17:15 04.09.2007 | Все новости раздела "ЛДПР"

"Экономические проблемы"

1. Пытаясь ослабить инфляцию, правительство РФ стало на путь выведения значительной части постоянно растущих государственных доходов из хозяйственного оборота. Сумма «стерилизованных», т.е. фактически не работающих в экономике денег (в двух основных формах – Стабилизационный фонд (теперь для красного словца – Резервный фонд и фонд будущих поколений) и валютные запасы Центробанка превышают  весь федеральный бюджет. В 2007 г. доходы федерального бюджета – 7 трлн. руб., а Резервный фонд и валютные запасы Центробанка в сумме больше 10 трлн. руб.

Заметим, что резкое расширение в последнее время  заимствований  российских компаний, особенно государственных, за рубежом (уже почти 300 млрд. долл.) – это один из  результатов неумеренного разбухания Резервного фонда.

Однако предложения  хотя бы в какой-то части использовать эти «лишние» деньги для целей развития экономики, т.е. «конвертировать» их в  инвестиции, пока отвергаются, хотя даже среди западных экономистов либерального толка начинают раздаваться голоса в пользу  таких предложений. Но позиция Грефа, видимо, остается прежней: «Точка зрения, что государство должно расширить присутствие в экономике и взять под свою опеку какие-то отрасли является неандертальской». Заметим, что именно такой «неандертальской» политики придерживается целый ряд государств, далеко оторвавшихся от России в своем экономическом  развитии, например, США, опекающих  свою текстильную, швейную промышленность,  сельское хозяйство и, особенно, экспорт американских товаров.

2. Процессы модернизации в сфере материального производства по-прежнему протекают вяло, и общее «качество роста» в экономике остается невысоким. В этих условиях особое значение приобретает характер  государственной политики. Робко, но началось осуществление ряда очень неоднородных по  своему содержанию и значимости «приоритетных»  национальных проектов, предпринимаются меры по поддержанию инвестиционного процесса, включая создание ряда небольших специальных экономических зон с льготным налоговым и таможенным режимом. «В развалочку» создаются авиационная и судостроительные корпорации. Быстренько, правда, создали «Корпорацию по нанотехнологиям», «Фонд ЖКХ», «Банк развития». Но это, очевидно, больше для трудоустройства тех, кто скоро может оказаться не у дел.

Однако, какой-то целостной и ясной стратегии за этими шагами государства не просматривается: они разрозненны и, по большому счету,  не слишком масштабны (в частности, конкретные бюджетные расходы на осуществление национальных проектов, составляют  менее 1% от ВВП). Ожидать от них серьезного влияния на  ход  экономического  развития страны  нет оснований. Интенсивность «дискуссий» и  пиара о «необходимости перемен», построении инновационной экономики, в том числе и на официальном уровне, пока намного превосходит интенсивность соответствующей реальной деятельности правительства в этом направлении. Наука по-прежнему золушка на этом пире нефте- и газодобытчиков.

Российские власти все еще не решаются  заняться широкой и комплексной  поддержкой обрабатывающей промышленности. Причем, речь должна бы идти не только о  содействии  развитию столь модных  сейчас «высоких технологий», но и помощи  в восстановлении «элементарных» производств, обслуживающих массового потребителя, таких как, например,   легкая  промышленность, объем производства в которой по сравнению с 1990 г.  сократился более, чем в 10 раз.  Следствие этого – вынужденный и все  более  расширяющийся обмен ценнейших  невоспроизводимых и невосполняемых природных ресурсов  на простейшие  иностранные товары.  Нефть в обмен на ширпотреб – это, если угодно,  экономическое преступление перед сегодняшними и будущими поколениями.

 3. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась с 42 млн. чел. (30% общей численности населения РФ) в 2000 г. до сегодняшних 20 млн. чел. (14% населения). Надо понять, что  «прожиточный минимум» – это грань физического выживания человека. Лукавые и циничные цифры.

Усредненные показатели скрывают очень высокую степень дифференциации доходов населения (в десятки и сотни раз). Слишком высокая дифференциация доходов:

- ослабляет  стимулы к труду и техническому прогрессу;

-  подталкивает  производство к преимущественному обслуживанию потребностей узкой высокодоходной части общества, которая не способна стать генератором массового  спроса и массового производства;

- обостряет социальные противоречия в стране. Паразитизм меньшинства, с одной стороны, а с другой – зависть и нежелание хорошо  работать большинства.

Значительна и разница между отдельными регионами в уровне  денежных доходов в расчете на душу населения. Если в Москве  он более чем в 3 раза выше среднероссийского, то в 80% всех регионов он не достигает среднероссийского  показателя. В частности, это относится ко всем регионам Центрального  федерального округа, если не считать Москву, и ко всем без исключения регионам Южного Федерального округа. Правда, в Южном  ф.о. особенно   велика доля теневого сектора в экономике.

Цены на товары, потребляемые низкодоходной частью населения, растут быстрее, чем цены на товары для верхней «десятки». Инфляция для большинства населения не 8%, а все 15%.

4. Изменилась структура внешней торговли РФ. Так, минерально-сырьевая ориентация экспорта еще более усилилась: доля минеральной продукции (по классификации таможенной службы и Росстата) в экспорте повысилась  до рекордного уровня, составив почти 70% против 54% в 2000 г., при этом особенно резко повысилось значение данной продукции в экспорте в страны дальнего зарубежья.

Главный показатель «качества» структуры экспорта  - доля машин, оборудования и транспортных средств. И без того чрезвычайно низкая, она падает уже четвертый год подряд. В 2006 г. она составила лишь 6% против  9% в 2000 г. Основная часть машинотехнического экспорта (около 40%) - это предметы вооружения.



Источник:

  Обсудить новость на Форуме