12:45 13.09.2007 | Все новости раздела "ЛДПР"

К правительственному часу «О развитии транспорта»

1.В России 90 тысяч километров железнодорожных путей. По этому показателю наша страна уступает только США – там более 230 тысяч километров. Далее следует Китай – более 60 тыс.км., Германия – 40 тысяч км. Но по плотности железнодорожных путей наша страна на одном из последних мест – 5 километров путей на 1000 квадратных километров территории. В США – более 25 км., в Германии – более 100 км. Даже если учесть, что две трети нашей страны малопригодны для человеческой жизни, все равно плотность «освоения» железными дорогами территории России значительно отстает от экономически развитых стран.

По плотности автомобильных дорог на каждые 1000 км территории Россия в  десятки раз отстает от развитых стран, это значительно больше, чем по железным дорогам.

Так, что транспортные артерии страны совершенно недостаточно развиты для современной экономики.

В России густая сеть водных артерий, но это преимущество сейчас слабо используется. Перевозки грузов речным флотом в несколько раз дешевле, чем на железнодорожном  и, тем более, автомобильном транспорте. Опять идем за Европами – раздалбываем многотонными фурами и без того плохие российские дороги.

2. Правительство, министры обычно высыпают на нас горы цифр, подробно анализируют текущее положение дел и дают перспективу даже до 2030 года.

Предлагаю взять за правило, чтобы анализ любой отрасли, сферы экономики, уровня жизни начинался сравнением с экономически развитыми странами, коль скоро мы попали в «восьмерку». Далее надо анализировать показатели в исторической ретроспективе – 10-20 лет назад и 10-20 лет вперед.

Тогда станет яснее, где мы находимся, и что нас ожидает. Текущее положение важно и его нужно обсуждать, но надо понять долгосрочную перспективу. При этом становятся яснее и приоритеты экономического развития всех отраслей транспорта, выбор направлений финансовой и инвестиционной политики.

3. Инфраструктура – это важно. Но мы часто забываем о людях.

Идет уменьшение численности занятых на транспорте. В 2000 г. работало более 3,5 млн. человек, сейчас 3,3 млн. чел. 

Растет зарплата работников транспорта, сейчас она выше, чем в среднем по другим отраслям. Но высока текучесть кадров – в течение года 25% от средней численности принимаются на работу и 25% работников выбывают.

Половина состава работников транспорта в течение года меняется. Нет стабильного кадрового состава. Привлекаем зарплатой часто малоквалифицированных людей, включая мигрантов из стран СНГ.

4. Дороги нужны и их масштабное строительство необходимо. Но нужны альтернативы.

В России много рек, каналов, густая сеть водных артерий. Но вот пассажирооборот и грузооборот  на внутренних водных путях за последние годы упал в несколько раз. Перевозки на водном транспорте обходятся дешевле, чем на железнодорожном и автомобильном, особенно с учетом роста цен на бензин и тарифов на электроэнергию.

Развитие внутреннего водного транспорта (вспомним, надводные катера «Ракета» и др.) способно резко расширить возможности наших граждан, как для деловых поездок, так и для активного отдыха. Как будем дальше использовать свои географические конкурентные преимущества?

5. Рентабельность транспорта (в целом) невысока – 9% к продукции и 4% - к активам. Почти половина организаций транспорта убыточны, особенно,  городской транспорт (трамваи, автобусы, метро).

Очевидно, неизбежен рост тарифов, иначе частные инвестиции трудно привлечь. Развитие автодорог, цены на бензин, рентабельность транспорта. Делаются ли такие комплексные расчеты на 5-10 лет вперед, как удержать рост цен?

6. Мы не устаем повторять, что надо форсированно осваивать Сибирь и Дальний Восток. Много лет говорим о строительстве и модернизации дорог Минск-Москва-Владивосток, приняв на себя грузопотоки из Азии в Европу и обратно. Конкуренты не дремлют: прокладываются транспортные коридоры  в обход России, например, между Казахстаном и Китаем.

Надо форсировать это направление, одновременно создавать сеть «капиллярных» линий для освоения новых месторождений и развития обрабатывающих отраслей в Сибири и на Дальнем Востоке. Вот где будут крупномасштабные инвестиционные проекты на миллиарды долларов и на десятки лет.



Источник:

  Обсудить новость на Форуме