12:15 17.04.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

«Советская Россия»: Е. Лигачёв о проекте новой редакции Программы КПРФ

Егор Лигачёв комментирует проект новой редакции Программы КПРФ, отмечая правильное изложение позиции КПРФ по отношению к рабочему классу как своей главной социальной базе.

В номере от 5 апреля "Советская Россия" опубликовала проект новой редакции Программы КПРФ и пригласила наших читателей к его обсуждению. Программа и ее обсуждение, в ходе которого неизбежно уточняются главные направления деятельности партии, поставленные цели, способы их достижения – дело чрезвычайно ответственное и важное как для коммунистов, так и для всех сторонников коммунистического мировоззрения, граждан, считающих, что только социалистическая система способна возродить нашу страну.

Недаром один из авторов, приславший свои размышления и принципиальные замечания, цитирует Фридриха Энгельса, полагавшего, что "новая программа всегда представляет собой открыто водруженное знамя, и внешний мир судит о партии по этому знамени".

Публикация Программы уже вызвала широкий отклик: нам пишут, на сайте газеты развернулась полемика по содержанию Программы. "Советская Россия" предоставляет трибуну для обсуждения всем, у кого есть свое мнение, свои содержательные замечания и предложения по проекту Программы.

В проекте новой редакции Программы КПРФ дан марксистко-ленинский анализ сложившейся весьма опасной ситуации для страны и мира после разрушения Советского Союза, реставрации капитализма в России и на этой основе с учетом истории КПСС и КПРФ верно и точно изложены стратегия и тактика борьбы за социализм.

Очень важно, что в числе главных целей КПРФ поставлено возвращение основных средств производства трудовому народу. Правители страны, другие политические партии вопрос о крупной собственности обходят молчанием, взывают к олигархам-плутократам – государственным преступникам, незаконно захватившим народную собственность, "поделиться" с бедняками, т. е. бросить им крохи с барского стола.

Возвращение трудовому народу крупной собственности – это ключевая, стержневая позиция борьбы с понятным движением страны к капитализму, за народовластие, за социализм. У кого в руках крупная собственность, у того и власть. За годы реставрации капитализма мы еще раз убедились в правоте пророческих слов В.И.Ленина: нельзя идти вперед, не идя к социализму.

В разделе Программы КПРФ "Главные цели" постановку вопроса об общественной собственности надо уточнить и сформулировать иначе, а именно: "Возвратить трудовому народу все, что у него отнято, и прежде всего общественную собственность на землю, природные ресурсы, основные средства производства, восстановить научное управление и планирование, а производство и реализацию потребительских товаров и услуг оставить в частных руках" . Такая формула соответствует современному уровню производительных сил.

К числу главных целей КПРФ нужно отнести "избавление страны от экономической и продовольственной зависимости Запада, прекращение интервенции иностранного капитала, прежде всего в стратегические отрасли экономики".

Характеризуя общественный и государственный строй современной буржуазной России, необходимо отметить, что "в стране насильственно сформирована власть крупной буржуазии и ее верхушки в лице олигархии – плутократии и высшей госбюрократии". Недостаточно сказать, что "командные высоты в экономике и политике захвачены олигархами и коррумпированными чиновниками".

В числе причин поражения социализма, помимо предательства, политического перерождения значительной части руководства партии, страной и захвата ее народной собственности, что явилось определяющим, следует обозначить и другое.

Разрушители, президент В.В.Путин считают, что страну погубила плановая экономика. Как раз наоборот. "Отступление от планового начала, его разрыхление, введение так называемых договорных, свободных цен, ослабление роли государства в экономике привели к дезорганизации народного хозяйства, потребительского рынка, разрушению страны".

В Программе следует также отметить: "Образование в партии фракционных группировок, платформ и на этой основе подрыв единства партии, ее руководящей роли – одна из главных причин разрушения партии, страны".

Противник и ныне рассчитывает на фракции, группировки, на предательство внутри партии. Крепости, как известно, легче берутся изнутри. КПРФ за свою краткую историю уже не раз, и это надо отметить, сталкивалась с угрозой раскола. Особенно в 2003–2004 годы, когда в партии получила распространение фракционность. Опорой руководства партии в борьбе за очищение ее рядов, руководящих органов от политических карьеристов стали первичные парторганизации, сами коммунисты. Они на деле извлекли уроки гибели КПСС. "Всякое проявление фракционности и групповщины несовместимо с пребыванием в партии". Это требование должно быть в Программе партии.

Далее. В годы перестройки не велась борьба с буржуазным национализмом. Ложь и клевета обрушивались на тех, кто выступал за социалистическую перестройку в рамках сохранения и укрепления советской системы. Воспользовавшись всем этим, национал-сепаратисты ликвидировали Советский Союз, захватили народную собственность и установили бесконтрольную власть над народом. "Преодоление буржуазного национализма, утверждение интернационализма, дружбы народов – важная задача партии". Такую запись следует внести в текст Программы.

В проекте Программы совершенно правильно отмечается, что, несмотря ни на что, "СССР двигался вперед, росло его могущество и авторитет на международной арене". В том числе и в период перестройки. Во второй половине 80-х годов прирост промышленного и сельскохозяйственного производства соответственно составил 4 и 3%, получен самый высокий за всю историю урожай. Достигнут наивысший уровень строительства жилья, а ввод новых школ, детских садов, больниц, клубов вырос на 15–40%.

Недавно прошел Пленум ЦК КПРФ, обсудивший молодежную политику партии. Со всей остротой поставлена задача омоложения партийных рядов, привлечения молодых коммунистов в выборные органы партии. К сожалению, в документах Пленума, да и, строго говоря, в проекте Программы не отражено правило, заключающееся в неукоснительном соблюдении принципа сочетания опытных и молодых кадров в руководящих органах всех звеньев партии. Естественно, напрашивается соответствующая формулировка: "Сменяемость и сочетаемость опытных и молодых коммунистов в руководящих органах партии – важный принцип ее построения и укрепления, обеспечивающий, что особенно важно, преемственность в политике".

Один из сложных и вместе с тем актуальных вопросов – это отношение КПРФ к церкви и религии. То, что есть в проекте Программы, недостаточно. Конечно, речь не идет о том, чтобы открыть фронт борьбы с религией, ибо это означало бы отвлечение внимания и сил трудящихся от классовой борьбы за освобождение людей от эксплуатации и угнетения. Речь идет о подходах к этой проблеме. Следует рассматривать религию как мировоззрение и церковь отдельно.

В письме к Н.В.Гоголю революционный демократ В.Г.Белинский писал: "Христос первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердив истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалась церковь… Церковь явилась же иерархией, стало быть, поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницей братства между людьми – чем и продолжает быть до сих пор".

Патриарх Алексий II признал, что церковь в царской России "была сделана частью государственного механизма" (газета "Известия", 18.04.2006 г.) Она защищала интересы царя, помещиков и капиталистов, во всех трех революциях и крестьянских восстаниях была вместе с самодержавием против массы верующих. Церковь освящала кровавый путь белогвардейщины и интервентов в Гражданскую войну.

Всем этим и определялось отношение партии к церкви. Как только церковь занимала другую позицию, соответственно и менялась точка зрения партии на нее. Возьмем пример из советской истории. На днях известный церковный деятель В.Чаплин в интервью газете "Известия" объяснял позицию Сталина по отношению к церкви в годы Отечественной войны лишь тем, что гонение на церковь становилось невыгодным. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что церковь в годы войны с самого начала была на стороне советского народа, занимала патриотическую позицию. Кстати говоря, В. Чаплин фактически выступил против реабилитации предателей, которые "воевали против своей страны и часто участвовали в диких преступлениях".

Как отметил в отчетном докладе на Х съезде КПРФ Г.А.Зюганов, "Определенная часть церковных организаций, иерархов остается глухой к нашим призывам объединить усилия в борьбе за страну, за национальные традиции и духовность во имя будущего России". Более того, многие из них вмешиваются в политику, выступают против возвращения преступно захваченной крупной собственности истинному хозяину – трудовому народу, вторгаются в вооруженные силы, больницы, школы, на предприятия, т. е. туда, где власти запретили деятельность парторганизаций.

Воинствующее крыло православной церкви клевещет на российскую и советскую историю, требует дальнейшего переименования улиц, городов, в частности убрать имя Разина, Пугачева, Халтурина, окрестив их "откровенными бандитами и террористами" ("Независимая газета, 27.03. 2008 г.) Тезис "партия и религия" следовало бы выразить следующим образом: "Партия выступает за фактическое отделение церкви от государства, школы – от церкви, гарантирует уважительное отношение к религии и к верующим, а равно право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, не допускать использование религии в политических целях".

Из текста Программы нужно убрать тезис о значительном деформировании в Советском Союзе принципа социализма: "От каждого – по способностям, каждому – по труду". Уравниловка во время Советской власти – это злостная выдумка вражеской пропаганды. Да, были отдельные отступления. И не более. Именно благодаря советской власти, соблюдению этого принципа в СССР не было нищих, коих сейчас миллионы, расслоения общества на богатых и бедных, раскрывались в полной мере способности и талант людей труда.

Важно, чтобы в Программе было записано требование не только о прекращении очернения российской и советской истории, но и "очищение сознания людей от напластованной лжи, ибо без этого невозможно реально вовлечь миллионы людей в борьбу за социализм".

И о классовой структуре общества. Весьма сложный и запутанный вопрос. И все-таки я рискну высказать свое суждение. Программа не может быть без анализа классового состава общества, политической расстановки классов, их борьбы.

С учетом изменений в обществе в Программе правильно изложена позиция КПРФ по отношению к рабочему классу как своей главной социальной базе. Но надо указать и другие классы. Согласно ленинским критериям о том, что такое "общественный класс", по моему мнению, в обществе существуют класс крестьян и малых предпринимателей, класс народной интеллигенции и класс крупной буржуазии, эксплуатирующей трудящихся. Два первых класса – наши возможные союзники в борьбе за народовластие, социалистический путь развития, союзное государство братских народов.

Всякого рода другие классовые структуры современного общества, как-то "средний класс", "класс – пролетариат знаний" есть прикрытие эксплуататорской сущности буржуазного общества, попытка растворения в обществе рабочего класса и его союзников.

Опубликованный проект новой редакции Программы, подготовленный комиссией ЦК КПРФ, заслуживает одобрения. Можно не сомневаться, что после обсуждения в партии и в обществе и его доработки он станет мощным орудием борьбы за социализм.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме