21:30 11.04.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
Запрос депутата Госдумы Коломейцева Н.В. в Правительство РФ «О состоянии тракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения в РФ, энерговооруженности сельского хозяйства РФ и их влиянии на продовольственную безопасность страны»
Председателю Правительства
Российской Федерации
В.А. Зубкову
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Виктор Алексеевич!
Коломейцев Николай Васильевич |
Сельское хозяйство России, имея огромный потенциал земельных угодий, освоенных большим трудом предыдущих поколений россиян, с середины 90-х годов, слабо их используют для получения недостающего продовольствия.
За 17 лет площадь пашни сократилась на 16 млн. га. Это практически весь прирост пашни, который был обеспечен героическим трудом целинников в 1954-1957 гг.
Происшедшее сокращение на 40,4 млн. га посевов сельскохозяйственных культур не окупается некоторым увеличением их урожайности. Объемы производства продукции растениеводства в целом к уровню 1990 г. сократились почти на 30%. Это побудило увеличение импорта продовольствия животноводческой группы. Оно в балансе продуктов сегодня превышает 45% (его ежегодно закупается более чем на $22-26 млрд.).
Введение в оборот неиспользуемой пашни и оптимизация посевов сельскохозяйственных культур позволит даже при достигнутом уровне ее продуктивности увеличить ежегодно производство зерна на 35-36 млн. тонн (его цена на мировом рынке более $10 млрд.), кормов – на 20-25 млн. тонн (достаточно для производства 2-2,5 млн. тонн мяса крупного рогатого скота) и т.д. Это позволит остановить импорт продовольствия.
Основной причиной указанных негативных процессов является невозможность сельского хозяйства поддерживать парк машин на необходимом количественном и качественном уровне. Парк машин к уровню 1990 г. уменьшился более чем наполовину.
В 2007 г. объем товарной продукции сельхозмашиностроения в России составил всего 52,4 млрд. рублей (в том числе запасные части – 7,3 млрд.рублей).
При том, что импорт сельхозтехники свыше – 60 млрд. рублей, экспортируем металлопрокат, создаем за рубежом рабочие места и завозим даже простейшие машины (такие как, бороны).
Производительность труда на ведущих фирмах мира в 10-20 раз выше, чем в отечественном сельхозмашиностроении.
Так, во Франции объем производства в аналогичной отрасли 3,5 млрд. евро на 22 тыс. работающих (5,5 млн. рублей в год на 1 работающего); в корпорации «AGCO» – 5,5 млрд. долларов на 12,8 тыс. работающих (10,6 млн. рублей в год); в России – 580 тыс. рублей в год на 1 работающего.
Общеизвестно и научно подтверждено, что для эффективной работы агропромышленного комплекса России необходимо не менее 1 млн. тракторов средней мощностью минимум 250 л.с., комбайнов не менее 500 тыс. штук. Однако по государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., предусмотрено приобретение:
1. Тракторов – 176 тыс.шт. Это количество явно недостаточно, при том что на 2007 г. в парке имеется – 478 тыс.шт., из них к списанию – 335 тыс.шт.
Следовательно на 2012 г. останется в парке 179 тыс.шт.
2. Зерноуборочных комбайнов – 55,4 тыс.шт. Имеется в парке – 129 тыс.шт. – из них подлежит к списанию в ближайшее время 90 тыс.шт.
Следовательно на 2012 г. останется в парке 34,6 тыс.шт.
Необходимо предусмотреть приобретение за 5 лет как минимум: тракторов – 359 тыс.шт., зерноуборочных комбайнов – 90 тыс.шт.
Предусмотрена явно недостаточная энергообеспеченность:
2008 г. – 134 л.с. – 2012 г. – 168 л.с. При том, что по техническим нормам необходимо – 350 л.с. В 1990 г. было – 250 л.с.; Е.С. – 544 л.с.; Германия – 476 л.с.
Российские сельхозтоваропроизводители предпочитают приобретать более мощную, более производительную технику: тракторы – 300-500 л.с., зерноуборочные комбайны – 300 и выше л.с.
Из реализованных 35910 тракторов на рынке Российской Федерации в 2007 году, для АПК предназначено 16700 тракторов, из которых отечественного производства 7452. Зерноуборочные комбайны, из 7162 приобретенных для АПК, отечественные – 4542 и 2620 импорт.
В нынешнем году завершается реализация Плана мер по развитию сельскохозяйственного машиностроения, утвержденного Правительством Российской Федерации в марте 2006 года. Бесспорно, принятие данного документа стало знаковым событием – долгие годы сельхозмашиностроение находилось в забвении, и не пользовалось вниманием со стороны органов государственной власти.
В тоже время, несмотря на обширный перечень утвержденных Правительством России первоочередных мер, целый ряд жизненно важных вопросов, требующих скорейшего рассмотрения, по-прежнему остаются нерешенными.
О необходимости обновления основных фондов предприятий сельскохозяйственного машиностроения неоднократно говорили на самых разных уровнях. Озабоченность объяснима – сегодня износ основных фондов достиг критической цифры – 90%. А вот ежегодное обновление технологического оборудования в сельхозмашиностроении не превышает 1-2% и осуществляется исключительно за счет собственных средств.
Созданию новейших машин зачастую мешает банальный низкий технический уровень оборудования и технологий производства машин.
Станкостроение – начало любой отрасли машиностроения за годы реформ в России в значительной мере утратило свой потенциал и требует первоочередного возрождения.
В этой связи необходимо принять решения о государственной поддержке в части субсидирования процентных ставок на техническое перевооружение машиностроения, о снижении ставки страхового тарифа для предприятий сельскохозяйственного машиностроения с 5% до 2,5% и отмене льгот по уплате таможенных платежей при импорте сельхозтехники в качестве вклада в уставный капитал, а также о бюджетном финансировании опытно-конструкторских работ при создании техники нового поколения (не менее 60% затрат). Данный механизм позволит российским предприятиям сельскохозяйственного машиностроения повысить свой технический уровень и удовлетворить потребности российских сельхозтоваропроизводителей в качественной и высокопроизводительной технике.
Кроме того, не понятна логика принятия решений государственными ведомствами в применении защитных механизмов от засилья импортной продукции. В частности, до сих пор нет вразумительного ответа на вопрос – почему и на каких основаниях иностранными компаниям российскими органами государственной власти создаются преференции на внутреннем рынке?!
К примеру, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, в чьи обязанности входит введение защитных механизмов в случае возросшего импорта продукции, напротив, лоббирует интересы зарубежных производителей, заведомо ставя в неравные условия аналогичные отечественные компании. Под давлением США, МЭРиТ выступило инициатором отмены действующей ранее (до 30 июня 2007 года) специфической составляющей ввозной таможенной пошлины (в размере 100 евро за 1 кВт мощности двигателя) на зерноуборочные комбайны.
В результате недальновидной политики экономического ведомства, импорт новых комбайнов вырос в два раза, участились случаи занижения таможенной стоимости (потери федерального бюджета в августе 2007 года – январе 2008 года превысили 258 млн.рублей), а доля производства российских машин на внутреннем рынке сократилась на 8%.
Такая позиция Минэкономразвития России в области внешнеэкономической политики и слепое следование обещаниям американской стороне в обмен на якобы возможное вступление России в ВТО, лишний раз свидетельствует не только об отсутствии механизмов защиты отечественного рынка, сколько о намеренных действиях, в результате которых российской экономике был нанесен ощутимый ущерб.
За последние годы в Россию завезены зерноуборочные комбайны пятидесяти различных зарубежных фирм, что в ближайшие годы создаст серьезные финансовые проблемы по их обслуживанию, т.к. унификация запасных частей отсутствует.
Прошу Вас рассмотреть возможность разработки и принятия Федеральной целевой программы или целевого проекта по освоению залежных земель России, поскольку это отвечает первоочередным социальным целям населения страны. Это приоритетный и наименее затратный рычаг борьбы с бедностью, болезнями и с ростом цен на продовольствие.
Среди оперативных мер, требующих незамедлительного решения и в целях дальнейшего эффективного развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения прошу рассмотреть возможность продления действия в значительной мере не реализованного Плана мер по развитию сельскохозяйственного машиностроения России до 2012 года и дать поручение заинтересованным министерствам в подготовке соответствующих предложений.
Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации подготовлен и направлен на согласование в Минфин и Минэкономразвития России проект Постановления Правительства Российской Федерации о предоставлении в 2009-2011 годах субсидий российским организациям сельскохозяйственного машиностроения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009-2011 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет. Прошу Вас поддержать инициативу Минпромэнерго России и ускорить принятие данного Постановления.
В целях защиты российского рынка от возросшего импорта, в том числе продукции с занижением таможенной стоимости, считаю необходимым и целесообразным вернуться к ранее действовавшей на постоянной основе ставке ввозной таможенной пошлины в размере 5%, но не менее 100 евро за 1 кВт мощности двигателя.
О возможных решениях прошу проинформировать в установленном порядке.Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
8 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |