, которые не мирятся с тем, что происходит в стране.

      Но если говорить всерьез, то меня, честно говоря, смущает постановка вопроса с точки зрения прокуратуры и Министерства внутренних дел. Когда-то я тоже очень сильно критиковал и прокуратуру, и МВД за отсутствие серьезных усилий по борьбе с коррупцией. Сейчас я говорю, и думаю, что я, к сожалению, оказываюсь прав, что это уже далеко не прокурорский и не милицейский вопрос, а вопрос политики. И мне кажется, что корни нашего коррупционного беспредела, они зарыты в изъянах нашего госустройства.

      К сожалению, сегодня прокуратура и МВД, даже если захотят ликвидировать коррупцию, они смогут ликвидировать только последствия какие-то, часть последствий этой коррупции, но причины они устранить не в состоянии. Еще раз подчеркиваю, что этот вопрос уже приобретает некую политическую плоскость. И если даже возьмем тот же коррупционный скандал внутри самого Министерства социальных дел зурабовского, то, наверное, ведь не только то, что там есть коррупционеры, не только то, что там недосмотрели милиционеры или прокуроры, является причиной того, что произошло, но, скорее всего, также отсутствие прозрачности, отсутствие парламентского контроля, отсутствие контроля со стороны прессы, которая могла бы следить за результатами тендеров, и т. д. и т. п.

      И вот эта закрытость, непрозрачность, вот это сверхсосредоточение административно-распределительных функций в министерствах, в исполнительной власти при полном отсутствии контроля - ну, не при полном отсутствии контроля, но при отсутствии гласного контроля - это и является причиной коррупции.

     - А кому это было видно? Геннадий Владимирович, кто должен это контролировать? Кто должен присоединиться к борьбе с коррупцией, когда все очевидно и по большому счету, видимо, нашей законодательной базы достаточно для того, чтобы этого не происходило? Но Россия тем и отличается, что у нас закон не действует.

      ГУДКОВ: К сожалению, в данном случае вы правы, потому что законодательной базы в принципе достаточно. И когда противодействуют принятию этого закона о борьбе с коррупцией, начинают чисто юридически разваливать его, говорят: "Ребята, что вы хотите? Взятка уже есть, она прописана в Уголовном кодексе. Сговор есть, он прописан в Уголовном кодексе".

      Но на самом-то деле противодействие идет как раз из-за того, что этот закон о борьбе с коррупцией прописывает процедуры прозрачности, процедуры, скажем, раскрытия активов чиновников, их заработков, их доходов, их долей в собственности, акций, которыми они владеют, и так далее. Включая их родственников. Вот против этого, я так понимаю, и возражают чиновники.

      Потому что если это все раскрыть, то там станет ясно, кто сколько реально зарабатывает. А зарабатывают за счет откатов. И, конечно, кто должен участвовать в борьбе с коррупцией? Да, безусловно, МВД, безусловно, прокуратура, безусловно, Федеральная служба безопасности. Но это все лишь как бы механизмы, которые должны работать тогда, когда есть приемлемый уровень коррупции. А в России у нас он запредельный.

      - Что теперь делать? Руки сложить?

      ГУДКОВ: Конечно, нет. А если запредельный уровень коррупции, то это уже политическая проблема. Значит, мы должны сейчас передать парламентам - не только федеральному, но и региональным - право парламентского контроля. Мы должны сделать жесткие процедуры публикации тендеров, включая цены, и т. д. и т. п. Мы должны привлекать средства массовой информации, чтобы они предавали гласности, где идет распределение, где идет расходование бюджета. Мы должны, по всей вероятности, расширить полномочия и возможности Счетной палаты. А почему нет? Это очень серьезный и эффективный механизм парламентского контроля. И придать ему соответствующие функции. Ведь на сегодняшний день Счетная палата работает в режиме рекомендаций, а будут эти рекомендации выполнены или нет, никто не знает. То есть здесь, конечно, нужно думать и о механизме гражданского контроля. Для чего у нас Общественная палата создана? Для того чтобы формировать институты гражданского общества. Пусть тоже включается в эту работу.

      - Я боюсь, что в такой системе у семи нянек будет дитя без глазу. Если мы переводим проблемы борьбы с коррупцией в политическую плоскость, то смотрите, какая ситуация. Есть чиновники, чиновники представляют собой исполнительную власть. Чиновники у нас коррумпированы. С другой стороны, Дума - это законодательный орган. И именно в Думе, которая избирается, никак не может пройти закон о противодействии коррупции. Это означает, что эта Дума не представляет интересов государства?

      ГУДКОВ: Дума представляет сегодня картинку в российском обществе соотношения сил. Понимаете, Дума - это зеркало, в котором отражаются и госустройство, и расклад сил, и общие тенденции, и настроения, и изъяны, и дефекты нашего общества. Поэтому чего там на зеркало пенять?

      - Зачем тогда нужно такое зеркало? Может быть, его разбить?

      ГУДКОВ: Его не надо разбивать. Это самый простой способ - разбить.

      – Геннадий Владимирович, вы сказали о том, что действенным инструментом борьбы с коррупцией является Счетная палата. Собственно говоря, скандал в Федеральном фонде медицинского страхования и разгорелся после проведенной аудиторами Счетной палаты проверки. Они проверили документы за 2005 год и нашли нарушения финансовой дисциплины. И, собственно, вся эта история связана в первую очередь с 2005 годом. Но для правоохранительных органов, для депутатов, для Счетной палаты совершенно ясно, что все это происходило не только в 2005-м, но и в 2006-м, и конкурс готовился на 2007 год. Это же был секрет Полишинеля.

      ГУДКОВ: У нас все секрет Полишинеля в России. И то, что у нас страна откатов, раньше была Страна Советов, это тоже вне всякого сомнения. И дело тут даже не в зурабовском министерстве. Такие истории можно найти абсолютно в любом ведомстве, которое населено сегодня чиновниками. И я могу только пожелать успехов в борьбе.

                                                                    Радио "Маяк", 20 ноября 2006,

 



Источник:

  Обсудить новость на Форуме