21:30 11.04.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Запрос депутата Госдумы Коломейцева Н.В. в Правительство РФ «О состоянии тракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения в РФ, энерговооруженности сельского хозяйства РФ и их влиянии на продовольственную безопасность страны»

Председателю Правительства

Российской Федерации

В.А. Зубкову

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Виктор Алексеевич!

Коломейцев Николай Васильевич

Сельское хозяйство России, имея огромный потенциал земельных угодий, освоенных большим трудом предыдущих поколений россиян, с середины 90-х годов, слабо их используют для получения недостающего продовольствия.

За 17 лет площадь пашни сократилась на 16 млн. га. Это практически весь прирост пашни, который был обеспечен героическим трудом целинников в 1954-1957 гг.

Происшедшее сокращение на 40,4 млн. га посевов сельскохозяйственных культур не окупается некоторым увеличением их урожайности. Объемы производства продукции растениеводства в целом к уровню 1990 г. сократились почти на 30%. Это побудило увеличение импорта продовольствия животноводческой группы. Оно в балансе продуктов сегодня превышает 45% (его ежегодно закупается более чем на $22-26 млрд.).

Введение в оборот неиспользуемой пашни и оптимизация посевов сельскохозяйственных культур позволит даже при достигнутом уровне ее продуктивности увеличить ежегодно производство зерна на 35-36 млн. тонн (его цена на мировом рынке более $10 млрд.), кормов – на 20-25 млн. тонн (достаточно для производства 2-2,5 млн. тонн мяса крупного рогатого скота) и т.д. Это позволит остановить импорт продовольствия.

Основной причиной указанных негативных процессов является невозможность сельского хозяйства поддерживать парк машин на необходимом количественном и качественном уровне. Парк машин к уровню 1990 г. уменьшился более чем наполовину.

В 2007 г. объем товарной продукции сельхозмашиностроения в России составил всего 52,4 млрд. рублей (в том числе запасные части – 7,3 млрд.рублей).

При том, что импорт сельхозтехники свыше – 60 млрд. рублей, экспортируем металлопрокат, создаем за рубежом рабочие места и завозим даже простейшие машины (такие как, бороны).

Производительность труда на ведущих фирмах мира в 10-20 раз выше, чем в отечественном сельхозмашиностроении.

Так, во Франции объем производства в аналогичной отрасли 3,5 млрд. евро на 22 тыс. работающих (5,5 млн. рублей в год на 1 работающего); в корпорации «AGCO» – 5,5 млрд. долларов на 12,8 тыс. работающих (10,6 млн. рублей в год); в России – 580 тыс. рублей в год на 1 работающего.

Общеизвестно и научно подтверждено, что для эффективной работы агропромышленного комплекса России необходимо не менее 1 млн. тракторов средней мощностью минимум 250 л.с., комбайнов не менее        500 тыс. штук. Однако по государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., предусмотрено приобретение:

1.     Тракторов – 176 тыс.шт. Это количество явно недостаточно, при том что на 2007 г. в парке имеется – 478 тыс.шт., из них к списанию – 335 тыс.шт.

Следовательно на 2012 г. останется в парке 179 тыс.шт.

2.     Зерноуборочных комбайнов – 55,4 тыс.шт. Имеется в парке – 129 тыс.шт. – из них подлежит к списанию в ближайшее время 90 тыс.шт.

Следовательно на 2012 г. останется в парке 34,6 тыс.шт.

Необходимо предусмотреть приобретение за 5 лет как минимум: тракторов – 359 тыс.шт., зерноуборочных комбайнов – 90 тыс.шт.

Предусмотрена явно недостаточная энергообеспеченность:

2008 г. – 134 л.с. – 2012 г. – 168 л.с. При том, что по техническим нормам необходимо – 350 л.с. В 1990 г. было – 250 л.с.; Е.С. – 544 л.с.; Германия – 476 л.с.

Российские сельхозтоваропроизводители предпочитают приобретать более мощную, более производительную технику: тракторы – 300-500 л.с., зерноуборочные комбайны – 300 и выше л.с.

Из реализованных 35910 тракторов на рынке Российской Федерации в 2007 году, для АПК предназначено 16700 тракторов, из которых отечественного производства 7452. Зерноуборочные комбайны, из 7162 приобретенных для АПК, отечественные – 4542 и 2620 импорт.

В нынешнем году завершается реализация Плана мер по развитию сельскохозяйственного машиностроения, утвержденного Правительством Российской Федерации в марте 2006 года. Бесспорно, принятие данного документа стало знаковым событием – долгие годы сельхозмашиностроение находилось в забвении, и не пользовалось вниманием со стороны органов государственной власти.

В тоже время, несмотря на обширный перечень утвержденных Правительством России первоочередных мер, целый ряд жизненно важных вопросов, требующих скорейшего рассмотрения, по-прежнему остаются нерешенными.

О необходимости обновления основных фондов предприятий сельскохозяйственного машиностроения неоднократно говорили на самых разных уровнях. Озабоченность объяснима – сегодня износ основных фондов достиг критической цифры – 90%. А вот ежегодное обновление технологического оборудования в сельхозмашиностроении не превышает 1-2% и осуществляется исключительно за счет собственных средств.

Созданию новейших машин зачастую мешает банальный низкий технический уровень оборудования и технологий производства машин.

Станкостроение – начало любой отрасли машиностроения за годы реформ в России в значительной мере утратило свой потенциал и требует первоочередного возрождения.

В этой связи необходимо принять решения о государственной поддержке в части субсидирования процентных ставок на техническое перевооружение машиностроения, о снижении ставки страхового тарифа для предприятий сельскохозяйственного машиностроения с 5% до 2,5% и отмене льгот по уплате таможенных платежей при импорте сельхозтехники в качестве вклада в уставный капитал, а также о бюджетном финансировании опытно-конструкторских работ при создании техники нового поколения (не менее 60% затрат). Данный механизм позволит российским предприятиям сельскохозяйственного машиностроения повысить свой технический уровень и удовлетворить потребности российских сельхозтоваропроизводителей в качественной и высокопроизводительной технике.

Кроме того, не понятна логика принятия решений государственными ведомствами в применении защитных механизмов от засилья импортной продукции. В частности, до сих пор нет вразумительного ответа на вопрос – почему и на каких основаниях иностранными компаниям российскими органами государственной власти создаются преференции на внутреннем рынке?!

К примеру, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, в чьи обязанности входит введение защитных механизмов в случае возросшего импорта продукции, напротив, лоббирует интересы зарубежных производителей, заведомо ставя в неравные условия аналогичные отечественные компании. Под давлением США, МЭРиТ выступило инициатором отмены действующей ранее (до 30 июня 2007 года) специфической составляющей ввозной таможенной пошлины (в размере 100 евро за 1 кВт мощности двигателя) на зерноуборочные комбайны.

В результате недальновидной политики экономического ведомства, импорт новых комбайнов вырос в два раза, участились случаи занижения таможенной стоимости (потери федерального бюджета в августе 2007 года – январе 2008 года превысили 258 млн.рублей), а доля производства российских машин на внутреннем рынке сократилась на 8%.

Такая позиция Минэкономразвития России в области внешнеэкономической политики и слепое следование обещаниям американской стороне в обмен на якобы возможное вступление России в ВТО, лишний раз свидетельствует не только об отсутствии механизмов защиты отечественного рынка, сколько о намеренных действиях, в результате которых российской экономике был нанесен ощутимый ущерб.

За последние годы в Россию завезены зерноуборочные комбайны пятидесяти различных зарубежных фирм, что в ближайшие годы создаст серьезные финансовые проблемы по их обслуживанию, т.к. унификация запасных частей отсутствует.

Прошу Вас рассмотреть возможность разработки и принятия Федеральной целевой программы или целевого проекта по освоению залежных земель России, поскольку это отвечает первоочередным социальным целям населения страны. Это приоритетный и наименее затратный рычаг борьбы с бедностью, болезнями и с ростом цен на продовольствие.

Среди оперативных мер, требующих незамедлительного решения и в целях дальнейшего эффективного развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения прошу рассмотреть возможность продления действия в значительной мере не реализованного Плана мер по развитию сельскохозяйственного машиностроения России до 2012 года и дать поручение заинтересованным министерствам в подготовке соответствующих предложений.

Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации подготовлен и направлен на согласование в Минфин и Минэкономразвития России проект Постановления Правительства Российской Федерации о предоставлении в 2009-2011 годах субсидий российским организациям сельскохозяйственного машиностроения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009-2011 годах на техническое перевооружение на срок до  5 лет. Прошу Вас поддержать инициативу Минпромэнерго России и ускорить принятие данного Постановления.

В целях защиты российского рынка от возросшего импорта, в том числе продукции с занижением таможенной стоимости, считаю необходимым и целесообразным вернуться к ранее действовавшей на постоянной основе ставке ввозной таможенной пошлины в размере 5%, но не менее 100 евро за 1 кВт мощности двигателя.

О возможных решениях прошу проинформировать в установленном порядке.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме