07:45 08.06.2014 | Все новости раздела "Коммунисты России"
В.И.ТИХОНОВ: ДОБЫЧА И ЭКСПОРТ НЕФТИ И ГАЗА ИЗ РОССИИ - АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Введение.
Последний мировой финансово-экономический кризис со всей очевидностью продемонстрировал, что свободный рынок – крайне нестабильная система. Поэтому сегодня и в США, и в странах Евросоюза основной упор делается на усиление роли государства в экономике. На Западе отлично понимают, что попытки вытянуть из налогоплательщиков в условиях кризиса деньги приведут к бурному недовольству даже в очень спокойной стране. Не случайно, в Европе на социальные расходы идет около 30% ВВП, в США – более 15%. Мы тратим на душу населения в 15-20 раз меньше, чем в США и Европе.
Главная причина: мы по-прежнему консервируем экспортно-сырьевую модель экономики, которая уже не раз приводила нас к катастрофическим результатам. В частности,
- в августе 1991 г. цена барреля нефти упала до 9 долларов;
- в августе 1998 г. она снова упала на этот же уровень.
Последствия этих обвалов цен общеизвестны.
Всемирный банк не раз предупреждал Россию о том, что кризис 2008 и последующих годов для нас будет более тяжелым по своим последствиям, чем дефолт 1998 года. Причина проста: в 1998 году у нас еще сохранились остатки советской промышленности, и после пятикратной девальвации рубля, когда возник эффект импортозамещения, наша промышленность ожила. Но с тех пор прошло почти 16 лет. Все эти годы мы поставляли миру наши ресурсы и за счет их жили. Но мы так ничего и не сделали, чтобы диверсифицировать нашу экономику, потому что выручка инвестировалась не в Россию, а направлялась в Стабфонд, а точнее в бумаги американского казначейства (предложение наших экономистов: закупить на Западе на 50 млрд. долларов новейших технологий и оснастить ими нашу промышленность, так и не было принято). Как результат, сегодня импортозамещение на старых производственных мощностях практически невозможно, требуются новые инвестиции, новые производственные возможности – а их как не было, так и нет.
Выход может быть только один: надо слезать с «нефтяной иглы» и выходить на экономику, которая бы зависела от мозгов, а не от сырья, иначе в ближайшей перспективе нам не избежать самых негативных последствий.
Что же мы имеем в действительности?
Находясь на 8-ом месте в мире по доказанным запасам нефти, Россия конкурирует за первое место в мире по ее добыче и экспорту с Саудовской Аравией, запасы которой превышают российские более чем в три раза. И не просто конкурирует. По итогам 2-го квартала 2009 года Россия впервые после развала СССР вышла на первое место в мире по экспорту нефти и нефтепродуктов, опередив Саудовскую Аравию. Хотя сравнительные данные за два квартала 2008 года и два квартала 2009 года говорят о том, что не столько Россия обогнала Саудовскую Аравию, сколько Саудовская Аравия пропустила Россию вперед, ибо если Россия из квартала в квартал наращивала экспорт, то Саудовская Аравия целенаправленно его сокращала, причем в значительно большем объеме.
Причина подобного поведения Саудовской Аравии проста. Страны ОПЕК, на долю которых приходится около половины мирового экспорта нефти, в условиях падения цен на нефтяном рынке договорились тогда снизить ее добычу на 4,2 млн. баррелей в сутки, в том числе Саудовская Аравия - на 1,3 млн. баррелей. Результат не замедлил сказаться. Цена нефти, упавшая в январе 2009 года до 30 с небольшим долларов, к концу лета удвоилась. А по состоянию на 6 ноября 2009 года достигла отметки 77,45 долларов за баррель.
Россия в тот период вначале тоже обещала действовать в русле этой же стратегии. Более того, на сессии ОПЕК в Алжире в декабре 2008г. тогда еще вице-премьер И. Сечин, являвшийся одновременно председателем совета директоров «Роснефти», заявил, что Россия якобы уже сократила экспорт на 350 тыс. баррелей в сутки и готова сократить его еще на 320 тыс. баррелей. На самом деле это обещание не было выполнено. Для сравнения: данные об экспорте нефти по России и Саудовской Аравии, млн. баррелей в сутки:
Как следствие, уже через два месяца генсек ОПЕК Эль-Бадри заявил, что он очень разочарован действиями России, давая тем самым понять, что страны ОПЕК, по большому счету, не могут надеяться на Россию, как на надежного партнера.
1. Динамика добычи нефти по России и экспорта нефти и нефтепродуктов из России.
В 2013 году Россия вышла на первое место в мире по объемам добычи нефти: 10,9 млн. баррелей в сутки против 9,9 млн. баррелей у Саудовской Аравии и 8,453 млн. баррелей у США. В целом динамика добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов из России по годам приведена в таблице №2 и характеризуется следующими показателями, млн. тонн:
Из приведенной таблицы №2 видно, что если сравнить 2013 год с 1985 годом, то в 1985 году в РСФСР для внутреннего потребления осталось 356,7 млн. тонн нефти или по 2,51 тонны на душу населения. В 2013 году для внутреннего потребления осталось лишь 135 млн. тонн нефти или 0,94 тонны на душу населения. Это 37,45% от того, чем располагал житель РСФСР в 1985 году. В то же время экспорт российской нефти в Европу упал до десятилетнего минимума – около 2 млн. баррелей в сутки. Вместе с тем, до 500 тысяч баррелей в сутки возрос экспорт дизельного топлива. Российские компании в текущем году планируют нарастить экспорт нефти в Азию через нефтепровод ВСТО, по которому планируют прокачать 38,5 млн. тонн нефти. Ориентированность в 2014 году российского рынка на восток связана со следующими причинами. Во-первых, с растущими потребностями в нефти стран АТР. Во-вторых, с более выгодными ценами на нефть, чем в Европе. И, наконец, в-третьих, с намерением западных стран уменьшить зависимость Европы от российской нефти, как одна из возможных санкций за присоединение Крыма и Севастополя к России.
2. Транспортировка нефти и нефтепродуктов из России на экспорт.
В России для транспортировки нефти внутри страны и на экспорт используются все три традиционных способа:
-Транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам. На сегодняшний день – это один из наиболее эффективных способов транспортировки нефти, уступающий по эффективности лишь морским перевозкам танкерами. Развитая сеть магистральных трубопроводов обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти. В том числе около 90% нефти России транспортируется по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». Но она тоже работает на пределе. Остальная часть транспортируется по альтернативным системам магистральных нефтепроводов (нефтепровод «Северный Сахалин – Де-Кастри», нефтепровод «Северный Сахалин – Южный Сахалин», нефтепровод КТК).
-Танкерный способ транспортировки нефти. Обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки. Но из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозке нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и Северному морскому пути. За 2012-2013 годы введено в эксплуатацию около 60 новых танкеров и барж. Но водная структура по перевозке нефти внутри страны работает уже на пределе с загрузкой почти на 100%, особенно в Европейской части России.
-Транспортировка нефти по железной дороге. Основной поток нефти по железной дороге образуется в Западной Сибири и в Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и в страны Центральной Азии. С Урала и Поволжья нефть везут на Запад, Северный Кавказ и в Новороссийск.
За последние 10-12 лет одной из основных особенностей экспортной политики России стало сокращение транзита нефти и нефтепродуктов через сопредельные государства. В частности, значительно упали объемы поставок через морские терминалы стран Балтии и СНГ, а также по трубопроводу «Дружба», полностью прекращены поставки через порты Вентспилс (Латвия), Бутинге (Литва), Южный и Одесса (Украина), а также на Мажейкский нефтеперерабатывающий завод (Литва),
Нарастить экспорт нефти в Европу, минуя транзитные страны, позволил ввод в эксплуатацию первой очереди Балтийской трубопроводной системы БТС-1, включающей нефтепровод «Ярославль-Приморск» с перевалочным комплексом в морском порту Приморска, и второй очереди БТС-2 с нефтепроводом «Унеча – Усть-Луга» и спецморнефтепортом в Усть-Луге. Через них перекачивается до 110 млн. тонн нефти.
На Тихоокеанском направлении поставки нефти ведутся в страны АТР и на Тихоокеанское побережье США. Основные маршруты поставок нефти на Тихоокеанский рынок предполагают комбинированные способы с поставкой по нефтепроводам, железной дороге и перевалкой в морских портах дальнего Востока, в частности:
-поставки по нефтепроводам до порта Де-Кастри (проект Сахалин-1);
-поставки по нефтепроводу до порта Корсаков (проект Сахалин-2);
-поставки по железной дороге в Китай;
-прокачка нефти по нефтепроводу Восточная Сибирь - Тихий океан с отпайкой на Китай.
Одним из главных событий конца 2013 года стало начало строительства нефтепровода Куюмба-Тайшет. Завершение строительства намечено на конец 2016 года. Нефтепровод мощностью 15 млн. тонн нефти в год позволит подключить к нефтепроводу ВСТО месторождения Красноярского края. Продолжается строительство нефтепровода «Заполярье-Пурпе» мощностью 45 млн. тонн нефти в год с ожидаемым сроком ввода в начале 2016 года. Это позволит подключить к нефтепроводу ВСТО месторождения Ямало-Ненецкого АО и севера Красноярского края.
3. Динамика добычи природного газа в России и экспорта природного газа из России.
Динамика добычи и экспорта из России природного газа приведена в таблице №3 и характеризуется следующими показателями, млрд. кубометров:
2. Данные по экспорту природного газа за 1985 год приведены в целом по СССР.
В 2013 году экспорт природного газа достиг рекордного за последние семь лет уровня: 196,4 млрд. кубометров. Из них в Европу поставлено 165 млрд. кубометров. Объем экспорта сжиженного газа составил 26,3 млн. кубометров, тоже абсолютный рекорд за всю историю.
4. Транспортировка российского газа на экспорт.
Транспортировка российского газа в Европу осуществляется по нескольким магистральным газопроводам, соединяющим месторождения Севера через Единую Систему газоснабжения России с европейскими странами. Важнейшими из них являются:
-газопровод «Братство» (Уренгой-Помары-Ужгород). По этому газотранспортному коридору транзитом через газотранспортную систему Украины в направлении Словакии для стран Западной Европы может поставляться свыше 100 млрд. кубометров газа.
-газопровод «Ямал-Европа». Проходит по территории России, Белоруссии, Польши до Германии. Мощность газопровода 33 млрд. кубометров газа в год.
-газотранспортный коридор через Украину и Молдавию в Румынию, Балканские страны и Турцию.
-газопровод «Голубой поток» с проектной мощностью 16 млрд. кубометров газа в год. Газопровод предназначен для прямых поставок российского газа в Турцию через Черное море, минуя страны-транзитеры.
-газопровод «Северный поток». Напрямую соединяет Россию с Германией через Балтийское море, минуя страны-транзитеры.
-газотранспортная система Ленинградской области. Позволяет вести экспорт газа в Финляндию.
-газопровод «Южный поток». Находится в стадии строительства. Позволит напрямую соединить Российскую систему газоснабжения с конечными потребителями Евросоюза через Черное море, минуя страны-транзитеры.
Сжиженный газ в России производится на единственном заводе по производству сжиженного природного газа Сахалин-2, мощностью 9,6 млн. тонн в год. Основным акционером завода является «Газпром». Запланировано строительство еще нескольких заводов по производству сжиженного газа. В частности: Ямал СПГ, мощностью 16,5 млн. тонн (фирма НОВАТЭК). «Роснефть» планирует строительство завода СПГ на Сахалине мощностью 5 млн. тонн с возможностью ее увеличения до 10 млн. тонн. «Газпром» намерен построить еще два завода: во Владивостоке, мощностью 10 млн. тонн и на Балтике, мощностью тоже 10 млн. тонн. Кроме того «Газпром» рассматривает возможность увеличения мощности завода на Сахалине еще на 5 млн. тонн в год.
5. Экономическая обоснованность строительства газопроводов
«Северный поток», «Южный поток» и «Сила Сибири».
Существующие в России транзитные мощности газопроводов уже сейчас значительно превышают реальные объемы газа, который транспортируется по ним на экспорт. А с учетом уже двух введенных ниток «Северного потока» и строящихся 4 ниток «Южного потока» транзитные возможности страны достигнут 300 млрд. кубометров газа в год. И это при условии, что весь рекордный объем экспорта в 2013 году составил 196,4 млрд. кубометров, в том числе в Европу 165 млрд. кубометров. То есть, никакой экономической целесообразности здесь нет, ибо имевшиеся газопроводы вполне обеспечивали прокачку газа на экспорт, даже если смотреть на более отдаленную перспективу? Тем более что спрос на российский газ падает.
Причин падения спроса на российский газ много. Во-первых, снижается общая потребность газа в Европе по причине кризисной ситуации в экономике. Во-вторых, спрос на российский газ снижается из-за конкуренции с поставщиками сжиженного газа с Ближнего Востока. И, в-третьих, в рамках санкций стран Евросоюза против России в связи с событиями на Украине и вследствие присоединения Крыма и Севастополя к России Европа просто стремится сокращать зависимость от российского газа.
Как следствие, первая нитка газопровода «Северный поток», мощностью 27,5 млрд. кубометров газа в год в 2012 году была загружена всего на 12 млрд. кубометров. Хотя 8 октября 2012 года введена в эксплуатацию вторая нитка такой же мощностью. Так что первоначальные расчеты «Газпрома» на быструю окупаемость газопровода не оправдались. Не исключено, что срок окупаемости газопровода вместо обещанных 14-15 лет увеличится до 20-25 лет, если он только вообще окупится.
Так что причины, по которым Россия строит все эти газопроводы, никак не связаны с экономической эффективностью. Эти причины политические или, если быть точнее, геополитические. И главная из них – сократить зависимость транзита газа в Европу от Украины, с которой постоянно возникают проблемы, хотя поставки газа через Украину стоят гораздо дешевле. Нам выгоднее поставлять газ сравнительно дешевым украинским транзитом. Это важно еще и потому, что здесь имеет значение и стоимость внутри российского транзита, которая входит в себестоимость газа. Например, в октябре 2012 года было пущено в эксплуатацию крупнейшее Бованенковское месторождение на Ямале с запасами газа 4,9 трлн. кубометров. Но себестоимость этого газа оказалась выше себестоимости газа со старых месторождений.
Причина высокой себестоимости газа заключается в газопроводе Бованенково-Ухта, по которому газ направляется в газотранспортную систему страны. Вместо того чтобы спокойно довести его по суше на юг Ямала, где уже есть транспортная система, его решили строить, непонятно зачем, через районы вечной мерзлоты. Причина может быть только одна: так строить гораздо дороже и подрядчики, приближенные к власти, навязали самые невыгодные условия. Рассматривая вопрос с этих позиций, можно сделать нелицеприятный вывод и о том, что и экономическим обоснованием строительства «Южного потока» также является только то, что подрядчиком на строительстве выступает друг и спарринг-партнер В.В.Путина А.Ротенберг, которому 25 млрд. долларов явно не помешают. Но это означает только одно, что деньги будут выброшены на ветер. Причем даже не 25 млрд. долларов, а гораздо больше, особенно если вспомнить последние объекты, построенные к саммиту АТЭС на Дальнем Востоке и к Олимпиаде в Сочи, когда подрядчики в ходе строительства объектов увеличивали их стоимость в разы.
Хотя строить газопроводы в никуда – для России не новость. Достаточно вспомнить газопровод Сахалин – Владивосток – Хабаровск, мощность которого явно избыточная, и газ, поставляемый по нему, продавать просто некому. Когда начиналось это строительство в 2007 году, расчет был на то, что построим отвод и будем продавать газ китайцам. Но с китайцами договориться тогда так и не удалось, ибо Китай все эти годы заявлял, что раз нам девать газ некуда, то продавайте его им, но по цене ниже рыночной. Газопровод построили, выбросили на ветер 300 млрд. рублей, на которые можно было построить два завода по сжижению газа. Сейчас все же принято решение о строительстве завода по производству сжиженного газа во Владивостоке. А ведь можно было, не выбрасывая 300 млрд. рублей на ветер, построить этот завод еще в 2007 году и не во Владивостоке, а прямо на Сахалине.
Что касается Китая, то 21 мая текущего года во время визита В.В.Путина в Китай «Газпром» и китайская CNPC в Шанхае, наконец, подписали тридцатилетний контракт на поставку в Китай ежегодно по 38 млрд. кубометров газа в год. Начало первых поставок газа ориентировочно в 2018 году. Общая цена контракта 400 млрд. долларов. Предварительно согласован аванс по газовому контракту на 25 млрд. долларов, соответствующий стоимости строительства газопровода «Сила Сибири» мощностью 61 млрд. кубометров газа в год. Газопровод планируется построить в створе нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан от Чаяндинского месторождения в Якутии до Владивостока с отводом на Китай в районе Благовещенска. Общий объем инвестиций по проекту только с российской стороны составит 55 млрд. долларов и 20-22 млрд. долларов с китайской. Неясно только одно: насколько прибылен будет контракт. Ибо называется цена выше 350 долларов за 1000 кубометров газа, при средней цене, которую Европа платила «Газпрому» за газ в 2013 году около 380 долларов за кубометр и первоначальной цене, на которой настаивал «Газпром» на переговорах в Китае, в 400 долларов. Правда, есть надежда, что контракт для «Газпрома» хотя бы не будет убыточным.
Выводы из приведенных данных напрашиваются следующие:
1. Россия, во имя призрачных прибылей, в 2009 году просто «кинула» партнеров по ОПЕК, полностью потеряв их доверие, с одной стороны. А с другой, при соблюдении Россией своих обещаний, нефтяные цены, а, соответственно, выручка и прибыль у России были бы, по мнению экспертов, много выше. То есть, российские нефтяные компании, руководствуясь в своей деятельности сиюминутными интересами, в очередной раз тогда проиграли.
2. Политический кризис вокруг Украины, Крыма и Севастополя не приведет к полному прекращению поставок российской нефти и газа в страны Евросоюза, ибо на то, чтобы найти новых поставщиков, Европе понадобятся годы - это во-первых. А во-вторых, по приблизительным подсчетам, им потребуются инвестиции в размере более 200 млрд. долларов на строительство новых терминалов по приему сжиженного природного газа, новых атомных и угольных тепло-электростанций. Кроме того, в случае полного прекращения импорта газа из России по условиям договоров с Газпромом, европейским компаниям все равно придется платить за невыбранные объемы газа по условию «или бери, или плати». Это для Запада будет более чем накладно, особенно если учесть, что большинство контрактов действует до 2020 года. Но и Россия, лишившись такого покупателя, не сможет переориентировать поставки с Европы на Азию ранее 2020 года.
3. В случае введения санкций против России по нефти со стороны Евросоюза российское дизельное топливо может оказаться никому не нужным, тем более что и в Китае потребности в дизтопливе сейчас нет, ибо Китай сам сейчас наращивает производство и экспорт нефтепродуктов. Так что российским компаниям не удастся продать все топливо азиатским странам. Поэтому некоторые российские НПЗ будут просто остановлены. Вместе с тем в среднесрочной перспективе, как показывает анализ, и Европа не сможет полностью отказаться от нефти из России, так как чтобы переориентировать нефтеперерабатывающие заводы стран Евросоюза на другую нефть потребуются многомиллиардные инвестиции и время. Более того, отсутствие российской нефти на европейских НПЗ может парализовать топливный рынок стран Евросоюза.
4. В случае введения санкций против России по газу Европа в любом случае больше не будет наращивать импорт российского газа, рассчитывая заместить часть российского газа сжиженным природным газом из США. Но первый экспортный завод там тоже должен быть построен только в 2017 году. Определенные надежды в Европе возлагают на добычу собственного сланцевого газа. Но это при их растущих потребностях не сможет заместить российский газ.
5. В случае дальнейшего обострения отношений с Азербайджаном он может перенаправить свой продаваемый в Европу газ через Турцию, а не через Россию. Без азербайджанского газа заполнить действующие газопроводы в Европу будет чрезвычайно сложно, не говоря уже о «Южном потоке», тем более что газовая труба отличается тем, что в ней должен быть определенный объем газа, чтобы создавать давление.
6. В условиях продолжения ставки именно на сырьевую экономику, Россия вкладывает десятки миллиардов долларов на строительство геополитических газопроводов, большая часть которых никогда не окупится.
7. С учетом девальвации, снижения экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых финансовое состояние российских нефтяных компаний даже в период кризиса было не менее благополучным, чем перед кризисом, ибо выплатить внешние долги им помогло государство.
8. У российских монополий, кроме идеи сиюминутного получения максимальной прибыли, полностью отсутствует перспектива стратегического развития топливного комплекса во имя интересов страны. Еще в 2006 году на июньском заседании правительства в докладе министра природных ресурсов Ю. Трутнева было отмечено, что от 25 до 60 процентов распределенных по лицензии месторождений нефти газа, угля и урана в России не введены в эксплуатацию. Ситуация мало изменилась и сегодня. Корпорации хватают как можно больше месторождений, снимают самые сливки, а потом их бросают, ибо для российских монополий главная цель-сверхприбыль. Этому способствует и то, что в лицензиях, выданных в 1990-х годах, не содержатся обязательства недропользователей. В них не указаны ни сроки ввода в эксплуатацию, ни уровень отбора сырья. Аналогичная ситуация и с глубиной первичной переработки нефти. В России она составляет чуть более 50%, а на Западе – 90%.
9. Красивые показатели наших монополий складываются, главным образом, из неуклонного роста цен на услуги и варварского отношения к использованию природных ресурсов. Тем самым мы по американскому образу и подобию создаем собственные «мыльные пузыри», негативные последствия которых для нашей экономики трудно переоценить. За примерами, подтверждающими справедливость этого утверждения далеко ходить не надо – достаточно рассмотреть ситуацию хотя бы с ростом цен на горюче-смазочные материалы. Не случайно, даже такой рыночник как Г. Греф на заседании Правительства еще в июне 2006 года, где рассматривался вопрос о росте тарифов на услуги естественных монополий в ответ на требование А. Чубайса о дальнейшем повышении тарифов вынужден был заявить, что «его (Чубайса) резкое выступление и тон свидетельствуют о начале борьбы естественных монополий за свой кусок пирога с далеко не самыми богатыми потребителями – населением страны». Но, тем не менее, победили именно монополисты, ибо государство из года в год продолжает повышать цену и на электроэнергию, и на газ
10. Обеспечение газом собственных граждан и отечественной промышленности осуществляется по остаточному принципу. Судя по темпам газификации частного сектора в России, многие наши граждане при своей жизни так и не смогут получить голубое топливо в свои дома.
11. Непрофессионализм работников топливно-энергетических монополий приводит к тому, что даже на уровне правительства принимаются решения, которые иначе, как авантюрой назвать сложно. Взять хотя бы те же трубопроводные проекты.
-Мощность газопровода «Северный поток»: Россия – Западная Европа, прошедшего по дну Балтийского моря составляет 55 млрд. кубометров газа в год. Официальная цена строительства 11,5 млрд. долларов. Газопровод, по замыслу инициаторов данного проекта, должен был избавить Россию от якобы непредсказуемого нрава Лукашенко и белорусско-польского и украинского транзита газа.
-Газопровод «Южный поток» с заявленной мощностью 66 млрд. кубометров газа в год. Газопровод прокладывается по дну Черного моря через территориальные воды России, Турции, Болгарии. Но даже при вводе газопровода избавиться от украинского транзита все равно не удастся, так как прокачка газа через Украину в Западную Европу составляет 130 млрд. кубометров. Ввод в эксплуатацию первой нитки морской части газопровода «Южный поток» намечен на конец 2015 года.
Предложения по улучшению ситуации в топливно-энергетическом (нефть и природный газ) комплексе страны.
1. Пересмотреть условия выдачи лицензий на разработку месторождений нефти, газа, предусмотрев в них сроки ввода в эксплуатацию и уровень отбора сырья.
2. Разработать и претворить в жизнь программу по увеличению глубины первичной переработки нефти с доведением ее до общемировых показателей.
3. Пересмотреть на уровне правительства государственную тарифную политику на услуги естественных монополий, являющуюся тормозом для развития промышленности и удавкой для населения. Ограничить сверхприбыли естественных монополий на внутреннем рынке.
4. Увеличить объем инвестиций в газификацию частного сектора в Российской Федерации.
5. Реализовать на практике положения статьи 178УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за неоднократное злоупотребление доминирующим положением с целью поддержать монопольно высокие цены на топливно- энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы.
24.05.2014 г.
Источник: Коммунисты России
Обсудить новость на Форуме