18:30 07.04.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И.Кашин о неотложных мерах по обеспечению воспроизводства минерально-сырьевой базы
В начале апреля 2008 года в Москве состоялся очередной Энергетический форум и Пятая международная выставка "Недра-2008. Изучение. Разведка. Добыча", на которых были представлены достижения в области геологического изучения недр. Следует отметить снижение уровня представительства и, как следствие, качества указанного форума и выставки в сравнении с прежними годами.
Кашин Владимир Иванович заместитель Председателя Президиума ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ). |
К сожалению, многие проблемы развития топливно-энергетического комплекса обостряются в связи с сокращением разведанных запасов нефти, газа и других полезных ископаемых.
Отметим, что созданная в советский период минерально-сырьевая база по объемам и комплексу полезных ископаемых полностью покрывала потребности народного хозяйства на долгосрочную перспективу. Труженики геологической отрасли экономики страны выполняли не только работы по разведке и передаче в эксплуатацию ранее открытых месторождений полезных ископаемых, но и выявляли уникальные месторождения в новых регионах. Например, в этот период были открыты, разведаны и переданы в эксплуатацию уникальные месторождения полезных ископаемых на Курской магнитной аномалии (магнетитовые кварциты), в Волго-Уральской и Западно-Сибирской провинциях (нефть и природный газ), в Восточной Сибири (каменный уголь, алмазы, руды никеля и благородных металлов), на Кольском полуострове (апатиты).
Оценку результатов работы геологической отрасли страны прежде определяли по достигнутым объемам прироста запасов ликвидных полезных ископаемых, оказывающих непосредственное влияние на развитие экономики страны.
По каким же критериям проводится оценка работ по геологическому изучению недр в настоящее время? Оказывается, - по суммарной глубине пробуренных разведочных и разведочно-эксплуатационных скважин!!!
По этому же параметру ведётся оценка прироста полезных ископаемых… Например, в нефтедобыче укоренился такой оптимистичный расчетный параметр прироста запасов нефти как 180 тонн в год на один метр разведочной скважины.
Это означает, что нефте- и газодобывающие компании, осуществляя в последние три года бурение разведочно-эксплуатационных на нефть в объеме 1 млн. метров, обеспечили годовой прирост ее запасов количестве 180 млн. тонн.
Об участии государства в финансировании работ по геологическому изучению недр в динамике можно судить по следующим данным. Расходы федерального бюджета на проведение геологоразведочных работ составили: в 2000 г. - 8 054,7 млн., 2001 г. - 5 792,5 млн., 2002 г. - 7 323,9 млн., 2003 г. - 6 940,4 млн., 2004 г. - 5 317,4 млн., 2005 г. - 10 719,6 млн., 2006 г. - 16 373,4 млн., 2007 г. - 19 886,8 млн. рублей. По экспертным оценкам такой объем расходов - это от 3,5 (2004 г.) до 13,3 % (2007 г.) потребности. На период 2008-2010 годы предусмотрены затраты на эти цели в объемах: 2008 г. - 21 975,2 млн., 2009 г. - 22 407,3 млн., 2010 г. - 22 407,3 млн. рублей.
Приведенные данные о финансировании геологоразведочных работ из федерального бюджета свидетельствуют о том, что власть не озабочена состоянием минерально-сырьевой базы, равно как и темпами прироста запасов минерального сырья.
Какие же объемы геологоразведочных работ выполнены в последние годы и что в итоге получили добывающие компании и государство?
В 2006 году в целом по стране добыто нефти и газа практически столько же, сколько в 1991-м. Нефти добыли на 3 миллиона тонн больше, газа на 2,5-3 миллиарда кубометров меньше, то есть практически вернулись на уровень 91-го.
А что у нас произошло с геологоразведкой? В 1991 году пробурено 4 млн. 300 тыс. метров и прирастили запасы нефти в 1,8 раза больше добычи, газа – в три раза больше, чем добыли. А в 2006 году осуществлено бурение разведочных и разведочно-эксплуатационных скважин в объеме 1,32 млн. метров и прирастили запасы всего на 50 процентов, в 2007 году пробурено таких скважин лишь 1 млн. метров и прирастили запасы не более чем на 40 процентов по отношению к добытому объему. Важно отметить, что за 2007 год пробурено в 1,2 раза меньше, чем за самый провальный 1995 год.
По самым оптимистичным оценкам прирост запасов нефти в последние годы составлял 200-250 млн. тонн при добыче около 500 млн. Вот такую, с позволения сказать, мы имеем "компенсацию"…
К началу 2006 года объем запасов нефти промышленных категорий уменьшился по сравнению с 1988 годом в целом по стране на 20%, а по Западной Сибири – на 30%. Темпы сокращения запасов во времени возрастают…
Таким образом, минерально-сырьевая база страны, начиная с 1990 года, тает на глазах у беспомощной власти… Практически по всем видам минерального сырья. Не говоря уже о стратегических.
По оценкам западной классификации из 12 стран, обладающих 90% мировых запасов нефти, Россия занимает «почетное» предпоследнее (11-ое) место по обеспеченности доказанными запасами. А вот обеспеченность России запасами нефти по западной классификации еще ниже, она составляет всего 17 лет.
В какой же ситуации окажется Россия с её холодной зимой, её граждане, проживающие в России, после 2025 года? Результаты воспроизводства углеводородов в последние 15 лет не подтверждают факт озабоченности власти вероятной трагедией народа…
Но это далеко не вся правда и вряд ли мы сегодня её услышим.
Беда в нефтедобыче заключается ещё и в том, что траектория нефтеотдачи месторождений непрерывно снижается: с 50% в 1950 году до 28% в 2006-ом… Оставшиеся в недрах запасы нефти исправно списываются и снимаются с баланса, начиная с первой нефтяной скважины. За период нефтедобычи в России, по данным научных учреждений, эти потери составляют более 14 млрд. тонн, что равнозначно потере потенциала добычи нефти в объеме не менее 200-240 млн. тонн в год.
В итоге страна попала в нефтяную ловушку, устроенную властью. Ведь власть сама ушла из сферы геологического изучения недр, приняв Закон Российской Федерации «О недрах». В соответствии с этим Законом государство освободило себя от такого бремени в надежде, что недропользователи сами будут вынуждены заниматься поиском, оценкой и разведкой месторождений полезных ископаемых. В период с 1995 по 2000 год, когда система лицензирования базировалась на конкурсах, был ещё шанс выбрать претендента из числа профессиональных организаций, то есть профессионально занимающимся своим делом.
С 2002 года, под давлением Минфина, в массовом порядке состоялся переход на аукционную систему доступа к недрам. Довод – один: рост доходов федерального бюджета от разовых платежей. И это так! Однако, за период внедрения аукционов практически исчерпан перечень месторождений полезных ископаемых с доказанными запасами таковых. Сегодня по ликвидным видам полезных ископаемых выставляются, по существу, не участки, а площади с предполагаемыми ресурсами и неизвестной локализацией полезных ископаемых. В итоге геологразведочные работы на таких площадях не ведутся, другие участники к ведению работ не допускаются, фронт геологоразведочных работ сужается. При аукционной форме доступа к недрам, при которой основным мерилом являются деньги, производство геологоразведочных работ, равно как и социальные проблемы соответствующего района, не являются условиями договора на пользование участками недр.
Такой результат с воспроизводством минерально-сырьевой базы, как видите, получен не случайно.
Если вести разговор по существу, то в настоящее время выполнять серьезные геогоразведочные работы НЕКОМУ и НЕЧЕМ.
Российская геологоразведка, как отрасль экономики, уже не существует. Если в 1990 г. численность 78 крупных геологических организаций на территории РСФСР составляла 480 тысяч человек, в том числе 176 тысяч специалистов, 560 докторов и 1630 кандидатов наук, то современная геологическая служба состоит из 112 тысяч человек в 1015 предприятиях.
В 1992 г., накануне приватизации, в геологоразведочной отрасли было 32 НИИ, 10 заводов, 38 центральных и 450 полевых лабораторий, 1200 буровых установок на нефть и газ и 4200 - на другие виды полезных ископаемых.
В связи с упразднением государственной и отраслевой отчетности полные сведения о технической и технологической вооруженности в настоящее время отсутствуют. По различным данным в 2007 г. на геологоразведочных работах было задействовано не более 200 буровых установок нефтяного ряда и не более 700 - на другие полезные ископаемые. Большинство оставшихся буровых станков в ближайшие годы подлежат списанию. Станочный парк пополняется в основном импортом.
В плачевном состоянии находятся технические средства, ремонтные мощности и лаборатории предприятий, выполняющих общегеологические и поисковые работы на твердые полезные ископаемые, а также работы по федеральному заказу.
Обостряется проблема кадров; все отраслевые учебно-курсовые комбинаты по подготовке квалифицированных рабочих упразднены. Средний возраст работающих на полевых работах 45-50 лет, что на 10-15 лет выше прежнего. Растет число работающих пенсионеров (до 25-30%). Реальная обстановка в поисковой геологии такова, что без принятия радикальных мер через 5 – 7 лет работать в этом секторе отрасли будет уже некому.
За последние годы Росимущество в государственном секторе геологической службы ликвидировало 39 предприятий, реорганизовало 35, перепрофилировало 3, приватизировало или включило в программу приватизации на 2008 год - 89 предприятий. В ведении Роснедра осталось всего 26 предприятий и учреждений. Единая структура архивации и хранения геологической информации «Росгеолфонд» раздроблена, территориальные подразделения выведены и включены в структуры других органов власти.
В геологии остались считанные научные коллективы, способные генерировать новые знания о недрах планеты; практически прекратились НИОКР в области новой буровой и горнодобывающей техники, геофизической аппаратуры, приборов, программного обеспечения.
Таким образом, и имеющиеся производственные и технические мощности недостаточны для выполнения требуемых объемов геологоразведочных работ, а существующая организационная структура и ее полномочия не соответствуют задачам комплексного геологического изучения недр.
Напрашивается исконный вопрос: «Что делать?».
1. При нынешнем состоянии геологической службы (отраслью её не назовёшь, язык не поворачивается) необходимо, не ожидая обновления законодательства о недрах, принять неотложные меры по воссозданию государственной геологической службы, имея в виду, что государство обязано заботиться о геологическом изучении недр, разведке богатств этих недр, находящихся ещё в государственной собственности, и последующей передаче разработки их в руки дееспособных национально ориентированных компаний.
Государственная геологическая служба, осуществляющая государственные задания, должна иметь приоритетное право на ведение геологического изучения недр по всем видам полезных ископаемых и в полной мере отвечать за результаты своей работы.
Одновременно следует реализовать меры по организационному, техническому, финансовому, правовому, хозяйственному и кадровому обеспечению этой службы, отвечающие самым современным достижениям науки и техники. Заработная плата полевых геологов, геофизиков, гидрогеологов и других специалистов геологической службы должна быть не ниже заработной платы банковских наёмных работников. Эта категория специалистов, работающих в неосвоенных районах Сибири, Дальнего Востока, в территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, должна освобождаться от подоходного налога, иметь необходимые бытовые условия и возможность ежегодно отдыхать на лучших курортах страны.
Понимаю, что даже при идеальной работе по воссозданию государственной геологической службы отдача может быть получена не ранее, чем через 5 лет. Если учесть, что на освоение нового месторождения потребуется ещё не менее 15 лет, то на реальную отдачу от вложенных средств в геологическое изучение недр можно рассчитывать лет через 20.
2. В нынешней ситуации, вероятней всего, надо следовать советам науки о массовом внедрении современных методов повышения нефтеотдачи не только разрабатываемых месторождений, но брошенных после извлечения «сливок» с отдачей пласта от 25 до 30 %. Иначе уже в ближайшей перспективе всеобщей беды в масштабах государства не избежать.
По другому ликвидному минеральному сырью знаком ответственной работы должна быть полная выработка промышленных запасов полезных ископаемых по каждому месторождению.
3. Отмеченные и высказанные здесь посылки по обеспечению необходимых темпов проведения геологического изучения недр должны быть реализованы в форме законодательных и нормативных актов, а также ведомственных нормативных документов.
Не затрагивая другие болевые точки геологоразведочных работ, считал бы необходимым внести в Закон Российской Федерации «О недрах» и другие федеральные законы следующие принципиальные изменения:
1) образование единого государственного заказчика геологоразведочных работ по отдельным регионам с мощной системой контроля за производством геологоразведочных работ и их приёмки;
2) упрощение процедуры выдачи лицензии на геологическое изучение участков недр специализированным геологическим организациям;
3) создание возможности продления срока геологического изучения участков недр;
4) отмена ограничений геологического изучения по глубине и предоставление права на разведку и добычу нефти без проведения конкурсов и аукционов нижележащих залежей, открытых пользователем недр;
5) упрощение процедуры оформления факта открытия месторождения полезных ископаемых и закрепление в законодательном акте права первооткрывателя на разработку такого месторождения;
6) упрощение процедуры отвода земель под объекты геологоразведочных работ в новых районах. Рассмотреть возможность отвода земель во временное пользование с обязательной их рекультивацией в процессе выполнения указанных работ;
7) приоритетное предоставление права пользования участками недр для их геологического изучения по отдельным видам полезных ископаемых компаниям, осуществляющим геологоразведочные работы и обеспечивающим воспроизводство минерально-сырьевой базы;
8) ограничение доступа иностранным и транснациональным компаниям к ведению работ по геологическому изучению недр.
Считаю, что воссоздание государственной геологической службы, окруженной вниманием общества, – это необходимое условие для развития экономики страны в ближайшей перспективе и выживания народа в современной России, это необходимый шаг к обеспечению её национальной безопасности.
Полагаю, что одной из неотложных задач нынешней геологической службы является организация мониторинга подземных вод в связи с истощением ресурсов подземных вод питьевых горизонтов и реальной угрозой "водного голода" населения в густонаселенных регионах страны. Одной из первоочередных задач государственной геологической службы следует признать необходимость проведения поиска и разведки месторождений стратегических полезных ископаемых (урановые, марганцевые, медные, оловянные руды и другие).
В заключение считаю полезным обратить внимание руководства Министерства природных ресурсов России на необходимость экономного, рачительного использования запасов сильвинита и фосфоритов, регулирования их добычи и прекращение выдачи лицензий на разработку новых месторождений этих полезных ископаемых. Нельзя не учитывать, что углеводороды – невозобновляемый ресурс, что уже в ближайшей перспективе сильвинит и фосфориты превратятся в катализатор производства сельскохозяйственных культур – новый, альтернативный вид энергоресурсов.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме