12:30 06.05.2013 | Все новости раздела "Коммунисты России"

КАРЛУ МАРКСУ - 195. К ЮБИЛЕЮ ОСНОВОПОЛОЖНИКА БЕССМЕРТНОГО УЧЕНИЯ

195 лет назад, 5 мая 1818 г. в городе Трир (Пруссия) родился Карл Генрих Маркс (1818-1883), будущий основоположник научного коммунизма, вождь международного пролетариата. Работы Карла Маркса сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике – теорию прибавочной стоимости, в политике – теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название марксизм. В.И. Ленин констатировал: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно…» (т.23, с.43). В истории человечества рождалось множество значительных общественных теорий, философских систем, но ни одна из них по широте охвата, глубине анализа явлений не может сравниться с марксизмом.

«Капитал» Маркса (первый том написан в 1863-1865 г., а издан в сентябре 1867 г.) - это не просто политическая экономия, а историческое и историко-философское произведение, в котором дается философское исследование истории докапиталистических и капиталистических обществ. «Капитал» Маркса есть применение философского понимания истории к эпохе капитализма. «Это, бесспорно, самый страшный снаряд, который был когда-либо пущен в голову буржуа» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.31, с. 453).

Еще в школьные годы Маркс усвоил идеи французского и немецкого Просвещения. После окончания гимназии в Трире он поступает в 1835 г. в университет в Бонне, а затем 1836 г. в Берлине; изучает юридические науки, но больше всего историю, философию, теорию искусства. После окончания университета в 1841 г. ему была присвоена степень доктора философии за сочинение «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Марксу было тогда всего 23 года.

Демокрит (460-370 г.г. до н.э.), древнегреческий философ-материалист. Один из первых представителей атомизма. Понятие «атома» как неделимого материального индивидуума (греческ. аtomos и лат. individuum означает “неделимый»), который признается не возникшим и не гибнущим, не разрушимым, не подверженным воздействию извне, подлинным бытием, противостоящим пустоте как абсолютное ничто абсолютному небытию. Атомы (по Демокриту) различаются между собой только формой, порядком взаимного следования и положением в пустом пространстве, а также величиной и зависящей от величины тяжестью. В.И.Ленин высоко ценил материализм Демокрита.

Эпикур (342-270), древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). Он объявлял истинной природой человека способность к ощущениям, а не разуму. Поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни – в достижении удовольствий. Удовольствие, это отсутствие страданий. Причина страданий заключена в самом человеке – это страсти и страх, от которых призвана излечить людей философия. Вихревое движение атомов (по Демокриту) Эпикур заменяет падением атомов и вводит понятие «веса» атомов; атомы отклоняются от падения по прямой. Он считал, что боги ведут блаженное и безмятежное существование в пространствах между мирами и не вмешиваются в жизнь миров.

В 1844 г. Маркс написал работу «Экономическо-философские рукописи 1844 года». При жизни автора названные выше работы изданы не были. В СССР эти работы на русском языке частично были изданы в 1927 г. и полностью в 1956 г. Почему так произошло? Отечественные вульгарные исследователи были недостаточно заинтересованы материалом и представляли материализм и идеализм не иначе как борющихся гладиаторов. Принято было считать, что в этих работах Маркс якобы еще стоял на позициях идеализма. Причиной тому, вероятно, стало известное беглое замечание, сделанное В.И. Лениным в его статье «Карл Маркс».

В статье «Карл Маркс» (1914 г.) В.И. Ленин отмечает: «Окончил курс в 1841 г., представив университетскую диссертацию о философии Эпикура. По взглядам своим Маркс был еще тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примкнул к кружку «левых гегельянцев» (Бруно Бауэр и др.), которые стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы» (т. 26, с. 46). И еще: «К 1841 году относится диссертация Маркса о философии Эпикура. В этой диссертации Маркс стоит еще вполне на идеалистически-гегельянской точке зрения» (там же, с. 82). А до этого Г.В. Плеханов в 1902 г. в статье «Литературное наследие Карла Маркса и Фридриха Энгельса» писал: «Она была написана еще тогда, когда он еще обеими ногами стоял на почве философского идеализма, самой слабой стороной которого всегда была именно философия природы». Это, конечно, преувеличение. Утверждать о наличии более глубокого основания для решительных обвинений Маркса в идеализме – не представляется возможным, а указанное замалчивание специалистами научной значимости диссертации молодого Маркса – вовсе неоправданно. На вопрос: в чем, собственно, заключается идеализм молодого Маркса? – следует дать однозначный ответ: никакого исторического идеализма концептуально продуманного, систематически и последовательно развиваемого, обнаружить в ранних работах Маркса, в т.ч. его докторской диссертации невозможно.

Рассмотрим эту работу (диссертацию) К.Маркса несколько подробнее.

Натурфилософия (от латинского natura – природа) философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности. Фактически она явилась первой исторической формой философии. Древнегреческие натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки: к ним, прежде всего, относится атомистическая гипотеза. В дальнейшем натурфилософия обычно именовалась физикой или физиогогией, т.е. учением о природе. В философии Эпикура Маркс выделяет три главных раздела: физика – учение о природе; каноника (логика) – наука о законах мышления; этика – учение о способах достижения счастья. Демокрит отличает атомы по их форме и величине. Эпикур добавляет такую характеристику атомов как тяжесть, т.е. он по-своему уже знал атомный вес. Если для Демокрита атомы характерны бесконечным многообразием форм, то для Эпикура они не представляются таковыми. Демокрит допускал существование больших чем земной шар атомов, тогда как для Эпикура атомы бесконечно малые. Если тяжесть для Демокрита является вторичной, т.е. производной, то для Эпикура она первична.

Занимаясь Эпикуром, Маркс на основании собранных им фрагментов изложил всю его философию, которая существовала в творениях Эпикура только «в себе», а не в качестве осознанной системы «для нас». Маркс глубже продумал основной принцип Эпикура и вопреки Гегелю, назвавшим эпикурейскую философию «принципиальным недомыслием», сделал из него более явные выводы, чем сам Эпикур, т.е. выявил внутреннюю логику системы Эпикура. Маркс, вслед за Демокритом и Эпикуром, дает свою критику доказательства бога. Он показывает, что бог есть абстракция, фантастически извращенное представление о человеческих и природных особенностях народов той или иной страны, а не нечто действительное и подлинно сущее. Маркс выдвинул положение о том, что «критика религии – предпосылка всякой другой критики». Уже в студенческие годы он выступил с довольно резкой критикой, направленной против гегелевского пренебрежительного отношения к древнегреческому материализму. Он защищает демокритово-эпикурийскую натурфилософию от его идеалистических и религиозных критиков.

Один из главных ориентиров натурфилософии Эпикура – это солидарность человека с природой, человека с человеком и человека с обществом. Это означало, что наступает эра второго мессианства, но теперь уже земного, вместо божественного, когда инициатива земного творца может целиком заменить инициативу творца небесного. Маркс подчеркивает и принципы Демокрита: первичные начала Вселенной, по Демокрита, суть атомы и пустота; миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению; ничто не возникает из несуществующего и ничего не разрушается в несуществующее; атомы бесконечны как по величине, так и по количеству, которые вихрем несутся по Вселенной и этим порождают все сложное – огонь, воду, воздух, землю и т.д.; атомы являются подлинной причиной движений, изменений и превращений всего чувственного мира, происходящего путем соединения и распада атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твердости; все возникает по неизбежности, а причина всего возникновения – вихрь, который Демокрит называет неизбежностью.

При сравнении систем Демокрита и Эпикура Маркс имеет в виду также то, что основная причина возникновения миров, предметов и явлений природы – атомы, отличающиеся между собой весом и формой, пребывают в вечном движении и падая вниз в пустом пространстве происходит столкновение атомов, которое неизбежно вызывает боковые и вихревые движения, дающие начало образованию бесчисленных миров, которые возникая, с течением времени вновь исчезают. Причем многообразие явлений микрокосмоса и макрокосмоса определяется различием числа, величины, формы и порядка бесконечного соединения и разъединения самих атомов, соединяющих и разъединяющих исключительно через их взаимное давление, толчки и сплетения. Маркс обращает внимание и на то, что у Демокрита небытие характеризуется такой же истинной реальностью, как и бытие; а принцип движения атомов – необходимость, тогда как случайность чисто субъективная категория. Маркс делает один из выводов, что у Демокрита имеется учение об абсолютном и универсальном господстве необходимости, исключая всякую случайность. То есть, Маркс делает первый шаг к разрыву с философией Гегеля.

Движение атомов, по мнению Эпикура, заключает в себе две противоположные тенденции – падение атома по прямой и отклонение его от прямолинейного движения. Движение Эпикур понимает не как временное, а как вечное, как свойство, присущее материи. Оно неуничтожимо так же, как неуничтожима материя. Маркс замечает, что там, где у Демокрита мир является субъективной видимостью, у Эпикура он – объективное явление. У Демокрита необходимость – «форма мышления действительности». Эпикур же вообще выступает против необходимости и признает объективное существование случайности. Эпикурийский атомизм привлекал Маркса признанием свободы атомов, их произвольного отклонения от прямой линии. Маркс видел в этой важной особенности выражение идеи о свободной деятельности человеческой личности и свободы человеческого общества и настаивал на необходимости проникновения сознания в материальный мир. Оставаясь еще идеалистом, Маркс проявляет некоторую независимость от взглядов Гегеля. Переходу его на материалистические позиции способствовали труды Фейербаха.

В 1843 г. Маркс переезжает в Париж, где детально знакомится с произведениями Сен-Симона, Фурье, Бабёфа, Дезами, Кабе, Оуэна и работает в журнале «Немецко-французский ежегодник». Это все способствовало окончательному переходу Маркса от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Отныне Маркс действует как пролетарский революционер, идеолог рабочего класса.

«Экономико-философские рукописи 1844 года» - работа Маркса, написанная в апреле-августе 1844 г. и относится к раннему (гуманистическому) периоду. Основная тема работы – отчуждение. Маркс дает философскую критику политэкономии, которая констатирует факты, но не объясняет их. Главный парадокс отчуждения он видит в том, что «рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит». Маркс отрицает то, что будто в процессе отчуждения от человеческой сущности что-то отчуждается. Напротив, «труд производит не только товары: он производит самого себя и рабочего как товар». Обратимся к отдельным положениям этого труда Маркса, включающего в три рукописи десять глав.

Рукопись первая.Заработная плата. «Заработная плата определяется враждебной борьбой между капиталистом и рабочим. Побеждает непременно капиталист. Обычная заработная плата есть самый низкий минимум, совместимый с простой человечностью, т.е. с животным уровнем существования».

Прибыль на капитал. «Капитал есть командная власть над трудом и его продуктами.

Капитал есть накопленный труд. Прибыль на капитал совершенно отлична от заработной платы. Капитал выигрывает двояко: во-первых от разделения труда, во-вторых вообще от возрастания доли человеческого труда, присоединяемого к продукту природы. Труд – это человек, в предмете же труда, наоборот нет ничего от человека. Нации суть лишь производственные мастерские; человек есть машина для потребления и производства; человеческая жизнь – капитал; экономические законы слепо управляют миром.

Земельная рента. Право земельных собственников ведет свое начало от грабежа. Они, как и все люди, любят пожинать там, где они не сеяли, и требуют ренту даже за естественные плоды земли. Земельная рента входит в состав цены товаров совершенно другим способом, чем заработная плата и прибыль на капитал. Высокий или низкий уровень заработной платы и прибыли, является причиной высокой или низкой цены товаров, а высокий или низкий уровень земельной ренты является результатом этой цены.

Отчужденный труд. «Общество неизбежно распадается на два класса – собственников и лишенных собственности рабочих. Политическая экономия исходит из факта частной собственности. Объяснения ее она нам не дает. Она не дает нам ключа к пониманию основы и причины отделения труда от капитала и капитала от земли. Существует взаимосвязь между частной собственностью, корыстолюбием, отделением друг от друга труда, капитала и земельной собственности, между обменом и конкуренцией, между стоимостью человека и его обесценением, между монополией и конкуренцией, между всем этим отчуждением и денежной системой.

Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит. Рабочий становится тем более дешевым товаром, чем больше товаров он создает. С ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого труда. Труд производит не только товары: он производит самого себя и рабочего как товар. Рабочий относится к продукту своего труда как к чужому предмету. Происходит отчуждение рабочего в его продукте. Точно так же и в религии. Чем больше вкладывает человек в бога, тем меньше остается в нем самом. Рабочий становится рабом своего предмета: во-первых, он получает предмет для труда, т.е. работу; во-вторых, он получает средства существования. Отчуждение труда заключается в том, что труд рабочего не добровольный, а вынужденный, принудительный. Внешний (не принадлежащий к его сущности) труд есть принесение себя в жертву, самоистязание. Человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, половом акте и т.д. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному. Возникает самоотчуждение. Отчужденный труд человека отчуждает 1) природу, 2) его самого, 3) родовую (производственную) жизнь. Сама жизнь оказывается лишь средством к жизни.

Отчужденный труд отчуждает от человека его собственное тело, как и природу вне его, как и его духовную сущность, его человеческую сущность, отчуждает человека от человека. Один человек отчужден от другого и каждый из них отчужден от человеческой сущности. Если продукт труда мне чужд, если моя деятельность принадлежит не мне, то кому же принадлежат они? Богу? Природе? Ни боги, ни природа не были одни хозяевами труда. Чуждым существом, которому принадлежит труд и продукт труда, может быть лишь сам человек, другой человек, не рабочий. Отношение рабочего к труду порождает отношение к тому же труду хозяина труда (капиталиста). Стало быть, частная собственность есть продукт, результат, необходимое следствие отчужденного труда. Частная собственность оказывается, с одной стороны, продуктом отчужденного труда, а с другой стороны, средством его отчуждения, реализацией его отчуждения. Заработная плата есть непосредственное следствие отчужденного труда, а отчужденный труд есть непосредственная причина частной собственности. С падением одной должна пасть и другая. Отчужденный труд распадается на две составные части: присвоение, освоение выступает как отчуждение, а отчуждение выступает как присвоение. Все то, что у рабочего выступает как деятельность отчуждения, у не-рабочего выступает как состояние отчуждения.

Рукопись вторая.Отношение частной собственности. Рабочий производит капитал, капитал производит рабочего, следовательно, рабочий производит самого себя, и продуктом всего этого движения является человек, как рабочий, как товар. Человек есть уже только рабочий, и в качестве рабочего он обладает лишь теми человеческими свойствами, которые нужны чужому для него капиталу. Рабочий только тогда существует как рабочий, когда он является для себя капиталом, и он только тогда является капиталом, когда для него имеется налицо какой-нибудь капитал. Существование капитала есть его существование, его жизнь. Политическая экономия не знает незанятого рабочего, не знает человека труда, поскольку он оказывается вне этой сферы трудовых отношений. Плут, мошенник, нищий, безработный; умирающий с голоду, нищенствующий и совершающий преступления человек труда, все это фигуры, существующие не для политической экономии, а только для других глаз, для глаз врача, судьи, могильщика, надзирателя за бедными и т.д.; это призраки, витающие вне сферы политической экономии. Поэтому потребности рабочего превращаются для нее только в потребность содержать его во время работы, поскольку это необходимо для того, чтобы рабочее поколение не вымерло. В силу этого заработная плата имеет тот же смысл, как и содержание, сохранение в исправности любого другого производительного инструмента, как потребление капитала вообще, которое необходимо для воспроизводства капитала вместе с процентами.

Производство производит человека не только в качестве товара, но как существо духовно и физически обесчеловеченное. Капиталист может повысить свой доход только путем снижения заработной платы и наоборот. Противоположность труда и капитала, будучи доведена до крайности, неизбежно становится высшим пунктом, высшей ступенью и гибелью всего отношения. Отношение частной собственности – это труд, капитал и их взаимоотношение. Труд распадается на самого себя и заработную плату. Сам рабочий есть капитал, товар.

Рукопись третья.Сущность частной собственности в отражении политическойэкономии. Земельная собственность является первой формой частной собственности точно так же, как промышленный капитал есть завершенная объективная форма частной собственности. Частная собственность может завершить свое господство над человеком и стать всемирно-исторической силой в своей наиболее всеобщей форме.

Коммунизм.Коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; не первых порах он выступает как всеобщая частная собственность. Для такого коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы. Коммунизм как положительное упразднение частной собственности – это самоотчуждение человека и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека. Такой коммунизм есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком. Атеизм на первых порах далеко еще не коммунизм. Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем, когда мы его потребляем. Коммунизм есть позиция как отрицание отрицания, поэтому он является действительным, для ближайшего этапа исторического развития необходимым моментом эмансипации и обратного отвоевания человека. Коммунизм есть необходимая форма и энергический принцип ближайшего будущего, но как таковой коммунизм не есть цель человеческого развития, форма человеческого общества.

Потребности, производство и разделение труда. Мораль политической экономии это нажива, труд и бережливость. Существует слишком много людей. Даже существование людей есть чистейшая роскошь. Порождение человека выступает как общественное бедствие. Разделение труда есть экономическое выражение общественного характера труда в рамках отчуждения. Накопление капиталов растет вместе с разделением труда и наоборот.

Деньги. Деньги, обладающие свойством все покупать, все предметы себе присваивать, представляют собой, следовательно, предмет в наивысшем смысле. Деньги – это сводник между потребностью и предметом, между жизнью и жизненными средствами человека. Сколь велика сила денег, столь велика и моя сила. То, что я есть и что я в состоянии сделать, определяется отнюдь не моей индивидуальностью. Я плохой, нечестный, бессовестный, скудоумный человек, но деньги в почете, а значит в почете и их владелец. Деньги поистине и разъединяющая людей разменная монета и подлинно связующее средство; они – химическая сила общества. Они отчужденная мощь человечества. Деньги – как внешнее, проистекающее не из человека как человека и не из человеческого общества как общества всеобщее средство и способность превращать представление в действительность, а действительность в простое представление. Они превращают верность в измену, любовь в ненависть, ненависть в любовь, добродетель в порок, порок в добродетель, раба в господина, господина в раба, глупость в ум, ум в глупость. Если ты человек как человек и твое отношение к миру как человеческое отношение, то ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т.д.

Критика гегелевской диалектики и философии вообще. У Гегеля имеется двоякая ошибка. Рассматривая богатство, государственную власть и т.д. как сущности, отчужденные от человеческой сущности, он берет их только в их мысленной форме. Они - мысленные сущности и потому только отчуждение чистого, т.е. абстрактного философского мышления. Человеческая сущность, человек для Гегеля равнозначны самосознанию. Всякое отчуждение человеческой сущности для него – это отчуждение самосознания. Человек является непосредственно природным существом. Человек есть телесное, живое, действительное, чувственное, предметное существо. Быть предметным, природным, чувственным – это все равно, что иметь вне себя предмет, природу, чувство или быть самому предметом, природой чувством для какого-нибудь третьего существа. Солнце есть предмет растения, растение есть предмет солнца. Существо, не имеющее вне себя своей природы, не есть природное; не имеющее никакого предмета вне себя, не есть предметное. Непредметное существо – это недействительное, нечувственное, только мыслимое, т.е. только воображаемое существо. Человек как предметное, чувственное существо есть страдающее существо.

Таким образом, в этой работе Маркс открыл антагонистический характер экономики капиталистического общества и показал, что при господстве частной собственности условия, орудия и результаты труда выступают по отношению к работнику как чуждая и закабаляющая его сила («отчужденный труд»). Для уничтожения частной собственности и создания общества, в котором будет ликвидировано отчуждение труда требуется «действительное коммунистическое действие», т.е. пролетарская революция. Маркс становится на позиции исторического материализма.

В 40-х годах XIX в. Маркс и Энгельс (Энгельс впервые встретился с Марксом в 1842 г. в Кёльне) разработали исходные положения исторического материализма (Фридрих Энгельс приехал в Париж в сентябре 1844 г. и с тех пор стал другом и соратником Маркса). Основные принципы исторического материализма впервые были сформулированы в работе «Немецкая идеология» (1845-1846), затем в трудах «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (1848) и др. Краткая, но целостная характеристика существа исторического материализма впервые была дана в предисловии «К критике политической экономии» (1859). Со времени выхода «Капитала» (1867) научная достоверность исторического материализма может считаться полностью доказана.

Исторический материализм (материалистическое понимание истории) - марксистская теория развития общества и методология его познания. Основные его категории: общественное бытие, общественное сознание, общественно-экономическая формация (термин, введенный Марксом), способ производства, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, социальная революция, формы общественного сознания. Исторический материализм Маркса и Энгельса, покончивший с хаосом и произволом во взглядах на историю и политику, В.И. Ленин назвал «величайшим завоеванием научной мысли» (т.23, с.44).

В 1845 г. Маркса, как опасного революционера, выслали из Парижа. До 1848 г. он жил в Бельгии, затем в Париже и Кёльне (Германия), где был отдан под суд (как редактор газеты), но оправдан и выслан из Германии. Жил немного в Париже, но был выслан и в июне 1849г. уехал в Лондон. В 1864 г. он основал Международное товарищество рабочих - Первый Интернационал. Маркс умер в Лондоне 14 марта 1883 г. в 14 часов 45 минут. «Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить, самое сильное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться», - писал в эти дни Ф. Энгельс.

Маркс открыл закон развития человеческой истории, он также открыл особый закон движения капиталистического способа производства. Двух таких открытий было бы достаточно для жизни одного человека. Похоронен Карл Генрих Маркс в Лондоне на Хайгетском кладбище17 апреля 1883 г. На похоронах Ф.Энгельс сказал пророческие слова: «И имя его и дело переживут века». Так и было, так есть, так и будет.

У него были и есть противники, но не было и нет личных врагов. 

Бережной А.А, историк, член Санкт-Петербургской организации КР

Источник: Коммунисты России

  Обсудить новость на Форуме