20:15 23.10.2013 | Все новости раздела "ЛДПР"
Предложения фракции ЛДПР по бюджету
По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета РФ на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов, представленного Правительством РФ, фракция ЛДПР выступает со следующими предложениями.
Предложения фракции ЛДПР
к проекту постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О принятии в первом чтении проекта федерального закона № 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и об основных характеристиках федерального бюджета"
По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета РФ на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов, представленного Правительством РФ, фракция ЛДПР отмечает следующее.
Основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2014-2016 гг. содержат показатели с чрезмерно оптимистическими данными. Если в отношении прогнозных данных по ценам на газ и нефть фракция ЛДПР возражений не имеет, то достижение целевых показателей по динамике роста ВВП 103,0 % - в 2014 г., 103,1% - в 2015 г. и 103,3% - в 2016 году вызывает сомнение. Аргументация Правительства РФ об оживлении инвестиционного спроса и росте потребительского спроса явно имеет существенные риски невыполнения.
По мнению фракции, инвестиционный рост в плановый период будет иметь существенно меньшие темпы, что связано с рядом факторов. В целом для экономики это отрицательная динамика государственных инвестиций, принятое решение об изъятии накопительной части пенсионных накоплений из НПФ, план увеличения налоговой нагрузки на недвижимость, введение утилизационного сбора на автомобили отечественного производства, предложение по передаче в Следственный Комитет РФ полномочий по ведению дел в налоговой сфере, усиление конкурентного предложения иностранных товаропроизводителей в связи с вступлением России в ВТО.
Для сектора инфраструктурных компаний и нефтегазового комплекса сдерживающими факторами, дополнительно снижающими инвестиционную активность, станет решение о заморозке тарифов на уровне 2013 года для предприятий, индексация тарифов для населения на индекс инфляции минус 30%, повышение НДПИ, прогнозируемое снижение цен на нефть и газ, увеличение акцизов на нефтепродукты 4 и 5 класса экологичности, а также возможные трудности компаний с привлечением финансовых ресурсов.
На потребительском рынке, по мнению фракции, также не приходится ждать увеличения активности в связи с принятым решением заморозки уровня заработных плат целому ряду категорий служащих, введения социальных норм на электроэнергию и планов отмены перекрестного субсидирования, что увеличит затраты населения на оплату услуг ЖКХ, прогнозируемый рост безработицы и проблем с моногородами, повышение тарифов естественных монополий для населения, ужесточение конкуренции на рынке труда в связи с сворачиванием предпринимательской деятельности самозанятых. Сильнейшим сдерживающим фактором станет ужесточение политики кредитования населения со стороны коммерческих банков и микрокредитных организаций в связи с чрезмерно высоким уровнем закредитованности населения уже сегодня и возможными рисками массовых невозвратов на рынке частного кредитования в ближайшей перспективе.
При этом необходимо отметить, что Правительство не создало никаких предпосылок, которые могли бы коренным образом переломить ситуацию с предпринимательской и инвестиционной активностью в экономике страны в плановом периоде по сравнению с текущим годом. Снижение ставки страховых взносов в 2014 году для самозанятых не позволит вернуть в легальный сектор экономики сотни тысяч предпринимателей, уже официально прекративших свою предпринимательскую деятельность. А введение инвестиционных льгот для проектов на Дальнем Востоке, введение упрощенной системы бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса и некоторые другие декоративные изменения действующего законодательства не смогут сколь- нибудь заметно повлиять на предпринимательскую активность.
Заявления Правительства об ожиданиях, связанных с оживлением экономики в секторе малого бизнеса в связи с введением нормы о предоставлении 15-ти процентной квоты для субъектов малого бизнеса в связи с началом работы контрактной системы с 2014 года также, скорее всего, беспочвенны. Малые предприятия в большинстве своем применяют упрощенную систему бухгалтерского учета, которая снижает их шансы выступать поставщиком товаров, работ, услуг для компаний, являющихся плательщиками НДС, а также выполнять подрядные работы для государственных нужд с использованием государственных элементных сметных норм. Аналогичные проблемы испытывают и предприятия, применяющие единый сельскохозяйственный налог.
Вызывает также серьезную озабоченность предложение Правительства РФ усилить налоговый прессинг с целью увеличения доходов в государственный бюджет, в частности, по налогу на добавленную стоимость. По данным, приводимым в докладе Paying Taxes 2013 консалтинговой компании PWC, совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в России составляет более 54,1%, что значительно превышает уровень налогового бремени в странах Европейского Союза (42,6%) и в целом в мировой экономике (44,7%). По этому показателю Россия уже обошла практически все крупные экономически развитые страны и вышла на первое место в Европе. А отказ Правительства РФ обсуждать предложение фракции ЛДПР об отмене НДС и замене его налогом с продаж не только не дает предпринимателям ясного посыла на улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в стране, но и ставит под угрозу возможность исполнения федерального бюджета в плановом периоде. Также необходимо отметить, что уже сейчас Россия проигрывает конкурентную борьбу за инвестиции своим ближайшим соседям, например, Казахстану в связи с более мягкими налоговыми режимами. Это обстоятельство самым негативным образом может повлиять на финансовое положение бюджетов регионов, граничащих с такими странами.
Кроме того, выводы Правительства РФ о доле доходов в федеральном бюджете от нефтегазового сектора в 57% в 2016 году также вызывают серьезные сомнения.
Существенные опасения вызывает и прогнозируемая динамика изменения показателей доходов федерального бюджета по налогу на прибыль в связи с явно неблагоприятной экономической ситуацией и факторами, которые учтены в прогнозе социально- экономического развития страны: это и прогнозируемое снижение цены на нефть и газ, отрицательная динамика внешнеторгового баланса, снижение курса рубля, резкое увеличение фонда заработной платы, снижение объемов госзакупок в плановом периоде, рост налогового бремени.
В то же время Правительство РФ не полностью использовало резервы увеличения доходной части бюджета. В частности, абсолютно непроработанным остается вопрос ограничения возможности использования в отечественной экономике схем ухода от налогов с использованием оффшорных схем. ЛДПР еще летом внесла законопроект, позволяющий взять под контроль государства полулегальные и откровенно криминальные способы вывода средств, в том числе федерального бюджета, через низконалоговые юрисдикции.
Ничтожно низки предполагаемые доходы от приватизации федерального имущества (по 3 млрд. руб. ежегодно), а также предполагаемые доходы от продажи акций крупнейших компаний (196,8 млрд., 158,5 млрд., 99,9 млрд. руб). Кроме того, возникают вопросы по поводу целесообразности бюджетных инвестиций и участия государства в капитализации компаний, которые включены в план приватизации (РусГидро, Международный аэропорт Шереметьево, Объединенная зерновая компания, Роснано и др.).
Правительством РФ при формировании проекта федерального бюджета практически не прорабатывался план использования схем передачи в долгосрочный траст крупных пакетов акций в качестве альтернативы приватизации в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры и явной недооцененности государственных активов. При этом трастовыми соглашениями необходимо закреплять доходность на уровне выше процентных ставок, сложившихся при привлечении кредитных средств. Такие схемы смогли бы обеспечить дополнительные доходы и создать предпосылки для более эффективного управления активами государства.
Доходность от размещения средств резервного фонда и ФНБ остается на недопустимо низком уровне. Россия существенно проигрывает по эффективности использования средств фондов иностранным государствам, создавшим аналогичные фонды (Пенсионный фонд Норвегии Зарубежье и Перманентный фонд Аляски).
Не рассматривается и возможность частичного погашения дефицита федерального бюджета за счет более эффективного управления активами государства в частности, возможности частичной переуступки или досрочного погашения задолженности иностранных государств и юридических лиц перед Российской Федерацией.
Не используются в полной мере в проекте бюджета резервы, связанные с запуском государственных лотерей.
Вызывает вопросы тенденция увеличения доли закрытых статей проекта бюджета (24,8% расходов бюджета являются секретными).
По расходной части бюджета вызывают серьезные опасения недофинансирования целых отраслей экономик. Фракция ЛДПР выражает свою обеспокоенность отрицательной динамикой в процентах к ВВП по таким важным статьям расходов как Образование, Здравоохранение, Культура, кинематография, Жилищно-коммунальное хозяйство. При этом доля расходов на здравоохранение и образование в процентах к ВВП в Российской Федерации ниже, чем в некоторых странах СНГ - таких, как Украина, Белоруссия и даже Молдавия. А по некоторым направлениям, например таким, как санитарная авиация финансирование предусмотрено ниже всяких минимальных потребностей, что ставит под угрозу не только здоровье, но и жизнь граждан РФ жителей отдаленных территорий.
Фракция ЛДПР не может согласиться и с предложением отказаться от индексации с учетом уровня инфляции (потребительских цен) окладов денежного содержания военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России, а также сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и иных правоохранительных органов.
На этом фоне ЛДПР крайне негативно оценивает предложение Правительства об увеличении уровня зарплаты федеральным чиновникам в 2014 году и отмечает, что ограничение фонда оплаты труда в федеральных ведомствах, а также установление верхних лимитов денежных вознаграждений топ-менеджеров в государственных компаниях, компаниях с государственным участием, ФГУП и др. является резервом снижения расходов федерального бюджета, который не был использован Правительством Российской Федерации при формировании федерального бюджета. При этом объем социальных гарантий, в том числе ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты руководителям федеральных ведомств не могут превышать объем аналогичных гарантий членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы ФС РФ, как это предусмотрено федеральным законом №3-ФЗ.
По мнению фракции, при формировании расходной части бюджета Правительство РФ не заложило ассигнования (или явно недостаточный объем) на такие стратегически важные для экономики страны отрасли как Станкоинструментальная промышленность, Тяжелое машиностроение, Авиационное агрегатостроение, Авиационное приборостроение, Авиационная наука и технология, Малая авиация, Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность, что ставит под угрозу экономическую, продовольственную и военную безопасность страны.
Не обеспечены ассигнованиями комбикормовая промышленность и производство биодобавок для животных, что в свете вступления России в ВТО ставит под сомнение конкурентоспособность всей животноводческой отрасли сельского хозяйства.
Также фракция считает недостаточным уровень финансирования деятельности сети ГЦНК за рубежом, что подрывает международный авторитет Российской Федерации.
В связи с тем, что проект федерального бюджета впервые формировался по программно- целевому принципу, фракция ЛДПР выражает обеспокоенность по поводу низкого качества показателей государственных программ и, в первую очередь, набором целевых индикаторов, предлагаемых Правительством. Так, госпрограмма 034 Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, несмотря на указанные в программе цели: Формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращения его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона в перечне индикаторов не содержит ни одного показателя, связанного с демографией, а по строке Доля обрабатывающих производств в структуре ВВП, % приведены цифровые данные на 2014 2016 гг. без какой-либо положительной динамики.
В ГП 027 Развитие внешнеэкономической деятельности - индикаторы госпрограммы не соответствуют параметрам бюджета, в частности, по показателю Темпы роста экспорта товаров в целом.
ГП 023 Информационное общество - индикаторы не отражают приоритеты, нацеленные на эффективное использование бюджетных средств. По мнению фракции, было бы логичным поставить в индикаторы вывод Почты России на безубыточный режим. А в ГП030 Энергоэффективность и развитие энергетики добавить социальный индикатор, характеризующий динамику отношения населения к тарифной политике государства на электроэнергию.
Считаем своевременным и логичным включение показателя, характеризующего динамику производительности труда по отрасли в каждую госпрограмму.
Вызывает обеспокоенность непрозрачность принятия управленческих решений при выборе инфраструктурных инвестиционных проектов для финансирования за счет средств ФНБ.
Серьезные опасения относительно исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ вызывает передача субъектам дополнительных полномочий без должного подкрепления ассигнованиями из федерального бюджета.
В связи с вышеизложенным, фракция ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ предлагает включить в Постановление Государственной Думы о принятии законопроекта следующие замечания:
- Степень проработанности и всесторонней оценки всех факторов, на основе которых построен прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2016 гг., вызывает серьезные опасения невыполнения основных макроэкономических параметров, принятых за базу при составлении проекта федерального бюджета РФ на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов.
- При разработке проекта федерального бюджета РФ Правительство не в полной мере использовало возможные резервы увеличения доходной части бюджета (ограничение использования оффшорных схем; увеличение доходов от приватизации и продажи акций крупнейших компаний; использование схем долгосрочного траста для государственных активов; менее консервативная стратегия размещения средств ФНБ, запуск государственных лотерей, постановка целевых ориентиров, направленных на увеличение производительности труда и вывод государственных компаний и предприятий на безубыточный и бездотационный уровень и др.)
- Стратегия Правительства РФ, направленная на усиление налогового бремени на современном этапе развития страны не может быть признана верной. Налоговая нагрузка в России уже достигла максимально возможного значения и не стимулирует развитие современного производства с высоким уровнем добавленной стоимости. Возможная замена НДС на налог с продаж могла бы существенно ускорить темпы экономического развития и увеличить налогооблагаемую базу.
- Недофинансирование таких отраслей как Образование, Здравоохранение, Культура, кинематография, Жилищно-коммунальное хозяйство, Станкоинструментальная промышленность, Тяжелое машиностроение, Авиационное агрегатостроение, Авиационное приборостроение, Авиационная наука и технология, Малая авиация, Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность, что ставит под угрозу экономическую, продовольственную и военную безопасность страны и создает социальную напряженность в обществе. Обеспечить бюджетными ассигнованиями в рамках госпрограммы Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия мероприятия по развитию комбикормовой промышленности и производства биодобавок для животных. Предложить Правительству РФ увеличить ассигнования на функционирование сети ГЦНК за рубежом.
- При формировании расходной части бюджета РФ Правительство не в полной мере использовало возможные резервы снижения расходов (снижения фонда оплаты труда в федеральных ведомствах, а также установления верхних лимитов денежных вознаграждений топ-менеджеров в государственных компаниях, компаниях с государственным участием, ФГУП и др.; прекращения выделения бюджетных ассигнований для компаний, включенных в план приватизации).
- При формировании источников погашения дефицита бюджета Правительство РФ не учло возможность частичной переуступки или досрочного погашения задолженности иностранных государств и юридических лиц перед Российской Федерацией, а также привлечение временно-свободных денежных средств госкомпаний и компаний с государственным участием.
- Рекомендовать Правительству РФ разработать механизмы, позволяющие снизить кредиторскую задолженность субъектов РФ перед коммерческими банками через процедуру размещения облигационных займов и приобретения ценных бумаг субъектов за счет средств ФНБ или альтернативных источников.
- Доработать государственные программы с учетом высказанных замечаний. Обеспечить прозрачность при выборе инфраструктурных инвестиционных проектов для финансирования из федерального бюджета или средств фондов, учитывать максимальную эффективность таких проектов и возвратность инвестиций.
Источник: Новости ЛДПР
Обсудить новость на Форуме