16:00 09.05.2013 | Все новости раздела "Коммунисты России"

ВОЕННЫЙ ИСТОРИК РАЗМЫШЛЯЕТ О ЛЕГЕНДАРНЫХ ГОДАХ

Россия шагает, врагов карая
Народным гневом священной войны
МИР, ВОЙНА, ПОБЕДА…

Уже на 68 лет отодвинулась вглубь истории Великая Отечественная война советского народа с ее кульминационным моментом – Днем Победы. Не будет ошибкой сказать, что этот день – 9 мая 1945 г. – является квинтэссенцией (самым главным) для всей этой эпохи, а Великая Отечественная война – основным ее событием. Но 9 мая - это не конец Великой Отечественной войны, это конец III периода Войны, а точнее - это конец вооруженной борьбы с фашистской Германией и ее союзниками в Европе. Конец же Великой Отечественной и второй мировой войны наступил после разгрома армии империалистической Японии 3 сентября 1945 г., т.к. война с Японией является (IV) особым периодом Великой Отечественной войны. Эту дату мы вправе называть концом Великой Отечественной войны.

В обращении «Мы победили!» И.В. Сталина к народу 2 сентября 1945 г. говорится: «Два очага мирового фашизма и мировой агрессии образовались накануне нынешней мировой войны – Германия на западе и Япония – на востоке. Это они развязали вторую мировую войну. Очаг мировой агрессии на западе был ликвидирован 4 месяца назад. Через четыре месяца после этого был ликвидирован очаг мировой агрессии на востоке. Сегодня, 2 сентября, государственные и военные представители Японии подписали акт безоговорочной капитуляции…Это означает, что наступил конец Второй мировой войны. Теперь мы можем сказать, что условия, необходимые для мира во всем мире, уже завоеваны». Это был конец вооруженной борьбы Советских Вооруженных Сил и сил наших союзников против двух враждебных группировок: в Европе против Германии и в Юго-Восточной Азии против Японии. День 3 сентября заслуженно должен стать праздничным днем для всех людей доброй воли – граждан Российской Федерации и ближнего зарубежья.

В 1150-летней истории России было свыше 600 войн и военных конфликтов, однако они не могут меряться по своей смысловой тяжести с событиями 1941-1945 г. Эта война была Мировой войной и народы, которые в ней участвовали, стали участниками великих драматических всемирно исторических событий. Смысл этих событий, несмотря на то, что прошло почти 70 лет, все еще полностью не осознан нами до конца и не высказан отчетливо. Мы почти физически ощущаем, что в этой войне, в этой эпохе есть некое великое содержание. Мы знаем, что советский народ в этой войне боролся не только за спасение своего Отечества, но что он был защитником некоего всемирно исторического разумного смысла.

Адольф Гитлер в своей книге «Mein Kampf» (1925-1926 г.г.) призывал к войне против СССР. Но пока это были только слова, а дела (агрессия против СССР) начались 22 июня 1941 г. в 3.45-4.00, когда войска вермахта перешли государственную границу Советского Союза. Закончился мир. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии.

Война, мир, победа – категории философские. Философы по-своему рассматривают категории «мир», «война», «победа». Они отличают войну от вооруженной борьбы. Это не одно и то же. Вооруженная борьба обязательно заканчивается победой, т.е. имеет начало и конец. Вооруженная борьба – это часть войны. Война никогда не заканчивается, а, следовательно, не имеет победы. В чем философия войны? Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (родился около 544-540 г.г. до н.э.) сформулировал философию войны краткой фразой: «вражда есть отец вещей». По мнению Гераклита весь мир соткан из бесчисленного множества противоположностей, противоречий, противоборствующих сил и тенденций. Противоречие движет миром. Борьба противоположностей, таким образом, источник и условие всякого развития, всякого движения. При этом отрицающие друг друга противоположности существуют в необходимом единстве, и только это единство противоположностей создает гармонию мира. «Должно знать, что война общепринята, - утверждает Гераклит, - что вражда – обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно (т.е. за счет другого)». Фридрих Энгельс писал: «Движущее начало всякого развития – разделение на противоположности, их борьба и разрешение» (Ф.Энгельс. Антидюринг).

В войне есть видимое противоречие: с одной стороны война, пролитие крови, смерть, а с другой стороны – слава, торжество справедливости и защита тех, кого убивают. На войну влияют два фактора – человек и техника. Русский генерал, историк и философ М.И. Драгомиров считал, что человек обладает вечными и неизменными качествами, к которым он относил ум и волю. Ум служит инстинкту самосохранения, а воля порождает инстинкт самоотверженности. У солдата, поступающего в армию, ум и воля находятся в определенном соотношении, поэтому задача состоит в том, чтобы системой обучения и воспитания развивать волю в ущерб уму. Военное дело, считал Драгомиров, есть «более дело волевое, чем умовое». Ни одна война не бывает последней, никакая победа не бывает окончательной. В войне всегда возникают различные обстоятельства. И.В. Сталин в свое время говорил: «есть логика намерений и есть логика обстоятельств, которая сильнее логики намерений». Война Советского Союза против фашистской Германии была войной философской. Все предыдущие войны были войнами религиозными.

Нужна ли, необходима ли война? Размышления об этом найдем у Ф.М. Достоевского. Он свои мысли о войне вкладывает в уста персонажей рассказа «Парадоксалист»: «Дикая мысль, - говорил он (персонаж), - что война есть бич для человечества. Напротив, самая полезная вещь. Один только вид войны ненавистен и действительно пагубен: это война междоусобная, братоубийственная. Она мертвит и разлагает государство, продолжается слишком долго и озверяет народ на целые столетия. Но политическая, международная война приносит лишь одну пользу во всех отношениях, а потому совершенно необходима.

- Помилуйте, народ идет на народ, люди идут убивать друг друга, что тут необходимого?

- Все в высшей степени. Но, во-первых, ложь, что люди идут убивать друг друга: никогда этого не бывает на первом плане, а, напротив, идут жертвовать собственной жизнью – вот что должно стоять на первом плане. Это же совсем другое. Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество или даже просто отстаивая интересы своего отечества. Без великодушных идей человечество жить не может, и я даже подозреваю, что человечество именно потому и любит войну, чтоб участвовать в великодушной идее. Тут потребность.

- Да разве человечество любит войну?

- А как же? Кто унывает во время войны? Напротив, все тотчас же ободряются, у всех поднят дух, и не слышно об обыкновенной апатии или скуке, как в мирное время. У всякого праздник в душе». Главное противоречие войны Достоевский снимает цитатой из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»! Нельзя не согласиться с Федором Михайловичем.

С 22 июня 1941 г. Красная Армия отходила от своих западных границ под ударами превосходящих сил немецко-фашистских войск. (На главных направлениях противник превосходил наши войска в силах и средствах в 6-8 раз). Отходила, теряя своих воинов убитыми, ранеными, без вести пропавшими, пленными. Теряя города и села, промышленные предприятия, оставляя территорию, на которой жили мирные советские люди – старики, женщины, дети. Горько и тяжело было на душе у бойцов и командиров Красной Армии. Но враг был сильнее, и нужно было выполнять воинскую присягу. И они ее выполняли. Они не просто отходили, они отходили с боями, покрывая трупами врага каждый метр советской земли, но и сами несли огромные потери. Мужественно сражались советские пограничники Брестского, Равва-Русского, Владимир-Волынского, Перемышльского пограничных отрядов. Яркой страницей вошла в историю войны героическая месячная оборона Брестской крепости. В ходе начального периода войны, т.е. военных действий в приграничных районах (22 июня – 10 июля) сухопутные войска Германии потеряли 92 тыс. человек, больше половины танков, большое количество самолетов. Однако им удалось продвинуться к востоку от границы на 350-600 км.

С 10 июля по 10 сентября 1941 г на западном направлении развернулось Смоленское сражение, представлявшее собой одно из крупнейших событий начального периода войны. В ходе смоленского сражения противник провел несколько наступательных операций и продвинулся на 120-140 км. Наши войска упорным сопротивлением и контрударами вынудили фашистов в начале августа перейти к обороне на 2 месяца. Это очень показательный факт того, что во время второй мировой войны фашисты впервые перешли к обороне, а советские войска впервые отбили город Елец и развеяли миф о непобедимости германской армии. Таким образом, советские войска сорвали план фашистского командования по разгрому Красной Армии на центральном направлении. Тем самым было выиграно время для укрепления обороны Москвы, подготовки новых резервов и была оказана помощь нашим войскам на северо-западном (под Ленинградом) и юго-западном (под Киевом) направлениях.

К осени 1941 г. гитлеровский план «молниеносной войны» (за 4-6 месяцев закончить войну против СССР) оказался на грани срыва. События лета и осени 1941 г. были самыми трудными в ходе Великой Отечественной войны. 28 советских дивизий из 170 были уничтожены, а свыше 70 дивизий лишились половины своего состава в людях и боевой технике; на захваченной противником территории осталось около 200 складов с горючим, боеприпасами, вооружением. Противник также понес значительные потери. Однако соотношение сил еще больше изменилось в пользу врага. Но советские люди под руководством Коммунистической партии и лично И.В. Сталина нашли в себе силы и мужество преодолеть тяжелейшие последствия начала войны, мобилизовать силы на отпор врагу и достижение перелома в ходе борьбы. Славными страницами в боевую летопись нашей Родины вошла героическая 71-дневная оборона Киева, 73-дневная оборона Одессы и начавшаяся осенью 1941 г. 900-дневная оборона Ленинграда и 250-дневная оборона Севастополя.

Тем не менее, к началу осени 1941 г. Гитлер считал, что с Россией покончено. 18 сентября он отдал строжайший приказ: «Капитуляцию Ленинграда или Москвы не принимать, даже если она будет предложена». До Москвы оставалось примерно 300 км. 30 сентября-2 октября началось первое наступление на Москву в рамках операции «Тайфун». Началась битва под Москвой. К концу октября это наступлениебыло отбито. Противник был остановлен на рубеже 70-50 км от Москвы. Второе наступление гитлеровцы начали 15-16 ноября, однако и оно было отражено. К 4 декабря враг перешел к обороне в 30-35 км от Москвы. На этом закончился 67-дневный оборонительный период боевых действий под Москвой. «Тайфун» был укрощен.

5-6 декабря войска Западного (генерал армии Жуков Г.К.), Калининского (генерал-полковник Конев И.С.) и часть сил Юго-Западного (Маршал Тимошенко С.К.) фронтов перешли в контрнаступление. 18 декабря за счет сил Юго-Западного фронта был воссоздан Брянский фронт (генерал-полковник Черевиченко Я.Т.). К 7 января 1942 г. контрнаступление советских войск под Москвой завершилось. Враг был отброшен на запад на 100-250 км. Непосредственная угроза Москве и Московскому промышленномурайону была снята, но войска продолжали наступать. Началась другая война, которая окончилась в 1945 г. По немецким данным с начала войны и по 28 февраля 1942 г. на советско-германском фронте фашисты потеряли 1005636 солдат и офицеров убитыми,ранеными, пропавшими без вести, обмороженными. В число этих потерь не включены потери венгров, итальянцев, румын. Таким образом, под Москвой была одержана первая крупнейшая и по размаху и по значению победа над врагом. Себестоимость этой победы была очень высока. Эта победа вселила веру у всего советского народа, бойцов и командиров, окрылила их, укрепила моральный дух и способствовала последующим многим победам в битвах и операциях Великой Отечественной войны, которые в итоге слились в единую Великую Победу. Турция и Япония вынуждены были воздержаться от вступления в войну на стороне фашистской Германии.

Москва была первой; а потом были Сталинград в 1942г., Курск и Левобережная Украина в 1943 г., Правобережная Украина, Белоруссия, выход на р. Прут - Государственную границу СССР с Румынией (27 марта 1944 г.) и перенос боевых действий за пределы территории нашей страны. Прошло 33 долгих месяцев войны на своей территории. Затем были Румыния (август-октябрь1944), Болгария (сентябрь 1944), Чехословакия (сентябрь-октябрь1944, май 1945), Югославия (октябрь-ноябрь 1944), Венгрия (ноябрь-декабрь), Польша (февраль-апрель 1945), Северная Норвегия (октябрь 1944), Австрия (апрель 1945), часть Дании (остров Борнхольм, май 1945) и собственно Германия (апрель-май 1945). На рассвете 2 мая 1945 г. в Берлине, над рейхстагом реяло Знамя Победы, водруженное разведчиками 3-й Ударной армии М.А. Егоровым и М.В. Кантария. Это был момент истины. Это была долгожданная Великая Победа. Освобождая страны Европы, а затем и Юго-Восточной Азии (частично Китай и Корею), Красная Армия потеряла более 3 миллионов своих бойцов и командиров.

Как Вселенная, как Космос состоят из мельчайших «кирпичиков» - атомов и молекул – так и наша Великая Победа состоит из множества различных по масштабу и значению побед, которые в сумме и дали Великую Победу Советского народа и его Вооруженных Сил над фашистской Германией. Это была не только военная победа. Это была победа социализма над капитализмом, победа марксистско-ленинской идеологии над идеологией фашизма, т.е. политическая победа. Это была победа социалистической экономики над экономикой капиталистической. Наконец, это была победа над объединенными антикоммунистическими силами Европы. Наконец, война в Европе, а точнее вооруженная борьба была закончена. Но война продолжалась, хотя действующие лица несколько поменялись. Теперь уже плели военную паутину против СССР лидеры США и Великобритании, т.е. бывшие наши союзники. Им очень не хотелось усиления коммунистического влияния СССР в Европе.

Вторую мировую войну должно рассматривать как внешнее выражение столкновения второго момента абсолютного духа с третьим (Искусство – первый логический момент абсолютного духа, религия – второй, а философия – третий). И побеждает последний (философский), т.е. марксистско-ленинский, ибо право разума на его стороне. Западно-христианский мир пугается философской идеи, которая порождает идею коммунизма. В битве за Москву, а еще в большей степени в Сталинградской битве, так как именно она является основным поворотным моментом в этой войне, моментом, в котором новый всемирно-исторический принцип – принцип разума – доказывает свое превосходство над уходящим – религиозно-иррационалистическим принципом. В Сталинградской битве столкнулись две школы гегелевской философии, а точнее, в лице СССР и Германии и их армий столкнулись сами эти категории гегелевской системы. Всемирной истории потребовалось воочию показать всему миру на сталинградских и курских полях как бытие сталкивается с ничто, как они переходят друг в друга и как в результате этого рождается категория «становления». Известно, что на пряжках ремней немецких солдат было написано: «Gott mit uns» - «С нами бог»! Трагическая ирония истории состояла в том, что бог уже не был с ними, так как бог уже вообще оставил религиозную форму как недостаточно себе соответствующую. Славяне, татары, узбеки, армяне и т.д. в этот момент были более верны духу самой немецкой культуры, нежели сами немцы.

К моменту Сталинградской битвы советско-славянский дух (иначе коммунистическая идеология) укрепился в своей принципиальной исторической правоте: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!». Данную фразу нельзя рассматривать только как идеологически-пропагандистское клише. Народы СССР и его армия действительно прониклись сознанием того, что «их дело правое», что право всемирной истории принадлежит в этой схватке именно им. И этим «правом», столкнувшим под Москвой, в волжских степях и под Курском армии двух народов, было право философской формы разумного. Наша Победа в этой войне, поэтому, имеет не только национальное значение, не есть только повод для национального торжества, но есть Победа разумного – в прямом смысле этого слова – во всей Всемирной истории!

Под Ленинградом, где осенью 1941 г. были остановлены фашистские войска, стоит обелиск, на котором надпись: «Это время навсегда ушло от нас и навсегда осталось с нами». Глубокая философская мысль! В. Высоцкий позже напишет: «Отчего все не так? /Вроде все как всегда,/ то же небо вокруг голубое, /тот же лес, тот же воздух и та же вода,/ только он не вернулся из боя». Все не так потому, что из «боя» не вышли 26,7 млн. советских людей. Память о них всегда с нами.

Существует множество различных трактовок категорий войны, мира и победы представителями различных философских школ. Наиболее полными трактовками представляются следующие:

Война – общественно-политическое явление, связанное с коренной сменой характера отношений между государствами и нациями и переходом противоборствующих сторон от применения ненасильственных форм и способов борьбы (разрешения противоречий) к прямому применению оружия и других насильственных средств, для достижения определенных политических и экономических целей. По своей внутренней сущности война является продолжением политики государств и их правящих элит (истеблишмента) средствами вооруженного насилия. Война, это не тогда (не только тогда), когда бомбят самолеты, стреляют танки, гремят взрывы, солдаты убивают друг друга, войска сторон, сея смерть и разрушения, двигают линию фронта вплоть до победы одной стороны. Современная война – как радиация: о ней все знают, и все боятся ее; но ее никто не чувствует, она не видна и не осязаема, и ее как бы практически нет; но война идет, так как – люди гибнут, государства разрушаются и народы исчезают. Война есть целенаправленное организованное насилие одного субъекта социума над другим.

Мир – категория, определяющая жизненные условия сосуществования государств, характер отношений между народами и государствами (коалициями государств), основывающихся на взаимном учете национальных интересов, проведении высшей политики ненасильственными средствами, отсутствии открытых военных столкновений (вооруженной борьбы) и соблюдении взаимных договорных обязательств. В силу ряда объективных и субъективных политических, экономических и других причин мир нередко прерывается войнами. Мир – это состояние накопления государственных, национальных и всех других потенциалов, в ходе которого создаются предпосылки для улучшения качества государства и одновременно поиска новой (другой) роли государства в системе сложившихся мировых отношений и формирования претензии на улучшение места, роли и имеющегося статуса.

Это значит, что мир формирует потенциал перемен и это его работа и его «дело», а война реализует потенциал перемен, перераспределяет его и это ее «работа» и ее «дело». Война есть часть цивилизационного ритма, или исторически основного ритма бытия человеческого социума «мир-война» и одна из форм цивилизационного бытия. Война есть способ перехода к новой модели архитектуры мира, способ перераспределения старых и получения (завоевания) новых мест, ролей и статусов государств. Война и мир есть только этапы бытия субъектов человеческого социума, которые существуют в базовой схеме миро-военного существования. Собственно война как борьба за новую роль и статус – это время, превышающее время мира, хотя собственно мир (мирное время), длительнее времени собственно вооруженной борьбы (являющейся только одной из форм военных действий), и по своей сути, есть только «фаза передышки» в войне. Собственно вооруженная борьба – только крайняя, предельно насильственная форма войны. Война всегда заканчивается не миром, а победой одной из сторон; победа в конфликте не обязательна.

Мир, предшествующий войне, содержит открытые и скрытые элементыподготовки к будущему военному столкновению. Мир, наступающий после войны, является продолжением политики, проводившейся в ходе войны, с учетом существенных изменений, которые происходят в жизни хотя бы одной из воюющих сторон в результате военных действий.

Бытие цивилизации – есть ее естественное развитие в ритме «война-мир», притом, что каждая из фаз этого «большого ритма» имеет собственную философию и собственную специфику, но, в то же время, единый объект приложения – собственно ее бытие.

Философия войны – это часть философии бытия субъекта социума (цивилизации, государства), это философия победы в войне и использования ее результатов. Философия мира – есть часть философии субъекта социума, это философия развития и подготовки нации, государства к борьбе и достижению, или освоению новой для него (них) роли. В связи с этим возникает следующий парадокс: «Философия и цель мира – есть война, а философия и цель войны есть мир». В то же время общей базовой постоянной философии войны и мира является достижение исторической успешности и исторической вечности нации (социума).

Победа – успешный итог войны для одной из противоборствующих сторон. Победа в крупномасштабной войне приобретает всемирно-историческое значение, а память о ней становится одним из ключевых элементов национального самосознания победившей нации, в данном случае победа советского народа в 1945 г.. С высоты философии войны, победа в войне – есть момент истины, который фиксирует реализацию потенциала перемен мирного времени, определяет начало периода мирного времени, дает импульс прогрессу мирного времени, задавая ему новые направления освоения и развития. Желая достичь победы, каждая сторона должна четко понимать свою роль, задачи и возможности не только в войне, но и в период до и после войны, то есть в период мирного времени, времени более протяжного, чем время вооруженной борьбы самой войны. Любая война не бессмысленна, но она только тогда играет свою необходимую для нас роль, если она заканчивается нашей победой. Войну ведут не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы побеждать. Победа является немедленной целью войны, а конечной целью – мир.

Цена войны и победы в ней прямо зависят от нашего понимания того, что победа это спасение нации, ее будущее, а поражение – это рабство и гибель. Мы хотим и требуем от нашей армии только победы в любой войне. Такой армией была Красная Армия. Такая армия сейчас очень нужна России.

Великая держава становится великой только тогда, когда она своими бесспорными победами в войнах утверждает свое право на величие, мировое признание, ведущую роль в мире и уважение его народов, тем самым утверждает свое право на мир, успешное развитие и вечность в истории человечества.

Такой великой державой был Советский Союз, имевший великую Красную Армию, которая в мае 1945 г. принесла народам всего мира Великую победу.

А. БЕРЕЖНОЙ, военный историк, член КР.
Санкт- Петербург.

Источник: Коммунисты России

  Обсудить новость на Форуме