02:30 06.04.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Валентина Бибикова, депутат Красноярского ЗСК - "Передовые идеи макаренковской педагогики " К 120-летию со дня рождения А.С.Макаренко

– Валентина Васильевна, прошедшие недавно в крае Юбилейные макаренковские чтения, посвящённые 120-летию со дня рождения А. С. Макаренко – это только вежливость со стороны педагогической общественности?

– Не думаю. Скорее осознание необходимости в воспитательном процессе педагогической системы Антона Семёновича. Его достаточно ругали и при жизни, и после смерти, но прошли годы, преданы забвению надуманные методы воспитания, а опыт Макаренко востребован до сих пор.

В марте 2006 г. на базе Канской воспитательной колонии прошли первые педагогические чтения по инициативе директора Валентины Анатольевны Карапчук, а 12–13 марта 2008 г. – вторые.

 – По сути своей его «Педагогическая поэма» действительно ПОЭМА воспитания ЧЕЛОВЕКА.

– А. Макаренко верил в человеческое возрождение детей, морально искалеченных, и заставлял верить ИХ в себя лучшего, в того, кем он может стать. Антон Семенович не уставал подчеркивать, что его педагогика не для перевоспитания, а для воспитания.

Он начинал учителем на Украине в маленькой железнодорожной школе. В 1916 г. призван в армию, но уже через полгода, в 1917 г., комиссован по близорукости. Революцию принял спокойно, особых симпатий ни к красным, ни к белым не питал. Его младший брат Виталий, офицер деникинской контрразведки, одно время работал вместе с Антоном, потом эмигрировал во Францию, продолжая интересоваться делами Макаренко до его смерти в 1939 году.

Надо сказать, пришедшие к власти большевики первым делом приняли Положение о единой трудовой школе. Поставленная задача о соединении обучения с производительным трудом полностью совпадала с представлением Макаренко о всесторонне развитом человеке, о смысле педагогического труда. Идея всесторонне развитой личности была осмеяна, освистана, оболгана в 90-е, в годы перестройки, как идея ненавистных коммунистов.

 – Хотя идея стара, как мир, и принадлежит древним грекам. Тяга Антона Семёновича к военной символике тоже не очень-то принималась педагогами старой школы.

– Да, но это его не смущало, как и жестокая борьба Антона Семёновича с педологией, например.

Военный стиль в его мышлении скорее всего – от детского увлечения историей жизни полководца А. В. Суворова, от его книги «Наука побеждать». «Военизацию» привнёс в школу вернувшийся с фронта Виталий, который одно время работал учителем физкультуры. Антон Семёнович видит, как дети увлечены военной эстетикой и романтикой, как это дисциплинирует учеников, и берет в свой педагогический арсенал

Теперь воспитание по-макаренковски – не воспитательное мероприятие, а борьба, битва, штурм. Цель – победа той жизненно важной задачи, проблемы, этапа, обретение опыта борьбы и созидания. Позже Антон Семёнович скажет: «Оденьте коллектив в форму – и он наполовину в ваших руках».

 Возглавив в 1920 году Полтавскую трудовую школу, а вернее, колонию малолетних преступников, Макаренко начал путь труднейшего социального служения. В срочной помощи нуждались выброшенные жизнью на улицу дети, маленькие зверёныши, сбивающиеся в стаи, чтобы выжить. Спустя годы Антон Семёнович напишет, что нет малолетних правонарушителей, а есть дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и что на их месте он был бы таким же. Тогда это понимали немногие. Как и главный принцип педагогики Макаренко – УВАЖЕНИЕ к воспитаннику за его социальные достижения и качества.

 – Макаренко – личность яркая, кто спорит. Но ведь он не единственный талантливый педагог.

– Разумеется. Он работал в ряду тех, кто искал, как создать образцовую школу, в которой бы без ущерба воспитанию присутствовал производительный труд. Луначарский в своей Декларации призывал к развитию личности в КОЛЛЕКТИВЕ. До 1923 г. Макаренко оперирует словами «община» и «коммуна», а позже – «коллектив», «социализм», потому что он растил и воспитывал борцов за социализм.

 Болшевская коммуна в Подмосковье тоже была знаменита своими достижениями в воспитании.

 С 1918 по 1920 годы в стране было создано 178 школ-коммун, в том числе одна школа – в Енисейской губернии, в Красноярске. Она открылась в память борцов, погибших за советскую власть. Туда брали не только круглых сирот, но и детей партийных и советских работников, которые месяцами без устали мотались по краю. К сожалению, сведений об этой коммуне недостаточно сохранилось, известно только, что при школе были столярная мастерская, жестяная, швейная. Коммунары летом работали на полях, на пасеке, на огородах, заготавливали себе пропитание. Школьные коммуны прекратили своё существование в 1926 году, по стране прошла реорганизация, и на смену пришли трудовые коммуны.

Двадцатые годы называют золотым веком советской педагогики.

 – Чем, по-вашему, Валентина Васильевна, советская педагогика отличается от западной?

– Западная предлагает социализировать ребёнка, ПРИСПОСОБИТЬ его к среде. А советская – воспитывала борцов за социализм, людей, которые СПОСОБНЫ к преобразованию. Я считаю, невольная оценка советской педагогике была дана врагом страны, немецким офицером в фильме – ремейке «Молодая гвардия», когда офицер, потрясённый феноменом молодогвардейцев, умеющих сопротивляться без руководства старших, говорит: »Народ, который способен к самоорганизации, непобедим!». Вот эта самоорганизация и была душой школьного самоуправления и жизни 20–30-х годов, где детей учили самоуправляться и самоорганизовываться.

 – Говорят, педагогика – наука консервативная. Ещё несколько веков назад поняли, что воспитание надо начинать, пока дитё поперёк лавки умещается, а до сих пор всё сшибают лбы в поисках универсальных методов.

– Более универсальную, чем педагогика Макаренко, трудно найти. Сегодня большинство семей не в состоянии заниматься воспитанием своих детей, так как они заняты проблемами выживания. Нет помощи государства таким семьям, как было в советское время. Есть попытки создать общественные организации, но в них отсутствует единый стержень, который был у Макаренко. Руководители Болшевской колонии, например, переодевались в тряпьё, внедрялись в сообщества малолетних преступников и изучали иерархию взаимоотношений беспризорников. И КОГДА ПОНЯЛИ их психологию, тогда выстроили свои взаимоотношения с воспитанниками.

Не на подавление личности был расчёт, а на РАСКРЫТИЕ ЛИЧНОСТИ.

Вообще система образования России сохранилась, устояла, но очень уязвима. Современной педагогике очень мешает идеологическая зашоренность. Неправы те, кто считает педагогику Макаренко педагогикой прошлого. Как считал Сухомлинский, это педагогика завтрашнего дня. И я с этим абсолютно согласна.

Беседовала Светлана Панина







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме