15:45 14.10.2013 | Все новости раздела "Коммунисты России"

РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ? АКТИВИСТ КР ИЗ ПЕТЕРБУРГА РАЗМЫШЛЯЕТ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

Древнегреческий философ Платон (428-327 до н.э.) еще в V веке до н.э. заметил, что самое трудное дать определение понятиям, которые большинство считает самоочевидным. Доказательством этому является тот факт, что в умах современных политиков, ученых, журналистов, общественных деятелей, филологов царит полная путаница, когда они пользуются словами «нация», «этнос», «этническая общность», «народ», «многонациональный народ», «национальность», «российская нация», «россияне» и т.д. Например, в «Истории России» под редакцией члена-корреспондента РАН А.Н. Сахарова (Москва, Астрель, 2011 г.) можно встретить множество выражений, от которых становится некомфортно: «Русско- турецкие войны, Русско-Японская война и т.д. Ведь в те времена была уже Российская империя (Россия), а не Русское государство. Поэтому и называть нужно Российско-Японская война и т.д. Видимо, кому-то очень хочется, чтобы это были русские – эти кровожадные монстры, у которых на уме только война. Пора уже давно определиться и не морочить голову людям. Но все-таки кто же вел эти войны, русские или россияне?

Эта путаница представляет опасность в тех случаях, когда она проникает в такие документы как Конституция, национальная стратегия, национальные программы и президентские указы. Национальную стратегию, подписал Президент В. Путин, которую он, видимо, не читал и которого не предупредили, что ему принесли на подпись документ, содержащий смысловой и терминологический нонсенс. Нонсенс – это бессмыслица, нелепость. Но речь пойдет о «российской нации».
Значение слова «нация» еще в XVIII в. точно выразил немецкий философ и ученый И. Кант (1724-1804). Он же определил различия между понятиями «нация» и «народ»: «Под словом «народ» (populous) понимают объединенное в той или другой местности множество людей, поскольку они составляют одно целое. Это множество или часть его, которая ввиду общего происхождения признает себя объединенной в одно гражданское целое, называется нацией (gens), а та часть, которая исключает себя из этих законов (дикая толпа в этом народе), называется чернью (vulgus), противозаконное объединение которой называется скопищем (agree per turbas); это такое поведение, которое лишает их достоинства граждан». Не требуется доказательства, что за 20 лет постсоветского периода Россия скатилась к скопищу, особенно это касается Москвы и Северного Кавказа, где сплошь противозаконные объединения – земляческие, родовые, клановые, просто преступные! Французский писатель, историк филолог Эрнест Ренан (1823-1892) отмечал: «Нация – душа, духовный принцип. Две вещи составляют эту душу, этот духовный принцип. Одна из них принадлежит прошлому, другая – настоящему. Первое – это совместное владение богатым наследием воспоминаний, второе – настоящее согласие, желание жить вместе… Условием ее существования является прошлое, но определяется она в настоящем конкретном факте – ясно провозглашенном желании продолжать совместное существование. Бытие нации – это ежедневный плебисцит». Современная Россия этот плебисцит не выдерживает. В России, а затем и в СССР представления о нации базировались на знаменитом и не оспоренном определении И.В. Сталина, данном в работе «Марксизм и национальный вопрос» (1913): «Нация - это исторически сложившаяся устойчивая общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Ни один из указанных признаков, взятый в отдельности, недостаточен для определения нации. Более того: достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией». Очевидно, что у идеалиста Канта, у националиста Ренана и у марксиста Сталина на первом месте стоит дух, магическое общее прошлое и совместно творимое настоящее, язык как воплощение этой общности, единая культура или гармония самобытных культур.
Нация, как известно, это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием. Политическая нация, как считает часть ученых, представляет собой искусственное образование, целенаправленно сконструированное, созданное элитами (учеными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта – идеологии национализма. Географическими границами национального проекта при этом являются политические границы государства, а этнические различия населения, участвующие в строительстве такой нации вообще не имеют значения. Планируемая «российская нация» - это образчик политической нации. Этнонация понимает нацию как переход этноса на особую национальную ступень развития, то есть как биологический феномен (сверхчеловек, «белокурая бестия» у Ницше). Следовательно, нация – феномен в первую очередь политический, и только потом этнический и социальный. Поэтому основная задача нации – воспроизводить общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах
19 декабря 2012 г. Президент РФ В. Путин издал Указ № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (к этому времени «или эмир умрет или ишак подохнет»). Этим Указом Правительству РФ предписывается обеспечить разработку плана мероприятий по реализации указанной Стратегии. Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России. Стратегия основывается на положениях Конституции РФ. Основами государственной национальной политики РФ являются:
- сохранение и развитие культур и языков народов РФ, укрепление их духовной общности;
- обеспечения прав коренных многочисленных народов и национальных меньшинств;
- создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
- поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.
Стратегия призвана развивать потенциал многонационального народа РФ (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей). Создается впечатление, что в России имеется многонациональный народ + другие (составляющие) народы. Так кто же населяет Россию, народы или многонациональный народ? В РФ много народов или один народ? В Преамбуле Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. отмечено: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» (было бы правильно записать: «Мы многонародная нация…»). Разработчики Конституции и Стратегии допустили здесь грубую, если не сказать больше, вольность в трактовке философской категории. Пипл проглотит! К тому же, Конституция РФ, 20-летие которой исполняется декабре 2013 г., не устанавливает тип государства, не определяет стратегическое направление развития общества, не определяет социально-экономическую модель, по которой должна развиваться страна. Разработчики Конституции под руководством Б.Ельцина не отважились провозгласить государство капиталистическим и тем более социалистическим. Они элементарно замолчали этот вопрос, чтобы тайно от народа - единственного источника власти в России, по-воровски протащить через черный ход буржуазное государство, возводимое на рыночных отношениях. Все это явилось мощным фактором дестабилизации в стране. Общество постоянно находится в хаосе классовой борьбы и топчется на месте без развития. И.В. Сталин еще в 1913 г. говорил: «Рынок – первая школа, где буржуазия учится национализму. Здесь, в экономике ищите корни всяческого национализма – «патриотизма» - «шовинизма». «Интересы нации», «державность», «отечество» - все эти слова служат лишь для обмана рабочих, для того, чтобы рабочие вместо решения собственных задач отвоевывали рынки для национальной буржуазии» («Марксизм и национальный вопрос»).
Цели Стратегии: а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа РФ (российской нации); б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов. Одной из задач Стратегии является укрепление единства российского народа Оказывается есть и такой народ?! Вызывает интерес и задача по созданию условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности. Что же это за условия? Если все граждане определят свою национальность – «эскимос», то страну нужно будет переименовывать в страну Эскимосию? Решать задачи предлагается на основе российского патриотизма. Это какой-то новый вид патриотизма. До сих пор были известны буржуазный (капиталистический) и советский (пролетарский) патриотизм. В современной России в большей степени формируется американский патриотизм. Подтверждением этому могут служить американизация средств массовой информации (особенно телевидения), русского языка, русской культуры в целом, преклонение перед всем американским и перед Западом. А наши клубные футбольные команды на 50% и более состоят из «легионеров» чужих национальностей? А закупка чужой техники и вооружения для армии в ущерб своей промышленности? А засилье чужих самолетов в гражданской авиации? Это патриотично? На всем этом и многом другом, так называемого «российского патриотизма» не воспитаешь. Одна из задач по содействию национально-культурному развитию: организация посещения молодежью городов-героев и городов воинской славы… Историческое воспитание (точнее антивоспитание) в РФ носит антисоветский, антисоциалистический характер. Все советское героическое принижается, искажается и извращается. В советское время в поездах объявляли: «Наш поезд прибывает в город-герой…». Сейчас это не объявляют. А зря. Откуда взялись города герои? В одной песне поется: «Тогда лишь становится город Героем, как станет Героем Солдат». Советский Солдат от Рядового до Маршала при попустительстве властей в современных средствах массовой информации изображается либо самодуром, либо безвольным, либо пьяницей. Возить молодежь в города-герои - дело хорошее, но было бы лучше с детского сада прививать любовь к героическому прошлому нашего народа, не искажая события. В Стратегии отмечается, что в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванными как глубокими (в чем глубина?) общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми (неужели некоторыми?) просчетами в государственной национальной политике РФ. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.
Во исполнение Указа Президента Правительство РФ приняло Постановление от 20 августа 2013 г. № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». Эту программу утвердил Председатель Правительства РФ Д. Медведев 25 августа 2013 г. Государственные заказчики Программы: Министерства регионального развития РФ, культуры, образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи. Основной разработчик Программы – Министерство регионального развития. Цели и задачи Программы: укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; содействие этнокультурному многообразию народов России. Сроки и этапы реализации Программы – 2014-2020 годы, в том числе: I этап – 2014-2016 г.; II этап – 2017-2020 г. Общий объем финансирования Программы составляет 6766, 35 млн. руб. Из них: за счет средств федерального бюджета – 4581, 91 млн. руб., за счет средств бюджетов субъектов РФ 2184, 44 млн. рублей. В.И. Ленин в свое время говорил: «Мы будем соединять и сливать народы не силой рубля, не силой дубья, не насилием, а добровольным согласием, солидарностью трудящихся против эксплуататоров. Провозглашение равных прав всех наций для буржуазии стало обманом, для нас оно будет правдой, которая облегчит и ускорит привлечение на нашу сторону всех наций» (т.30, с.73-74). Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, составит 65%; уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составит 85%. Лихо и в категорической форме! (А неконкретные, туманные задачи будут способствовать разворовыванию денег, что неоднократно доказано в аналогичных ситуациях). Все субъекты РФ будут осуществлять реализацию региональных программ, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений. Ведь нашли где-то выражение – «субъекты» и записали его в ст. 65 Конституции РФ «В составе Российской Федерации находятся субъекты РФ…». В Конституции СССР от 7 октября 1977 г. в ст. 71 сказано: «В Союзе Советских Социалистических Республик объединяются…». Термины «находиться» и «объединяться» очень далеки по смыслу, по сути и по политическим акцентам. Находиться, значит иметься, быть, пребывать. Термин «объединяются» означает: образовывают собой единство, тесно связанное в одно целое. В СССР единство союзной и национальной государственности и республик обеспечивалось на основе принципов демократического централизма, социалистического федерализма и социалистической демократии. Исходя из этого следует, что в РФ и в 1993 г. и сейчас, в 2013 г., единства народов, наций, национальностей и народностей не было и нет. Поэтому удивляет, что единства еще нет, но его уже нужно укреплять, о чем трактует Программа.
В Программе отмечается, что в 90-е годы XX века органами государственной власти РФ проделана значительная работа в сфере законодательного обеспечения государственной национальной политики. Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 утверждена Концепция государственной национальной политики РФ (с 2012 г. отменена), приняты Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», Законы РФ: «О реабилитации жертв политических репрессий» (зачем дублировать?), «Об общественных объединениях», «О языках народов РФ», «О национально-культурной автономии», «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», а также ряд нормативных правовых актов. Однако реализация государственной национальной политики и формирование государственно-конфессиональных отношений (не дело государства вмешиваться в дела конфессий! В РФ «Религиозные объединения отделены от государства… (ст. 14.2 Конституции РФ) в РФ столкнулись в 90-х годах со значительными трудностями (рост ксенофобии, этнической и религиозной нетерпимости, ограничение в некоторых субъектах РФ прав нетитульного, в том числе русского населения). Произошла замена единой советской идентичности другими формами региональной, этнической и религиозной идентичности, проявился кризис гражданской идентичности.
Идентичность гражданская – это осознание принадлежности к сообществу граждан данного государства, феномен надындивидуального сознания. Структура идентичности гражданской включает в себя три основных элемента: знание о принадлежности к данной социальной общности; наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности; принятие или непринятие гражданской общности. У граждан РФ, похоже, практически отсутствуют все эти три элемента. На развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют следующие негативные факторы: размывание традиционных нравственных ценностей народов России (по причине насильственного развала СССР); правовой нигилизм и высокий уровень преступности (введение института полиции – пустое, дорогое и вредное для страны дело Д. Медведева), коррумпированность отдельных (а точнее – подавляющего большинства) представителей власти; недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов; высокий уровень социального и имущественного неравенства и др. Все это (этнический и религиозный факторы) негативным образом разрастается по принципу геометрической прогрессии в многонациональной и поликонфессиональной России и создают угрозу национальной безопасности страны. В этих условиях актуальной становится цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации. В Программе отмечается, что одной из ключевых проблем в сфере состояния межэтнических отношений в современной России является сложное социокультурное самочувствие русского народа. На самом деле не сложное самочувствие, а сложное положение русского народа. После 1993 г. в России вдруг выяснилось, что мы имеем 21 республику. Прежде они были автономными республиками, а стали суверенными республиками. Повысился статус. Каждая из них имеет свой язык, свою территорию, конституцию, флаг, герб, гимн, столицу. А что имеет русский народ? Его статус не повысился. Не пора ли властям подумать о решении русского вопроса? Властям с русскими вообще трудно. Их в России 111 млн. человек (согласно переписи 2010 г.).
Директор Института этнологии и антропологии РАН, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, бывший Министр по делам национальностей, Валерий Тишков нелестно отзывается о русском народе: «Большая трудность была в том, чтобы выделить (в Стратегии) государствообразующую роль русского народа. В конечном итоге мы остановились на признании ведущей роли русского народа, его исторической роли в образовании нашего государства, ведущей роли русского языка и культуры. Но объявить какой-то один народ, даже составляющий большинство, государствообразующим – значит поставить под сомнения такую же роль в образовании нашего государства других народов. Написать, что русские образовали государство, было бы даже исторически неправильно, потому, что российское государство возникло как образование многих племен, не только славянских». Что может сказать человек, который и кандидатскую, и докторскую диссертации защитил по Канаде. Специалист по Канаде отрицает значение русского народа и пропагандирует идею российской нации (россиян)!? Есть поговорка: «Не так страшен черт, как его малютки». Вот такой малютка-Тишков и преподносит Президенту свои разработки о непотребности русского народа, а иначе говоря – нонсенс (глупость). Вот и все идеологическое содержание Стратегии. В РФ принято не говорить хорошо о русском народе. Если ты говоришь хорошо, ты - националист. Точно так же, если ты плохо говорить о еврейском народе, ты – антисемит. Но коммунисты поддерживали национализм на определенном этапе развития общества. В.И. Ленин писал: «Безусловная обязанность для марксиста отстаивать самый решительный и самый последовательный демократизм во всех частях национального вопроса. Это - задача, главным образом, отрицательная. А дальше ее идти в поддержке национализма пролетариат не может, ибо дальше начинается позитивная деятельность буржуазии, стремящейся к укреплению национализма. Тут есть грань, которая часто бывает очень тонка» (т.24, с.132). В Программе КПСС (1973 г.) отмечено: «В национализме угнетенной нации есть общедемократическое содержание, направленное против угнетения, и коммунисты поддерживают его, считая исторически оправданным на определенном этапе». В Программе Политической Партии Коммунисты России записано: «Мы – интернационалисты, решительно выступающие против всех форм национального угнетения, проявлений шовинизма, ксенофобии и великодержавности, реализующие в своей деятельности принцип равноправия наций и народов». Высокие устремления и нелегкий кропотливый труд этой партии приведет ее к достижению поставленной цели. У других партий, в том числе и у правящей, нет четко выраженных задач и позиций по национальному вопросу. Если представить, что угнетенная нация – русская, а угнетатели – власть (в том числе полиция), чиновники, правящая партия и др., то все становится на свои места. Иными словами, национализм на данном определенном этапе (как борьба против национального гнета за национальное освобождение) приобретает определенное прогрессивное содержание. Но, по большому счету, большевики, марксисты-ленинцы, коммунисты всегда были против национализма за интернационализм. В трудах В.И. Ленина (эти труды общеизвестны) дано научное обоснование програмных положений марксистской партии по национальному вопросу: о равноправии наций и правах национальных меньшинств; о праве нации на самоопределение вплоть до государственного отделения; о языках и их равноправии; о национальной культуре и ее классовом содержании; о централизации и автономии. В.В. Маяковский («лучший, талантливейший поэт нашей советской эпохи») в поэме «Хорошо» пишет:
И вопросам разнедоуменным нет числа:
что это за нация такая «социалистическая»
и что это за «социалистическое отечество»?
А у вас и имя Росси утеряно.
Что за Отечество у забывших о нации?
Какая нация у вас? Коминтерина?
Врагам советской власти, задающим подобные вопросы СССР ответил сполна.
Что такое «российская нация» и не является ли это понятие идентично понятию «россияне»? В термине-понятии «россияне» не достает дефиниции любви и боли, языковой, территориальной, исторической, культурной общности, желания развивать свое государство, которые логически предполагаются в понятии «нация». Дефиниция – это логическое определение понятия; установление основного содержания понятия. Разрушив Советский Союз, власти РФ пытаются создать «российскую нацию» - подобие сложившейся в СССР новой исторической общности людей - «советский народ». Но они не осознают, что такая общность возможна лишь в условиях зрелых социалистических общественных отношений, в условиях сближения всех классов (классов!) и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества. Таких условий в современной России нет. Судя по тому, кому доверили формировать «российскую нацию» и укреплять ее единство, можно предположить, что из этого «роя не получится ничего».
Формирование российской нации – задача сверхсложная, требующая особого, неординарного подхода. На пути формирования общественного сознания и формирования российской нации (нация – важнейшая часть формы общественного сознания!), образно выражаясь, стоят два препятствия: одно – бездушная бюрократия, второе – система знаний низшего порядка. Согласно Стратегии российская нация должна формироваться с сохранением самобытности российских народов, значит, и языка и литературы. В определении понятия «российская нация» ключевым является «надидентификационная общность граждан России», предполагающая решать конфликты, например, между кавказцем и чувашем, татарином и мордвином, русским и украинцем, опираясь только на закон и справедливость. Не на словах, а на деле. Термином «российская нация» может владеть любой, знающий русский язык невежда, но для усвоения содержательной части этого термина требуется качественная образованность. И те, кому непосредственно доверено формировать российскую нацию, должны обладать высоким уровнем познания мира и соответствующими духовными качествами. Есть ли таковые в России?
В настоящее время только 44% жителей страны считают себя россиянами, а остальные – русскими, татарами, евреями, чеченцами и т.д. Граждане современной России оценивают ее так: «Это не моя Родина. Это не моя страна. Это не мой народ, это не мое время. Мое государство украли у меня. Моя Родина – СССР и знак серпа и молота мне ближе и понятнее, чем древний византийский мутант – двуглавый орел. Ушедшая в прошлое страна, ее уклад жизни давал больше уверенности в завтрашнем дне, больше надежды, чем та вакханалия, которая творится сегодня». С 2014 г. Министерство регионального развития планирует по всей стране строить центры толерантности, в которых каждый желающий сможет изучить культуру и традиции народов России. Как известно толерантность – иностранное скользкое, неточное слово, обозначающее терпимость. Толерантность несет в себе оттенок приятия с усилием, терпения с пренебрежением! Если удастся в умы россиян внести необходимый философский минимум и на основе этого сформировать федеральную форму сознания – будет сформирована и российская нация. Если нет, то нет. Скорее всего – нет. В связи с этим приведу еще одно высказывание В.И. Ленина: «Есть только одно решение национального вопроса, поскольку вообще возможно таковое в мире капитализма (читай: в Российской Федерации), и это решение – последовательный демократизм» (Т.24, с. 138).
В РФ нет базиса, нет идеологии, нет фундамента, на которых можно было бы пытаться строить «российскую нацию», а есть только амбиции «мальчиков в коротких штанишках». «Российская нация» в условиях буржуазной административно – полицейской диктатуры – мыльный пузырь.

Бережной А.А, военный историк, член Колпинского районного отделения партии КОММУНИСТЫ РОССИИ в Санкт-Петербурге 

Источник: Коммунисты России

  Обсудить новость на Форуме