21:00 05.06.2007 | Все новости раздела "ЛДПР"

Депутаты ЛДПР и глава Минфина Алексей Кудрин обсудили Бюджет на 2008-2010гг.

5 июня в здании Государственной Думы состоялось собрание фракции ЛДПР, в котором приняли участие Заместитель Председателя ГД Владимир Жириновский, депутаты фракции ЛДПР и Министр финансов РФ Алексей Кудрин.

Совместное заседание было посвящено обсуждению Бюджета 2008-2010гг., а также трёх основных поправок в Бюджет, на которых настаивает ЛДПР.

Глава Минфина Алексей Кудрин ответил на вопросы депутатов фракции ЛДПР и выслушал их предложения, касающиеся нового Бюджета, который будет рассмотрен Думой во втором чтении 9 июня.

 

Из стенограммы собрания фракции ЛДПР.

Здание Государственной Думы.

5 июня 2007 года. 11 часов.

 

Кудрин А.Л.:

Уважаемые коллеги, друзья! У нас новый бюджет, по сути – новый формат бюджета. Много требований абсолютно новых к бюджету, к формированию и структуры, и требования к отдельным статьям. Они изложены в Бюджетном кодексе. Получилось так, что Бюджетный кодекс был принят и подписан буквально 27 апреля, а 30-го мы внесли проект бюджета уже в требованиях и правилах нового Бюджетного кодекса.

Трёхлетний бюджет, повторяю, содержит в себе ряд новых положений, в том числе и по долговой политике, и по разделению доходов бюджета на нефтегазовые доходы и не нефтегазовые. В последнее время я достаточно часто публично выступал, и даже есть несколько статей, в том числе научного характера, которые показывают, почему нам пришлось пойти на этот шаг для страны абсолютно, как оказалось, неизбежный, вынужденный. Если вкратце сказать, то нынешние все месторождения в России нефтегазовые, они постепенно истощаются, а запуск новых месторождений в новых районах потребуют усилий, времени и денег. И по сути они будут замещать выпадающие мощности старых месторождений.

Поэтому, если до 2005 года темп прироста добычи в нашей стране был пять-семь процентов, в некоторые годы доходил до девяти, десяти процентов последние лет семь, то, начиная с 2005 года, темп прироста нефтегазовых доходов в нашей стране два процента. И мы предполагаем, прогноз Минприроды, что до 2020 года это будет примерно два процента, не больше, в среднем, может быть, чуть больше, но в среднем это будет два процента.

Это означает, что если экономика расти будет на шесть процентов, а этот сектор будет всего два процента, то у нас экономический рост будет осуществляться и прирастать за счёт других секторов нашей экономики, не нефтегазовых. А доля нефтегазового сектора ВВП будет снижаться. И даже уровень доходов, которые мы получаем от нефтегазового сектора, если взять постоянные цены, сопоставимые постоянные цены на нефть, уровень доходов от этого сектора к ВВП будет снижаться.

Обычно мы с вами как рассуждаем, когда планируем на долгосрочный период доходы и расходы бюджета. Мы смотрим налоговое бремя к ВВП, когда мы смотрим предприятия, это копейка на рубль, сколько там, 50, 70 копеек на рубль платим налогов. Когда мы смотрим в целом по ВВП, мы смотрим, сколько в целом налоговое бремя в стране. Сейчас оно около, в среднем если брать, 37 процентов к ВВП - это налоговое бремя в стране. Оно доходит у нефтяных компаний до 50-60 и у ряда отраслей, которые сидят, как сельскохозяйственные, на едином сельхозналоге, оно доходит до буквально 10-15 процентов всего - налоговое бремя с рубля продукции у отдельных отраслей.

Поэтому, если брать в среднем, это 37 в нашей стране. Но вопрос, сможем ли мы на эту сумму рассчитывать через год, два, три, пять лет?

Оказывается, нет. Оказывается, что если будут цены на нефть сопоставимые, то у нас только за три ближайших года при том прогнозе цен на нефть, которые мы сейчас имеем, достаточно высокие, больше 50 долларов за баррель останется, у нас на 2,5 процента ВВП упадут доходы бюджета, а соответственно и расходы, причем те доходы, которые мы сейчас тратим. Поэтому получается так, доходы от нефти и газа у нас из года в год будут падать, а доходы от других отраслей экономики постепенно, не в такой же степени, но и расти. Поэтому нам пришлось поставить под контроль, научиться управлять этими доходами и нашими же обязательствами, которые очень серьезно с ними связаны. Это связано с выделением нефтегазовых доходов в отдельную строчку и Бюджетным кодексом, кто заглянет туда, увидит, определено сколько в отношении к ВВП от нефтегазовых доходов вот именно от этой только части мы можем направлять на расходы. В следующем году это 6,1 процента ВВП, а к 2011 году, чтобы нам не сделать бюджет сверхдефицитным или начать повышать налоги, нам нужно снизить от использования этих доходов до 3,7 процента ВВП. Это как вот пример такого фундаментального системного решения, которое влияет на всю экономику, на бюджет, на налоговое бремя, на дефицит бюджета. А это все и объём заимствования, это все, значит, тоже влияет на рынки. Поэтому параметры бюджета, они влияют на нынешнюю экономическую ситуацию.

И 2-3 таких аспекта, на которые, может быть, я хотел бы обратить внимание. Бюджетная политика, она, конечно, в основе экономической политики в целом в стране, потому что это и налоги, и расходы, и поддержка отраслей, и поддержка социальной сферы, и трудового потенциала страны. И конечно, результативность нашей экономики является целью и поддержанием высоких темпов экономического роста. Темпы экономического роста будут поддерживаться выше 6 процентов, то есть выше среднемировых. Доля России в мировой экономике будет увеличиваться. Россия в прошлом году стала десятой по величине экономики мира, по величине. Она обошла, пример, по величине ВВП такую экономику как Италия, а в 2009 году при нашем прогнозе темпах роста мы станем выше, больше Франции. То есть наш ВВП, наш рынок станет больше рынка Франции.

Наш фондовый рынок и капитализация наших предприятий за прошлый год выросли рекордно. Мы обошли по величине нашего рынка, капитализация нашего фондового рынка, капитализация всех акций наших предприятий, мы обошли существенно, в большой отрыв ушли от таких рынков, как Индия, Бразилия, Мексика, Корея. Вот мы были ещё год назад меньше их по капитализации нашего рынка, сейчас мы стали больше и мы вышли на 13-е место в мире по объему капитализации российского рынка. Мы стали более привлекательным центром инвестиций для всех мировых фондов инвестиционных, стран, прямых инвесторов. В результате в прошлом году впервые, вот именно в этот год такого скачка привлекательность мы получили, приток капитала над оттоком из России на 41 миллиард долларов, а к сегодняшнему дню, к концу, то есть к началу июня уже мы имеем приток в этом году капитала в Россию по сравнению с оттоком, сальдо притока 40 миллиардов. То есть за прошлый год 41, за этот 40, а в 2005 году был приток 1 миллиард, а в 2004 был отток 8 миллиардов, а в предыдущие 90-е годы и начало 2000 у нас каждый убегало из страны по 25 миллиардов долларов суммарно. Вот сейчас мы в плюсе теперь, причем плюс очень мощный. Конечно, с этими инвестициями в стране нужно уметь как-то правильно распорядиться. Безусловно, это частные инвестиции в основном в разные сферы.

Так вот приведу ещё один пример. Приток прямых инвестиций в следующем году достиг 40 миллиардов, в прошлом году 26, в этом году мы считаем это будет больше 30, тоже где-то так, но в следующем году и в ближайшие 2-3 года это будет доведено до 44. То есть это в прямые инвестиции, это уже в фонды, в предприятия, в рабочие места, потому что инвестиции есть и в фондовый рынок и другие. Так вот объём вообще инвестиций у нас в стране, если внутренних и внешних, в прошлом году составил 4,5 триллиона рублей, а через 3 года в рамках нашего прогноза и это уже прогноз консервативный, это уже состоится абсолютно железно, будет 9 триллионов рублей в фондовый рынок. То есть в инвестиции в основные фонды, то есть 4,5 - в прошлом году, а в 2010 году - 9 триллионов, то есть удвоение. Притом, что у нас курс рубля будет несколько укрепляться там потихонечку, у нас и в долларовом выражении тоже будет удвоение. По сути инвестиции в основные фонды в нашей стране. Это, по сути, результаты и политической стабильности и тех мер экономического характера, который мы принимаем, снижение инфляции и других.

Бюджет, последнее, в этой связи я передал такую вот презентацию, она передавалась в другие фракции, где основные параметры и ключевые решения по всем основным направлениям, включая межбюджетные отношения, отражены. Если есть техника, то я бы рекомендовал, может, каждому потому во фракции отдать, чтобы, по крайней мере, всё самое главное о бюджете, главные его стороны были понятны.

Но среди ключевых вещей, конечно, продолжение и серьёзного обеспечения наших вооружённых сил и правоохранительной деятельности, абсолютный рост этих расходов. Конечно, у нас есть государственная программа вооружения до 2015 года, которая учитывается и там растущая задача. Это решение было указом президента в своё время утверждено.

Мы сейчас работаем в рамках графика этого и даже несколько с опережением с учётом из задач по комплектованию армии, по обеспечению жильём к 2010 году, все военнослужащие в стране должны быть обеспечены жильём, как это требует законодательство. А к 2012 году будут обеспечены все также и служебным жильём, потому что не обязательно жильё в собственности находится там, где человек ездит по всей стране. Поэтому и служебное будет построено. Это для министерства обороны, для всех других военнослужащих других служб то же самое к 2011 и к 2013 году будет выполнено.

Если говорить о самой большой статье, которая самый большой прирост осуществила, больше чем на 200 миллиардов, это поддержка экономики, это субсидирование процентных ставок, лизинг, уставные капиталы крупнейших компаний, включая и в сфере энергетики, и в сфере авиации, и сфере судостроения, и в сфере сельскохозяйственного машиностроения, там есть Россельхозбанк и другие. Поэтому, включая те проекты, которые мы финансируем в экономике, а это средства, которые в обмен на акции передаются крупным коммерческим предприятиям, которые находятся в точках экономического роста, это больше 200 миллиардов прироста и достижение этой статьи больше 700 миллиардов рублей в год. В следующий год больше 700 миллиардов на вот эти все мероприятия такого экономического характера. Соответственно, здесь всё это есть.

Среди других статей это, конечно, повышение здравоохранения и образования, но они на нацпроектах получили большой прирост, росли в предыдущие годы по 30, 60 процентов в год, поэтому сейчас они растут по 5, 11 процентов, это нормально, потому что мы даже те средства, которые уже спланировали должны аккуратно переварить.

Я сейчас не буду называть качественные показатели по каждой сфере, конечно, например, строительство дорог существенно увеличивается. Трёхлетнюю программу, которая оставалась на ближайшие 3 года, мы решили исполнить за 2 года. По 70 миллиардов примерно увеличение расходов на строительство дорог на каждый год.

Ну, и конечно, решение послание президента, выделение 300 миллиардов в институты развития. Это означает, что через поправки бюджет 2007 года будет направлено 250 миллиардов примерно в банк развития, в капитал банка развития, потом проекты будут уже из этого банка финансироваться. 15 миллиардов в венчурный фонд на инновационные программы и ещё 135 миллиардов, это из денег из ... и средств от "Юкоса", 135 миллиардов на уставной фонд нанокорпораций, уставной капитал нанокорпораций.

Кроме того, будет из этого года, из денег "ЮКОСа" в этом же году, из поправок бюджета 2007 года принято создание фонда реформирования ЖКХ, из которого 100 миллиардов уйдёт на расселение аварийного фонда и 150 на ремонт жилья для создания новых товариществ собственников жилья, как это говорится. То есть передача собственности населению, затем ... население будет само отвечать за это жильё, но перед этим нужно подготовить это жильё. Вот эта программа тоже начинается.

И из крупных программ все мосты, начатое строительство ещё в советское время или в последнее время, все мосты к 2010 году должны быть достроены, все, которые сейчас, все крупные мосты должны быть достроены. Это больше семи мостов сейчас крупных, через крупные реки, там многокилометровых, многомиллиардных затрат. Дорога "Дон" до Чёрного моря с развязкой по... Самая современная будет такая скоростная - 60 миллиардов рублей, дополнительно выделенными на эти три года. Я называю некоторые объекты, они здесь некоторые помечены.

И уж совсем последний момент. Мы, конечно, должны заботиться о субъектах Российской Федерации, о возможностях внутри субъектов Российской Федерации. сейчас уже второй год исполняется новой программе или новая межбюджетных отношений, она ещё раз уточнена в рамках Трёхсторонней комиссии Совета Федерации, Думы к следующей трёхлетке. Это связано с тем, что те регионы, которые нарастят доходы, у них не будет срезаться трансферт.

Это означает, что вот раньше это автоматически приводило к сокращению трансфертов, стали больше зарабатывать, меньше трансферт. Сейчас, чтобы стимулировать регионы, пожить, как бы за счёт такой дополнительной возможности - это стоить будет 16-17 миллиардов рублей в следующем году. Мы создали такой механизм постепенный, там, в течение нескольких лет уменьшение трансферта, там по 5 процентов в год для тех, кто идёт в большой рост.

Таким образом, они начинают дополнительно сохранять свои средства, я говорю, где-то в расчёте на год это до 16-17 миллиардов будет. И я приведу один пример малоизвестный. У нас субъекты Российской Федерации очень хорошо растут по доходам сейчас. И часто когда по федеральному бюджету ко мне губернаторы обращаются ... всё меньше и меньше обращаются, потому что финансовая ситуация в субъектах стабилизируется постепенно.

И хотя задач очень много, но таких первоочередных задач, когда уже где-то, где-то рвётся, где-то зарплата не выплачивается, где-то там нужно срочно проложить какие-то сети, без которых нельзя в зиму войти. Таких, конечно, задач аварийного характера становится всё меньше и меньше, и регионы переходят к более плановому развитию.

Я приведу пример, чтобы у нас было ощущение. В прошлом году, в 2006-м в конце года, во второй половине года, в основном это в течение года набирались доходы, но в конце года незапланированные доходы бюджета, которые не были учтены бюджетами субъектов Российской Федерации. То есть они в бюджетах заранее на год, вот мы взяли, собрали все бюджеты, не планировались. Таких доходов дополнительно пришло 850 миллиардов рублей.

Вот когда к нам обращаются: "Дайте нам 300 миллионов, 200 миллионов, дайте нам ещё построить одну школу". 850 миллиардов незапланированных доходов субъектов. Они распределились неравномерно: 20 регионов-доноров получили из них 500 миллиардов, все остальные регионы, примерно 66 регионов получили 350 миллиардов. Очевидно, к концу года не все эти доходы были потрачены, потому что какие-то приходили уже в ноябре, в декабре, изменения в бюджеты, не все успевают сделать, вот то, что успели внести изменения в бюджеты и потратили. Вот по кассе прошло 420 миллиардов рублей из них, из всех этих бюджетов прошло. Я этот слайд специально сюда тоже, как бы этот слайд привёл.

Расходы составили, прошу прощения, 468 миллиардов рублей. Если взять по только дотационным, вот тем без двадцати доноров, которые получили только 350 миллиардов, то есть дотационный, высокодотационный, они потратили, соответственно, 204 миллиарда, то есть, почти половина. Но им важнее, поэтому они быстрее там вносили изменения и направляли тут же на расходы. Почти половину они потратили от того, что было потрачено ... Из 468 - 204 - под регионом дотационным.

Я просто скажу 2-3 статьи, на которые ушли в основном эти средства. Например, на жилищно-коммунальное хозяйство в конце года дополнительно субъекты потратили 153 миллиарда рублей. Из них по высокодотационным 56. На поддержку различных, экономики: сельского хозяйства. Опять же кредиты предприятиям, какие-то льготы, поддержка уставных капиталов, лизингов, субсидирование ставок. В конце года прошлого. 135 миллиардов дополнительно.

По высокодотационным субъектам, это 50 миллиардов. Сами получили, и сами тут же направили.

На образование в конце прошлого года дополнительно потрачено 65 миллиардов всеми субъектами, по высокодотационным - 29 миллиардов. То есть, это больше, чем нацпроекты наши.

И я хочу ещё, что сказать. Мы, наконец-то, сумели вот к этому моменту перейти, когда закреплённые доходы, достаточная динамика роста, она уже не только концентрируется в одном регионе-доноре или только в нефтяном регионе. Постепенно эти возможности, они растекаются по стране и, конечно, помогают поддержать и социальную среду, и возможность экономического роста.

Конечно, увеличились и возможности из федерального бюджета направить на эти цели. Большая программа, новая будет, "Дальний Восток". Она сначала начинается, если брать только вот без Владивостока, вот там две программы, Владивосток - под проведение АТС в 2012 году, там город-сад надо сделать. Я шучу немножко. Но на нее 100 миллиардов, на город Владивосток будет потрачено к 2012 году.

И остальную часть, вот целый ряд регионов. Вот по всем остальным регионам это в следующем году 30 миллиардов рублей, рост там примерно с 5 до 30-ти, вот программу сразу увеличивает. А к 2011-му объём расходов по программе Дальнего Востока без Владивостока, доходит до 60 миллиардов. Юг - тоже получает дополнительные расходы.

Поэтому мы вот сейчас провели такое обследование, сколько из всех инвестиционных источников: по ФПЦП по разным, по видам там, например, распределение фонда регионального развития. Субъекты в среднем получают на инвестиционное развитие до 15 процентов своих бюджетов теперь вот, в результате этого бюджета.

Поэтому есть выход на некоторые новые качественные показатели в динамике развития регионов в доходной базе в поддержке субъектов, которые, я думаю, конечно, в ближайшие 3 года сделают новым шагом в развитии страны.

Но я уже называл цифру, что ВВП России 1990 года - это не сверх такая праздничная цифра. ВВП 1990 года, вот Россия в рамках СССР, которая падала в 90-е годы, в 2 раза упала, мы восстановили к январю вот только вот этого 2007 года. Мы только восстановили объём нашей экономики 90-го года. 90-го, чисто 90-го, 1990 года.

И сейчас, конечно, экономика дальше продолжает с таким же темпов расти, 6 процентов, что, конечно, позволит нам постепенно увеличивать свой потенциал. Спасибо.

 

Жириновский В.В.:

Всё это хорошо, приятно слышать, Алексей Леонидович. Технически и в научном плане мы здесь со всем, что вы сказали, согласны и приветствуем прекрасную работу чиновников Минфина и вашу личную. Но граждане сегодня требуют реальной помощи, конкретных шагов. В этом Вы должны нас понять.

Фракция ЛДПР вносит 3 поправки в бюджет к 9 июня – ко второму чтению. Хоть что-то добавить людям, хотя бы копейки. Немного сократить резервный фонд. В идеале, мы требуем на 50 процентов, но если вы на это не пойдёте, то хотя бы минимум. Если Правительство пойдет на дополнительное сокращение стабфонда на несколько процентов – это уже будет реальный результат. При этом мы предполагаем, что сокращение резервного фонда пойдёт самым малоимущим. У нас есть категория граждан, которые получают тысячу рублей, или 600 рублей у них пенсия. Половину они отдают за квартплату, четверть уходит на лекарства, и у человека остается 300-500 рублей на месяц. Вот для этих людей увеличить, ускорить процесс, добавить хотя бы по 200-300 рублей. Вот на это надо направить деньги, если удастся хоть как-то сократить резервный фонд.

Второй вопрос – это сельское хозяйство. Финансирование сейчас улучшается, но мы предлагаем с 43 миллиардов увеличить до 80.

И третье – дороги. Мы требуем увеличения расходов на 30 процентов. Надеемся, что Правительство пойдёт на уступки в этих вопросах, нужно добавить ещё, потому что это касается всех.

По дорогам все ездят, всем нам нужно хорошее продовольствие, и есть острая необходимость подумать ещё раз о малоимущих. Вот эти три поправки от имени фракции ЛДПР будут даны. И наша просьба – учесть эти поправки, скорректировать бюджет во втором чтении и изменить цифры с учетом наших требований. Сократить передачу денег в резервный фонд, больше средств на сельское хозяйство, дороги и помощь малоимущим.

 

Кудрин А.Л.:

Хорошо, беру на заметку.

 

Жириновский В.В.:

Теперь от депутатов предложения. Вот, Лебедев. Давайте каждый понемножку, каждый депутат. А Алексей Леонидович возьмет на заметку и, возможно, что-нибудь будет в плюс. Пожалуйста.

 

Лебедев И.В.:

Уважаемый Алексей Леонидович, Владимир Вольфович в начале нашей встречи сказал уже, что наша партия в целом положительно относится и к вам лично, и к вашему министерству. С вами мы встречаемся в подобном формате каждый год при обсуждении бюджета. Но несмотря на все это, Алексей Леонидович, хотелось бы заметить, что на каждой встрече мы передаем вам свои предложения и от депутатов, и которые подтверждаются просьбами губернаторов с мест, и, к сожалению, 99,9 процента наших просьб отклоняются. Если честно, я думаю, что я выражу мнение большинства наших коллег, что это не вызывает сильных положительных эмоций.

Что касается вопроса, то примерно месяц назад в одном из ваших выступлений прозвучала фраза о том, что если экономика нашей страны в течение второго полугодия будет развиваться такими же темпами, как и в течение первого, то к концу 2007 года нашу страну ждет экономический кризис чуть ли не вплоть до повторения дефолта. Вот можно было бы как-то прокомментировать это ваше выражение.

 

Кудрин А.Л.:

Да, спасибо. Вот я точно этого не заявлял и я видел три статьи в разных газетах, которые со ссылкой на "Эхо Москвы" или со ссылкой на РБК, которая сделала ссылку на "Эхо Москвы", заявили, что якобы я такое заявил.

Я уже разъяснил это, в прессе мне пришлось дать ответ. Я читал лекцию в Высшей школе экономики, которая была посвящена не России, а причинам и последствиям кризиса, финансового кризиса юго-восточной Азии. Вот там, где у нас юго-восточные драконы, новые азиатские драконы формировались в 90-е годы, там большой рост, большой приток инвестиций. И вот, как они не справились, не переварили это. И высокая капитализация сначала, которая была у всех этих предприятий, там, которые вкладывали деньги, всё считалось, что всё это будет всё здорово. Потом, когда началась отдача этих промышленных предприятий построенных. Оказалось, что они меньше производят, меньше могут занять нишу на мировых рынках. И произошла резкая переоценка капитализации этих рынков. Акции этих компаний драматически в разы упали за один только там... за несколько дней. В результате это вызвало такое, сдетонировало весь финансовый кризис на юго-восточной Азии.  Но это не относилось к России. И какой-то журналист дал прессу прямо с этой лекции, что Кудрин сказал, что это произойдёт и в России. Этого не происходило. Это не говорилось. Этого не было.

Поэтому мне пришлось выйти и сказать, что в отношении России сейчас мы проходим такой период, когда фундаментальные показатели развития нашей экономики, вот это объём на взятые кредиты или качественное их использование, или там возможность резкого снижения цен на нефть - не угрожает нам. Мы проходим такую благоприятную зону развития. У нас кризиса и дефолта... Но нужно различать. Дефолт, это когда государство не может платить по своим долгам. Должен сказать, что мы будем иметь в этом и следующем году, особенно в следующем, исторически самый низкий уровень долга в объёме ВВП. В 2000 ... 98-м году, после кризиса, мы имели долг ВВП 140 процентов к ВВП. Это означает, что страна не кредитоспособна. Вот кредиты ей давать нельзя.

Сейчас у нас, в результате того, что у нас были эти нефтегазовые доходы, которые не всегда можно было использовать внутри страны, в результате погашения долга мы имеем 8,5 процентов.

Теперь мы начнём немножко прирастать опять по долгу. Ну, в силу там задач, экономики, способности экономики переварить эти средства в большем объёме. Поэтому чуть-чуть будем прирастать. Но 8,4 процента в следующем году будет исторически самый низкий уровень.

Это означает, что дефолт в ближайшие лет 50 стране не грозит. Вот просто слово "дефолт" можно спокойно забыть. И это означает, что мы создали ещё одну прочную позицию, по которой, в отличии от стран таких как Италия, где сейчас тоже в Европе самый плохой объём долга, это например, 100 процентов ВВП. Она ещё в зоне риска уже находится. А мы пока в зоне риска долго не будем, у нас не грозит это.

И в банковской сфере у нас есть свои может быть проблемы по качеству управления финансовыми активами. Но пока что там не накопились такие проблемы, которые могут вызвать в ближайшее время. То есть нам не грозит здесь дефолт. Я ещё раз хочу это объявить.

 

Головатюк А.М.:

Алексей Леонидович! Вопросы, касающиеся денежного довольствия военнослужащих, особенно по контракту. Понятно, в 2008 году мы поднимаем на 10 процентов; 2009 и 2010 годы, там 6,8-6,5. Реально ли... то есть сейчас складывается такая ситуация, что никто не хочет заключать второй контракт, особенно на должностях солдат, сержантов, из-за низкого денежного довольствия.

Реально ли при следующем, при ежегодной корректировке бюджета поднять вот эти цифры, хотя бы до 10, до 9 процентов?

 

Кудрин А.Л.:

 Да, действительно, это возможно. То, что вот прямой ответ положительный. Это означает что? Теперь у нас трёхлетний бюджет.

Я не сказал, что у нас, раз трёхлетний бюджет, значит, вроде как мы сразу всё спланировали и можно сидеть, три года отдыхать.

Но очевидно, каждый год даёт новые задачи. Есть потребности и оценки ситуации. Поэтому в бюджете на 2002 и 2003 годы резервируются средства, которые мы даже вот сейчас не можем с вами разделить, они Бюджетным кодексом определены: 2,5 процента на 2002 год резервируется. Это вот в номинальном выражении, на 2009 год, там 186 миллиардов зарезервировано. А на 2010 год - пять процентов ВВП, пять процентов, точнее, расходов. Это 404 миллиарда рублей.

Мы с вами сейчас даже при утверждении этого бюджета их не можем распределить, потому что когда мы через год вернёмся, то выяснится, экономика растёт, как мы спланировали, доходы не прирастут, окажутся как мы спланировали, значит, хорошо спланировали. Через год, у нас всё равно есть задачи, новые программы какие-то приходят, вот мы как раз можем сесть и решить. Давайте мы подиндексируем больше по этим видам довольствия, или эту программу подправим в сторону увеличения, или новую примем программу. В этом смысле этот резерв специально так ..., чтобы мы через год его могли распределить, это возможно. И мы, кстати, исходим, что так скорее всего мы и сделаем.

 

Головатюк А.М.:

То есть это касается выплат по детским пособиям.

 

Кудрин А.Л.:

Да, это может быть и выплат по детским... Но это будет не на 2008 год уже, а когда мы начнём, 2009, 2010, 2011-ый, следующую трёхлетку мы можем даже по 2009 и 2010-му вносить новые решения.

 

Островский А.В.:

Алексей Леонидович, вопрос российского внешнего долга вы уже затронули, но мы постоянно наблюдаем то, что Россия списывает долги странам, которые должны нам. В какой-то степени, может быть, и правильно, если мы всё равно не можем с них ничего получить. Хотелось бы понять, всё-таки от этого зависит уровень жизни наших граждан, кто нам, сколько должен, есть ли шансы получить эти деньги и в какой перспективе или мы будем продолжать прощать и прощать?

 

Кудрин А.Л.:

У нас очень разные есть должники. Например, в последние два-три года Россия выдала ряд кредитов Китаю и Индии в виде связанных кредитов на строительство атомных станций. То есть это в принципе мы загрузили нашу отечественную промышленность электротехническую и атомную, и последние три года строим эти станции. Эти должники всегда, они кредитоспособны, они уже нам платят проценты за эти. Мы загрузили свою промышленность, они ещё нам платят за это проценты. И в этом смысле такую схему мы будем поддерживать. И сейчас, мы раньше не могли в таком объёме давать кредиты, но сейчас такого рода связанные кредиты на поддержку своей же промышленности мы будем. И, конечно, это будут только те страны, которые могут платить. И есть сегодня достаточно современных схем обеспечения гарантий.

Когда раньше давал Советский Союз, там тоже есть разные страны, которые, например, могут сейчас платить и оплачивают. Например, Вьетнам 100-процентно оплачивает долг и говорит, давайте мы вам досрочно с дисконтом, мы говорим, нет, мы сами не платим с дисконтом, точнее нам не дают досрочно платить. Вот платите. Они большие долги под 10 процентов ежегодно нам платят.

Есть целый ряд других стран, которым мы частично списали. Там есть такая схема списания, Парижский клуб имеет три модели списания. То есть списывают тебе 30 процентов или 40, но всё остальное по новой схеме ты не должен ни на копейку нарушить. Так вот, когда у нас было долгов 100 миллиардов перед нами, нам платили ноль. После некоторых списаний и перехода к механизму остатка обслуживания мы в год сейчас получаем 300-400 миллионов долларов по обслуживанию остатка долга. То есть, казалось бы, парадокс, но на самом деле это просто такая финансовая работа по структуризации. И они нам проценты платят и ещё постепенно долг возвращают.

Но есть страны, например, даже тем, кому мы списываем сейчас, даже странам африканским, мы списываем не 100 процентов. Есть 16 стран, по которым мы списали 100 процентов, присоединившись в прошлом году к мировому сообществу по списанию. Это 16 африканских стран, примерно, 16, это страны, где жизнь населения осуществляется меньше доллара в день, стоимость жизни. Это означает, в этих странах люди в среднем потребляют меньше 365 долларов в год.

Если я назову ещё такую цифру, я её называл, может быть, кто-то не услышал. У нас, к сожалению, в этих странах в год умирает 11 миллионов детей, это не тысяч, не сотни тысяч, 11 миллионов детей это кошмарная цифра, в связи с инфекционными эпидемиями, с отсутствием доступа к чистой воде, к медицинским услугам. Я уже не говорю, что они не учатся. Там миллионы, сотни, десятки миллионов людей не учатся.

Мировое сообщество говорило, что там некие страны, которые выполняют определённые правила, что они там стараются у себя не всё своровать, но хотя бы что-то сделать для народа своего, там списали. Остальным мы не списываем.

Например, слышно про Ирак, да, вот что якобы мы сейчас спишем. Во-первых, мы ещё не списали, там нам удалось доказать, что там 12 миллиардов долларов они должны. Вот сейчас они подписались под этим, мы говорим: "Мы вам спишем, но в результате там определённых действий вы нам должны будете от миллиарда до 2-х, но теперь обслуживайте и будете обслуживать". То есть Ирак нам будет платить сейчас. Вот он не платил все последние годы, теперь нам будет платить.

Поэтому есть вот эти схемы специальные, которые в некоторых случаях мы не можем ничего получить, так...? Мы вынуждены списывать там.

Есть случаи, допустим, как Алжир, который вроде как мог обслуживать, там "Онтел", ну давайте мы вам миллиард долларов заплатим и разойдёмся. Такой же остаток. Мы посоветовались и договорились следующее: они нам, я сейчас не буду называть цифру, она считается официально не объявляемая: на несколько миллиардов долларов сделали заказ для нашей военной промышленности, загрузили на лет пять наши заводы и мы сказали: "Мы вам миллиард списываем". Но они там раз в десять больше заказали нам для нашей промышленности.

Вот такой обмен на поддержку нашей отечественной промышленности мы осуществляем.

И сейчас ещё есть там пару стран, с которыми мы ведём такие переговоры, где наша льготная схема, она будет ответной реакцией в виде больших заказов для нашей промышленности или там поставок.

 

Жириновский В.В.:

Сразу могу сказать, что Ливия хочет такой же вариант, какой был осуществлен в Алжире.

 

Кудрин А.Л.:

Я знаю.

 

Жириновский В.В.:

Вот видите. Тогда Вы знаете, что мы тоже этому способствовали, фракция ЛДПР. Я там находился, и мы направили везде соответствующие письма.

 

         Кудрин А.Л.:

Позавчера мой сотрудник вернулся из Ливии.

 

         Жириновский В.В.:

В последний раз я был там в августе, мы много раз туда выезжали. ЛДПР как раз работает в этом направлении, мы много раз выезжали в эти страны-должники, которые могут вернуть долг, и подталкивали их. Вот последний торговый договор с Ираком – на 40 миллиардов долларов. Я даже цифру сам назвал Саддаму Хусейну в 2002 году, заключили договор самый большой, наверное, в истории России. Не успели, правда. Война.

 

         Митрофанов А.В.:

Алексей Леонидович, два вопроса.

         Первое. Вот вы говорили о создании вертикальных интегрированных корпораций государственных и в судостроении, в авиастроении, упомянули это, да? Но не настало ли время создать в области водоснабжения государственную корпорацию, потому что состояние водоснабжения по стране очень плохое. 40 есть водоканалов в городах более или менее приличные, понятно: Москва, Питер, ещё там города центральные, всё остальное лежит на боку и без амортизационных отчислений и бюджетных каких-то вливаний в малых городах ничего вообще не произойдёт - это ясно, а качество там уже не менялось с советского времени все эти трубы и всё, что происходит. Это первое.

         И мы обсуждали этот вопрос несколько лет назад, если вы припоминаете. Может быть, сейчас время-то уже настало.

         И второй вопрос о пивоваренных компаниях и налогообложении. Пивоваренные компании у нас находятся, я думаю, что Минфин понимает:  по налогообложению в привилегированном положении по сравнению, скажем, с водочными компаниями. При этом мы понимаем, что водочные компании в основном национальный капитал, а пивоваренный - иностранцы, да? Иностранцы платят налогов в раз 35 меньше по факту, тем более они сейчас запускают и крепкие сорта пива, по 12 там оборотов там и так далее. Не пора ли их уравнять на самом деле и сделать это до конца этой сессии?

         Спасибо.

 

Кудрин А.Л.:

По вертикальным интегрированным компаниям. В целом у нас же водоканалы имеют, любая структура там, включая муниципалитет и в целом решение этих проблем, я считаю, правильнее начислять с этого уровня, вот уровня МУПов, а не создавать федеральную какую-то, то есть не управлять из Москвы канализацией там в каком-то посёлке или в муниципальном образовании. А поскольку это водоканал - это и канализация тоже одновременно.

Поэтому сейчас существует достаточно технологий, которые там, локальные там, какие-то очистные сооружения, скважины, которые нужно просто пробивать. Все технические условия известны, были бы деньги.

 Вот вопрос денег, это да, а чтобы вот надо было создавать такую вертикальную компанию, мне кажется, нет. В этой связи сейчас для того, чтобы это заработало, нужно чтобы те тарифы на оплату воды, которые платит население, оплачивали и все мероприятия, связанные с модернизацией и реконструкцией этих местных систем.

Сейчас этих платежей становится всё больше и больше, люди готовы платить. Наконец, инфляция чуть-чуть снижается, то есть это позволяет в том приросте тарифов всё больше и больше инвестиционную составляющую учитывать. Поэтому мы, в том числе через федеральный бюджет, есть такой у нас раздел, вот кто знает, в межбюджетных отношениях, там фонды развития регионов он назывался в прошлом году, софинансирование. Мы его увеличили до 10 миллиардов рублей, и там каждый субъект имеет право на условиях софинансирования взять деньги из этих 10 миллиардов, причём в условиях в зависимости от бюджетной обеспеченности каждого субъекта. Если ты высокодотационная территория, то ты 10 процентов своих добавляешь, 90 берёшь из федерального бюджета. Там есть формула.

А если ты наоборот, недотационая территория, то ты там, наоборот, 90 процентов сам платишь, а 10 берёшь из федерального бюджета. Там по этой формуле, вот второй год мы экспериментируем, эти 10 миллиардов распределяется. Это, кроме того, что идёт по ФЦП в рамках Дальнего Востока, Юга и 2-3 регионов ещё, которые на заметке там: Чечня, Калининград, там ещё есть Астрахань сейчас, которая много получает, ну, и Сочи, там специальная программа. Это вот региональная программа, по которой мы просто в целом регионе перестраиваем всю водоканальную систему, там, на новых условиях. Особенно это много и на Дальнем Востоке теперь будем делать.

Мне кажется, вот этой поддержкой достаточно, необязательно создавать вертикальную интегрированную компанию. Если говорить про пиво, здесь я сейчас не буду комментировать по содержанию, я где-то с вами согласен, что здесь есть ещё над чем подумать.

А вот с 2008 мы уже не можем это ввести, поскольку законодательство требует следующее, чтобы бюджет, если вот он уже рассматривается в правительстве, то налоги не пересматривались. Всё, то есть не в плюс, не в минус мы не можем пересматривать налоги, иначе изменится доход, тогда нужно параметры бюджета менять. Но в этом смысле, увеличение налогов, это ухудшение положения предпринимателей и действующий Налоговый кодекс гласит: не принимать решения до внесения, то есть после внесения бюджета в Думу. То есть вот сейчас вот спланировано, внесено, уже бюджет рассматривается, поэтому теперь мы эти изменения можем или любые другие изменения только с 2009 года планировать.

 

Тарасюк В.М.:

Вы правильно сказали, что есть такая проблема, как падающая добыча нефти и газа. Знаете, что воспроизводство минерально-сырьевой базы снизилось в 4 раза.

Да, есть программа на восстановление её до 2020 года, но эксперты министерства природных ресурсов говорят только для геолого-разведочных работ морских шельфов, нужно дополнительные инвестиции 2,5 триллиона рублей.

Как видит эту проблему министерство финансов, и откуда возьмутся эти инвестиции?

 

Кудрин А.Л.:

Спасибо.

Да, нам известно, что есть растущая потребность в разведке и подготовке, геологической подготовке, территории для начала работы, особенно сейчас Восточная Сибирь будет по-новому осваиваться. Этому будут способствовать новые трубопроводы, которые через эту территорию пролягут и тем самым обеспечат более дешёвый доступ к освоению этих территорий.

В том числе, если вы знаете, мы ввели специальное освобождение от налога на добычу полезных ископаемых всех новых месторождений этого региона, там Восточной Сибири и шельфа. То есть они, вообще будут начало там, свои первые годы работать без НДПИ, как другие. Тем самым мы всячески содействуем снижению затрат на разработку, а сама геологоразведками подготовка должна осуществлять их двух источников, из бюджетных и из внебюджетных средств. Эти формы разработаны, они есть, многие компании сейчас тратят на дополнительную доразведку территорий.

Значит, в настоящий момент, я сейчас не помню, сколько у нас в бюджете, мы каждый год повышаем. А? Где-то около 20, да, да, около 20 миллиардов. И, конечно, нужно увеличивать сумму. Но 3 года назад это было 6 миллиардов, сейчас 20. Я думаю, что года через 3 мы будем там и все 40, и 50, и больше иметь. Ну вот так наращивать будем постепенно, готовя, безусловно, к тому моменту, там где-то к 2020 году новый скачок в добыче стране.

 

Иванов:

Алексей Леонидович, после первого обсуждения бюджета в прессе появилось очень много статей, в частности ваши оппоненты показывают такие цифры, то есть вы планируете уровень инфляции в каждом году где-то 6-7 процентов ... Таким образом, за 7 лет получается 21 процент, а рост бюджетных расход

Источник: Нур-Отан

  Обсудить новость на Форуме