03:00 06.08.2013 | Все новости раздела "Коммунисты России"
ПАМЯТИ КЛАССИКА МАРКСИЗМА ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА
Фридрих Энгельс 5 августа 1895 года в 10 часов 30 минут вечера не стало Фридриха Энгельса, самого замечательного после Маркса учителя пролетариата, вся жизнь которого неразрывно связана с борьбой рабочего класса. Фридрих Энгельс друг и ближайший соратник Карла Генриха Маркса, один из основателей научного коммунизма, принадлежит к самым выдающимся ученым и революционным деятелям в истории человечества. Трудно назвать такую отрасль науки об обществе, которая не была бы связана с именем Энгельса. «Нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, - говорил В.И. Ленин, - не считаясь со всеми сочинениями Энгельса» (т.26, стр. 93).
Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в городе Бармене (Рейнская провинция Пруссии) в семье текстильного фабриканта Фридриха Энгельса. Бармен – центр текстильной промышленности на реке Вуппер. Часть долины этой реки, включавшая Бармен и соседний город Эльберфельд называлась Вупперталем. В 1930 г. оба города были объединены в один под тем же названием. Отец Фридрих Энгельс, человек волевой, энергичный и предприимчивый, был, как и другие барменские фабриканты, консервативен в своих политических убеждениях и очень религиозен. Мать Энгельса, Элизабет Энгельс, урожденная ван Хаар, вышла из среды интеллигенции. Это была женщина с чутким и добрым сердцем, живая, веселая, с сильно развитым чувством юмора и любовью к литературе и искусству. Она оказала значительное влияние на Фридриха – своего первенца. Большое влияние на Энгельса оказал и его дед по матери Герхард Бернхард ван Хаар, филолог, в свое время ректор гимназии. Он много рассказывал внуку из древнегреческой мифологии. У Фридриха было 8 братьев и сестер. Братья стали фабрикантами. Сестры вышли замуж за людей того же круга. И только Фридрих избрал иной путь.
Энгельс с детских лет видел перед собой картины безысходной нищеты трудовых людей. Не менее отупляющее действие на население оказывала религия. В этой части Пруссии очень сильно было самое фанатическое направление лютеранской церкви – пиетизм. Пиетисты отличались крайней нетерпимостью и ханжеством, объявляли «греховным» чтение нерелигиозной литературы, театр, и всякие развлечения. Все это вызывало у Энгельса протест. До 14 лет он посещал городскую школу в Бармене, в которой царили религиозный дух и рутинерство. В этой школе Энгельс сумел все же приобрести хорошие знания по основам физики и химии. У него проявились способности к иностранным языкам. В октябре 1834 г. Энгельс перешел в гимназию в Эльберфельде, считавшуюся одной из лучших в Пруссии. Обладая незаурядными дарованиями, он с увлечением изучал историю, древние языки, классическую немецкую литературу. Любовь к литературе Энгельс сохранил до конца жизни. Он писал стихи, сочинял небольшие музыкальные композиции, хорошо рисовал. Но все же он называл «темницами» немецкие школы того времени за их религиозный фанатизм и почти палочную дисциплину. «Еще гимназистом, - писал В.И. Ленин, - возненавидел он самодержавие и произвол чиновников» (т.2, с. 7). Гимназические годы Энгельса кончились неожиданно. У него был план по окончании гимназии поступить в университет и изучать экономические и юридические науки. Но отец решил, что старший сын должен стать коммерсантом. Поэтому, не окончив гимназии, Энгельс в 1837 г. вынужден был оставить ее и начать изучение коммерции в конторе отца, к которой юноша не проявил особого усердия. Будучи на службе в канторе в Бремене и имея достаточно свободного времени, он увлекается иностранной литературой и прессой, изучением иностранных языков, а также ведет обширную переписку с родными и друзьями на латыни, древнегреческом, испанском, португальском, итальянском, французском, английском, голландском и других языках. По делам коммерции он вместе с отцом посетил в 1838 г. Голландию и Англию. Эта первая поездка за пределы Германии произвела на Энгельса огромное впечатление. Он по-прежнему интересуется музыкой, посещает кружок пения, часто ходит на концерты и в театр, изучает теорию музыки и пробует писать музыку, пишет хоралы. Его любимый композитор Бетховен с его симфониями Героической и Пятой. В Бремене Энгельс много занимается спортом, ездит верхом, фехтует, катается на коньках, плавает. Он с презрением относится к тем, кто, «подобно бешеной собаке, боится холодной воды, кутается в три-четыре одеяния при малейшем морозе и считает для себя честью освободиться по слабосилию от военной службы». Однако главные интересы Энгельса сосредоточились на литературе и публицистике. Работы и письма Энгельса 1838-1842 гг. раскрывают процесс формирования его революционно-демократических взглядов, происходивший под воздействием назревавшей тогда в Германии буржуазно-демократической революции. Германия в 40-х годах XIX века была политически раздробленной, на ее территории существовало 38 самостоятельных государств. Эта раздробленность сильно препятствовала экономическому и политическому развитию. Всякое проявление свободной мысли преследовалось. Буржуазно-либеральное и более радикальное движение проявлялось в первую очередь в философской и литературной жизни. Настроения Энгельса были протестными против реакции, мракобесия и ханжества в политической и духовной жизни Германии. Он пишет: «Нет времени, более изобилующего преступлениями королей, чем время с 1816 по 1830 год; почти каждый государь, царствовавший тогда, заслужил смертную казнь» (К.М. и Ф.Э., т.41, с.443-444). И далее, о себе: «Я теперь чрезвычайный поставщик запрещенных книг для Пруссии» (там же). В марте 1839 г. Энгельс вступает в контакт с писателями «Молодой Германии» и начинает сотрудничать в журнале «Telegraph fur Deutsland», сначала анонимно, а затем под псевдонимом Ф. Освальд. В журнале он высказывает свои оппозиционные настроения. В ранних статьях Энгельс решительно отходит от традиционных религиозных представлений, отрицавших творческие силы человека, рассматривавших его как существо от природы немощное и греховное. В поисках мировоззрения, которое дало бы ему возможность глубоко познать мир, он в 1839 г. обращается к философии Гегеля и начинает изучать его труды. Основная особенность всякой идеалистической философии, в том числе и философии Гегеля, заключается в том, что она ищет законы, управляющие развитием мира, не в самой природе и человеческом обществе, а вне их – в верховном творце, абсолютной идее и т.д. Согласно Гегелю, в основе мира лежит некая абсолютная идея, которая развиваясь, воплощается в природу, в человеческое сознание, в историю. Действительность в его учении представлена в искаженном виде. Рациональным в философии Гегеля был диалектический метод. Но идеализм Гегеля мешал ему последовательно применить этот метод к пониманию природы и общества, приводил его к мистификации их законов. Гегель, как заметил В.И. Ленин, лишь угадал диалектику вещей в диалектике понятий. В трудах Гегеля Энгельса особенно привлекает мысль о поступательном движении человечества ко все более высоким и зрелым формам. Там, где реакционеры видят лишь повторение старого, застой, в действительности не прекращается движение истории вперед. Старые идеи, писал Энгельс «будут стерты твердой как алмаз, стопой идущего вперед времени».
Диалектический подход к истории человечества, к явлениям общественной жизни все ярче проявляется в публицистической деятельности Энгельса. Еще не подвергая прямой критике философии Гегеля, он отнюдь не разделяет тех консервативных принципов, которые характерны для социально-политических взглядов этого философа. Приняв идею Гегеля о всемирной истории как развитии понятия свободы, Энгельс в отличие от него, приходит к радикальным политическим выводам. Он решительно отвергает все отжившие учреждения прошлого, выступает против сословного строя, абсолютизма, культа дворянства и апофеза войн. Энгельс стоит за создание такого государства в Германии, в котором не будет господствующих и подчиненных сословий и которое будет представлять собой великую, единую, равноправную нацию граждан. «Пока наше отечество будет оставаться раздробленным, до тех пор мы – политический нуль, до тех пор общественная жизнь, завершенный конституционализм, свобода печати и все прочие наши требования – одни благие пожелания, которым не суждено осуществиться до конца» (т.41, с. 131). В конце марта 1841 г., по окончании службы в Бремене, Энгельс возвращается в Бармен, в отцовский дом. Перед ним снова встала дилемма: подчиниться ли воле отца и стать купцом или же продолжать образование и посвятить себя более высокой деятельности? Он выбирает возможность поехать в Берлин, чтобы там отбыть годичную воинскую повинность в качестве вольноопределяющегося и одновременно заняться литературной деятельностью. В сентябре 1841 г. он прибыл в Берлин и начал службу в артиллерийской бригаде, казармы которой располагались неподалеку от Берлинского университета. За время службы в бригаде он получил звание бомбардира, приобрел военную выучку, которая в дальнейшем ему пригодилась. В качестве студента-вольнослушателя он посещал Берлинский Университет, слушал лекции по философии и истории религии. В это время в Берлине шла борьба между правыми (религиозными) гегельянцами и левыми – младогегельянцами. Одно время к ним относился Карл Маркс.
Младогегельянцы стояли на позиции Гегеля о том, что все в мире находится в процессе непрерывного изменения, доказывали право человеческого разума подвергать критике государственный строй и церковь. Сделанный ими шаг к переходу от критики религии к критике политики и идеологии прусского абсолютизма определили их место в истории философии как выразителей взглядов немецкой радикальной буржуазии. Их слабые стороны – идеалистический взгляд на историю, недооценка значения практической деятельности людей, роли масс в истории. Энгельс примкнул к берлинской группе младогегельянцев и принял активное участие в развернувшейся в то время идейной борьбе. В то время (1841-1842) он писал: «Всякая философия ставила себе до сих пор задачей понять мир как нечто разумное. Все, что разумно, то, конечно и необходимо; все, что необходимо, должно быть или, по крайней мере, стать действительным. Это служит мостом к великим практическим результатам новейшей философии» (К.М. и Ф.Э., т.41, с.181). Энгельс развивает и отстаивает идею единства мира, идею глубокой внутренней необходимости и закономерности. Он доказывает, что господствующая в мире необходимость, не исключает человеческой свободы. Истинная свобода, пишет Энгельс, это вовсе не произвол, а сознательная деятельность, вытекающая из понимания существующей в мире необходимости. Он формирует важное положение: «Только та свобода является истинной, которая содержит в себе необходимость» (там же, с. 222). Работы Энгельса «Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг и откровение», «Шеллинг – философ во Христе» (1841-1842) показывают, что он уже основательно овладел гегелевской диалектикой, которую называл могучей, вечно деятельной движущей силой мысли. В философии Гегеля для Энгельса в первую очередь важно было то, что можно использовать в борьбе с существующей действительностью и религией. Энгельс одним из первых младогегельянцев открыто выступил в защиту атеизма.
После года пребывания в Берлине, Энгельс снова оказался у себя на родине, но вскоре, в середине ноября уехал в Англию, в Манчестер для коммерческой практики. 16 ноября 1942 г. он проездом посетил Кёльн (Германия), где в редакции газеты «Rheinische Zeitung» произошла его первая встреча с Марксом – главным редактором этой газеты. 19 ноября Энгельс прибыл в Лондон и пребывал там почти два года. Это время сыграло огромную роль в дальнейшем формировании его социальных, политических и философских взглядов, в окончательном переходе его на материалистические позиции и позиции пролетарского коммунизма. В.И. Ленин писал: «Социалистом Энгельс сделался только в Англии» (т.2, с.9). Энгельс сразу увидел раскол общества на три основных класса: земледельческую аристократию, промышленную буржуазию, пролетариат. Он заметил, что за борьбой партий скрывается борьба классов. Партия тори защищает интересы землевладельцев, виги – партия промышленных буржуа, чартисты – выразители интересов пролетариата. В Англии Энгельс пишет ряд статей, в том числе статью «Положение рабочего класса в Англии». (Ее он позже переработал, дополнил и в марте 1845 г. выпустил в виде большой книги). В этих статьях он впервые выдвигает идею социальной революции. Носителем этой революции он считает английский пролетариат. Энгельс приходит к выводу: «революция мирным путем невозможна и что только насильственное ниспровержение существующих противоестественных отношений, радикальное свержение дворянской и промышленной аристократии может улучшить материальное положение пролетариев» (т.1, с.502-503). Он много общается с английскими рабочими, сотрудничает в чартистской прессе. Пребывание в Англии помогло Энгельсу окончательно избавиться от идеалистических взглядов; научные исследования и приобретенный жизненный опыт сделали его последовательным материалистом. Он приступил к критическому изучению буржуазной политической экономии. Он замечает, что частная собственность и конкуренция ведут к централизации капитала, к массовой нищете, к постоянно повторяющимся кризисам. Кризисы рассматриваются Энгельсом как наиболее яркое проявление неустойчивости буржуазного общества, которые периодически повторяются, образуя промышленную резервную армию безработных.
Таким образом, 1843-1844 годы стали периодом полного перехода Энгельса от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. В конце августа 1944 г. Энгельс покинул Англию. По пути на родину он заехал на 10 дней в Париж к Марксу. Несхожие внешне, Маркс и Энгельс были близки друг другу по силе ума, по искренности и чистоте сердца, по мужеству и стойкости характера. Их объединяло то, что оба они были уже убежденными коммунистами, энергичными и решительными революционерами. Первый совместный труд Маркса и Энгельса – «Святое семейство, или критика критической критики» (конец 1844 г.), был направлен против младогегельянцев (братья Бауэры и Ко), которые отрицали роль народных масс в общественном развитии; третировали пролетариат как «закостенелую грубую материю», мешающую «деятельному духу». Рассматривая массу как пассивный элемент истории, младогегельянцы (и Гегель) приписывали активную роль только небольшой кучке избранных, от которых якобы исходит всякое историческое действие. Критикуя младогегельянцев, Маркс и Энгельс выдвигают одно из коренных положений исторического материализма - о том, что народ является действительным творцом истории. В книге нашла дальнейшее развитие идея о всемирно-исторической роли пролетариата. Здесь они обосновывают объективную неизбежность победы коммунизма тем, что частная собственность в своем экономическом движении сама толкает себя к гибели. В этом труде, по словам В.И. Ленина, Маркс и Энгельс заложили основы научного, «революционно-материалистического социализма» (т.2, с. 10). В начале сентября 1844 г. Энгельс выехал из Парижа на родину, в Бармен. Здесь он в начале февраля 1845 г. участвует в дискуссиях о коммунизме на собраниях, которые в дальнейшем были запрещены полицией. Энгельсу пригрозили арестом и судом. В апреле 1845 г. Энгельс приехал в Брюссель, где сразу же вошел в дом Маркса на правах самого близкого друга. В 1845-1846 г. Маркс и Энгельс сообща пишут крупное философское произведение – «Немецкая идеология». В этой работе впервые дается всесторонняя разработка материалистического понимания истории (исторического материализма) как философской основы научного коммунизма. В работе подчеркивается, что деятельность людей имеет две стороны: производство (отношение людей к природе) и общение (отношение людей друг к другу). По мере развития производительных сил прежняя форма общения перестает соответствовать им и превращается в их оковы. Это противоречие разрешается путем социальной революции, которая создает новые общественные отношения.
Эти идеи легли в основу учения об общественно-экономических формациях. Маркс и Энгельс открыто выступили против слабых сторон философии Фейербаха. «Поскольку Фейербах материалист, история лежит вне его поля зрения; поскольку же он рассматривает историю – он вовсе не материалист. Материализм и история у него полностью оторваны друг от друга» (К.М. и Ф.Э., т.3, с.44). Важнейший вывод, сделанный в «Немецкой идеологии», является вывод об исторической необходимости и неизбежности пролетарской, коммунистической революции.
Революция нужна не только как единственный путь к низвержению господствующего класса, но и как средство изменения самих людей. «Коммунизм для нас, - пишут Маркс и Энгельс, - не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние». «Немецкая идеология» не была опубликована при жизни ее авторов. Невозможно было найти издателя для этой книги. Впервые она была издана в СССР в 1932 г. на языке оригинала, а в 1933 г. – на русском языке. Во второй половине 40-х годов XIX в. В Европе назревали буржуазно-демократические революции, в которых пролетариату предстояло сыграть значительную роль. Энгельс писал: «Для того, чтобы пролетариат в решающий момент оказался достаточно сильным и мог победить, необходимо, чтобы он образовал особую партию, отдельную от всех других и противостоящую им, сознающую себя как классовая партия». Первым шагом на пути создания партии явилось образование Коммунистического корреспондентского комитета в Брюсселе в январе1846 г. Но Маркс и Энгельс ставят задачу создать международную коммунистическую организацию и стремятся придать интернациональный характер корреспондентским комитетам. Одновременно они ведут борьбу против «истинного социализма» (немецкого социализма – разновидности мелкобуржуазного социализма), представители которого считали социализм надклассовой теорией и призывали пролетариат не принимать участия в политических революциях. С 15 августа 1846 г. и до конца января 1848 г. Энгельс (до тех пор, когда он был выслан французскими властями из Франции) в Париже вел революционно-пропагандистскую деятельность, участвуя в работе Союза коммунистов, который был учрежден 2 июня 1847 г. Лозунг Союза был «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Проектом программы Союза первоначально был «Коммунистический символ веры», составителем которого был Энгельс. С основанием Союза коммунистов закончился первый этап борьбы Маркса и Энгельса за создание пролетарской партии.
Осенью 1847 г. Энгельс создает новый проект программы Союза коммунистов - «Принципы коммунизма». Этот документ фактически представляет предварительный набросок «Манифеста Коммунистической партии». Полностью «Манифест Коммунистической партии» был написан в январе и напечатан в феврале 1848 г. Революционный пролетариат обрел научно обоснованную теоретическую и тактическую программу. «Коммунисты, - писали Маркс и Энгельс, - могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» (К.М. и Ф.Э., т.4, с.438). В странах Европы в это время начинались революции. В январе 1848 г. – в Италии; в феврале – во Франции; в марте – в Австрии, Венгрии, Германии. В марте Маркс и Энгельс пишут «Требования Коммунистической партии в Германии», в которых решительно выступают против авантюризма некоторых демократов и членов Союза коммунистов, пытающихся «экспортировать» революцию из Франции в Германию. Во время революции Энгельс принимает активное участие в массовых народных выступлениях, участвует в рабочем движении, печатается в «Новой рейнской газете». В мае 1849 г. в Рейнской провинции и на Юго-Западе Германии развернулась вооруженная борьба народных масс. Энгельс принимает самое активное участие: строит баррикады, руководит фортификационными работами, действиями артиллерии, ходит в разведку, участвует в боях, в том числе в арьергардных боях, при отходе революционных войск. Он участвует в восстании в Эльберфельде, в четырех крупных и многих мелких сражениях в Пфальце и Бадене. После поражения революционной армии Энгельсу пришлось бежать через Швейцарию в Лондон. Здесь он энергично включился в работу по реорганизации Союза коммунистов, по обобщению опыта революции и разработке теории и тактики революционного пролетариата. Этому посвящены труды «Германская кампания за имперскую конституцию», «Крестьянская война в Германии» - 1850 г и др. Там же поселился и Маркс.
Энгельс вскоре (в ноябре 1850 г.) переехал в Манчестер и до июня 1869 г. был приказчиком, а затем и пайщиком торгового дома, в котором он служил в 40-х годах. С 1851 г он начинает заниматься военной теорией, а с 1858 г. изучением философских проблем естествознания. Он пишет статьи о Крымской войне, о национально-освободительных войнах в Индии и Китае, об итало-франко-австрийской войне, о Гражданской войне в США, о франко-прусской войне, а также ряд статей и заметок по военным вопросам для «Новой американской энциклопедии». Маркс высоко ценил военные познания Энгельса и шутливо называл его «мое военное министерство в Манчестере». Энгельс действительно стал военным теоретиком (и практиком) пролетарской партии. В 1870 г. он перебрался в Лондон и до 1883 г., когда скончался Маркс, продолжалась их совместная духовная жизнь. Здесь Энгельс пишет труды: «К жилищному вопросу» (1872), «Диалектика природы» (1873), «Анти-Дюринг» (1878). После смерти Маркса были написаны: «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (1888) и другие. С созданием Международного товарища рабочих – I Интернационала (28 сентября 1864 г.- 1876), Энгельс фактически становится одним из его руководителей. Роль его как вождя Интернационала особенно возросла после переезда в 1870 г. в Лондон. Он горячо защищал Парижскую коммуну в печати, письмах, на заседаниях и Конференции Интернационала. В 1863 г. умерла первая жена Энгельса – Мэри Бернс, а в 1878 г. – вторая жена Лиззи Бернс (они были сестры). 14 марта 1883 г. скончался Маркс. Эти утраты подорвали здоровье Энгельса. На него легла задача по составлению окончательного текста не изданных Марксом трудов «Капитала». В 1885 г вышел 2-й том, а в 1894 – 3-й том «Капитала». Энгельс провел огромную работу по подготовке и созданию II Интернационала (июль 1889 г.) на марксистской основе. Энгельс с интересом следил за революционным движением в России, поддерживал связи с его видными деятелями: Лавровым П.Л., Лопатиным П.А., Степняком-Кравчинским С.М. и др. Высоко ценил Чернышевского Н.Г. и Добролюбова Н.А. (однако критиковал их за народничество). Вел систематическую переписку с Плехановым Г.В., Засулич В.И. Он с радостью встретил весть о создании группы «Освобождения труда» (1895 г.) в России. Однако здоровье Энгельса к 1894 г. сильно ухудшилось. Рак пищевода заметно прогрессировал. 5 августа 1895 г. Энгельс умер. 10 августа на траурном митинге в здании железнодорожного вокзала Ватерлоо в Лондоне присутствовали лишь друзья и соратники – около 80 человек. Венки возлагали социалисты от Германии, Австрии, Франции, Англии, Италии, Бельгии, Голландии, России, Польши, Болгарии. От имени русских социалистов венок на гроб Энгельса возложила Вера Засулич. Согласно завещанию тело его было предано кремации; урна с прахом 27 августа опущена в море (пролив Ла-Манш) около города Истборн (Англия) – любимого места отдыха Энгельса. Фридрих Энгельс прожил большую и яркую жизнь (с 28 ноября 1820 г. по 5 августа 1895 г.). Судьба ему отвела 74 года 8 месяцев и 8 дней. Всю свою сознательную жизнь он связал с судьбой рабочего класса. Не зная страха и усталости, он никогда не сомневался в правильности того пути, на который встал добровольно, по зову сердца, по велению разума. Вечная память Фридриху Энгельсу, человеку, борцу и учителю пролетариата!
А. А. Бережной, военный историк, член КР, г. Санкт-Петербург
Источник: Коммунисты России
Обсудить новость на Форуме