09:00 27.03.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
«Советская Россия» о том, как коммунисты в Думе развенчали «достижения» Фурсенко
Министр образования и науки Фурсенко в Думе отчитался о работе министерства в области модернизации профессионального образования. Депутаты-коммунисты быстро нашли несостыковки в бравурном отчете министра
На "правительственном часе" в Госдуме министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко знакомил депутатов с тем, как министерство модернизирует профессиональное образование. Речь главы Минобрнауки изобиловала модными терминами: инновации, нанотехнологии, научные центры, бизнес, нацпроект. Министр говорил про жизнь совсем хорошую отечественного образования.
Еще бы! Введен ЕГЭ, который, как кажется министру, "обеспечивает прозрачную систему поступления в вузы и сузы", в чем образовательное сообщество сильно сомневается.
Реализуется закон "Об уровнях образования", разделяющих вузовских выпускников на бакалавров, т. е. недоучившихся специалистов, и магистров, ожидающих приглашений за рубеж.
Новшество, тоже вызвавшее негативную реакцию вузовской элиты. Но для Фурсенко это и есть модернизация, "стандарт нового поколения", который "нужен для инновационного развития". Есть нацпроект "Образование", есть правовая основа для подготовки кадров, востребованных на рынке труда. Но кто будет управлять процессом и какая цель ставится перед теми, кто получит дипломы?
Либерал Фурсенко полагается на бизнес, в котором видит и заказчика, и софинансиста. Это, мол, сэкономит бюджет и позволит вытеснить на вторые роли "неэффективное" государство.
Прагматичному бизнесу, заинтересованному только в прибыли, достаточно бакалавров, имеющих представление, как обращаться с тем или иным оборудованием. То, что есть государственный интерес, есть наука, нуждающаяся в притоке способной молодежи, что российскому обществу нужны разносторонне образованные граждане, чтобы двигаться вперед и совершенствоваться, – эти аспекты Минобрнауки не берет во внимание.
Образовательное сообщество считает, что рано или поздно страна споткнется о либерализм фурсенковского разлива, как уже споткнулась на рыночных "новациях" 90-х годов. Их следствием стал дефицит кадров для производственных отраслей, что, по признанию министра, явилось "главным барьером к развитию инновационной экономики".
Фурсенко косвенно признал ущербность либерального подхода к образовательной системе, сказав, что в РФ в 90-е, во времена бесконтрольности, возникла система "псевдообразования".
Десятки-сотни коммерческих образовательных учреждений, созданных нередко ловкачами, желавшими не научить, а заработать, выпустили огромную армию юристов-экономистов с дипломами, но без соответствующих знаний. Теперь, дескать, приходится думать о качестве и о количестве специалистов.
Но это вовсе не означает, что министр слезет с либерального конька. Устраняя пороки 90-х, Фурсенко закладывает базу для новых перекосов и передает в руки бизнеса рычаги влияния на образовательные учреждения.
Министр "запускает" программы, "поддержанные представителями реального сектора экономики", т. е. бизнеса. Работодателям передаются функции по оценке качества образования, определению численности специалистов. Фурсенко еще планирует "расширить участие работодателей в создании стандартов, формировании перечней подготовки образовательных программ, сертификаций, квалификаций специалистов". Словом, спроси олигарха – а потом учи студентов, как прикажет денежный мешок.
Взамен Фурсенко рассчитывает на участие капиталистов в оснащении, расширении, содержании учебных заведений. Только бизнес вкладывать деньги не спешит. Он находит более дешевый выход. Нет отечественных специалистов рабочих профессий – нанимает гастарбайтеров. А профтехобразование остается на задворках.
В сохранившихся ПТУ, куда обычно приходят за рабочими профессиями дети из бедных семей, царит вопиющее нищенство.
Как поведал министру депутат фракции КПРФ Александр Куликов, на питание ребятам выделяется 33 рубля в день на человека, что в два раза меньше, чем в тюрьмах. Стипендия учащихся ПТУ – 310 руб., зарплата мастеров производственного обучения – 5-6 тыс. в месяц. "Это и есть "инновационные" стандарты Минобрнауки?" — поинтересовался депутат.
Фурсенко тут же все спихнул на регион: "организация начального профессионального образования находится в ведении субъектов РФ". Но разве с Минобрнауки снята ответственность за систему учебных учреждений в РФ? В каком законе написано, что федеральное министерство освобождено от контроля за учебным процессом регионального уровня? Что это за "модернизация"? Проекты о будущем российского образования выглядят красиво: образовательные центры, инновационные вузы, студенческие городки, жилье для преподавателей, рост зарплаты. Но обещания произносятся уже второй десяток лет. А в жизни что?
"Вопреки вашему докладу, – заметил Анатолий Локоть (КПРФ), – Общественная палата констатирует общее ухудшение образования в России, вымирание научных школ, наши вузы исключены из всемирных рейтингов. В 2006 году только Московский государственный и Ленинградский государственный университеты в международном рейтинге ЗЕС заняли, соответственно, 93-е и 194-е места, а в 2007-м наших вузов вообще не оказалось в списке. Причиной падения образовательного уровня специалисты считают коммерциализацию высшей школы".
Фурсенко: "Мой доклад – не бравурный отчет, у нас с образованием не все хорошо, у нас огромное количество проблем".
Но ни одной из них министр фактически не затронул. "У меня сложилось впечатление, что вы живете в какой-то другой стране, – не мог скрыть своих эмоций депутат Борис Кашин (КПРФ). – Знаете ли вы, какова зарплата ассистента, доцента и профессора в технических вузах Москвы? Есть ли понимание в министерстве, что необходимо принять закон о статусе профессора, как во всем мире это принято, и прекратить ту практику, когда преподаватели, профессора бесправны в отношениях с администрацией?" Фурсенко, оказывается, пользуется информацией руководителя МВТУ им. Баумана И.Б.Фёдорова, который докладывает министру, что ни один профессор у него не зарабатывает меньше 50 тыс. руб. в месяц. Надо ли понимать, что профессора, зарабатывающие меньше, – не нормальные или второго сорта?
Депутат Олег Смолин (КПРФ) сомневается, что Минобрнауки в нынешнем виде и составе способно серьезно инвестировать в будущее страны. Потому что в образование закладывается двойная система – для "белых" и для "черных". Депутат процитировал вывод социологов: "…в России образование перестало быть социальным лифтом, напротив, в отдельных секторах оно становится инструментом социального неравенства и культурного разделения".
Фурсенко "согласен с этими оценками", изменят ситуацию, по его мнению, "непопулярные меры". Сколько же их еще предложит министр? На примерах и фактах депутаты выводили его на предметный разговор.
Подвел черту О.Смолин, заместитель председателя думского Комитета по образованию и науке. Депутат признался, что с большой грустью наблюдает то, что происходит в реальной образовательной политике. Есть кое-что положительное, не негатива куда больше. О.Смолин солидарен с выводами Общественной палаты, что в РФ с 2004 года происходит не реформа, а контрреформа образования, не модернизация, а контрмодернизация. "Выстраиваются две различные системы образования, возникает образовательная сегрегация: одна система для представителей бизнеса и политической элиты, более-менее хорошая, другая – для всех остальных, какая придется".
О.Смолин привел доказательства.
Первое. Два президента говорят про человеческий потенциал.
А что в результате? Если сравнить предпоследний и последний доклады о развитии человеческого потенциала в мире, то видно, что в России этот потенциал снижается из года в год. РФ была на 55-м месте, уже опустилась на 56е; по образованию – была на 15-м месте, опустилась на 26-е.
Второе. Бюджет. Программа2020 предполагает бюджетные расходы с ростом 10–14% в год.
На самом деле в трехлетнем бюджете на все три года заложен рост примерно на 20% всего, а на полицейские структуры увеличиваются расходы на 45%.
"Если раньше говорили, что бюджет может быть выражен формулой "пушки вместо масла", теперь, видимо, – "дубинки вместо книг", – прокомментировал Смолин. Много говорится о нацпроекте. Но его финансирование, согласно бюджету 2009 года, будет сокращено в 2 раза.
Плакал нацроект!
Третье. Бюджетные места в учебных заведениях. Президент Медведев говорил публично, что государство против сокращения бюджетных мест. А за последние три года бюджетный набор сокращен на 25%. В следующем году предполагается сократить еще на 2%, а по некоторым специальностям – на 5-6%. "Кто должен отвечать за слова президента? Бюджетное образование более качественное, чем внебюджетное, а мы его сокращаем.
У нас уже сейчас меньше 40% бюджетных студентов, в Германии – более 90%, во Франции – более 80%".
Четвертое. Президент Путин говорил, что зарплата в системе образования должна быть выше, чем в среднем по стране. На самом деле в образовании зарплата увеличится только на 27%, что не покрывает даже инфляционные издержки. Интеллигенция обречена на обнищание.
О.Смолин предложил министру рассмотреть альтернативную, продуманную специалистами программу "Образование для всех". Программа предусматривает: удвоение в ближайшие три года финансирования образования; рост зарплаты в 1,5 раза за каждый год; отмену или отсрочку введения законов о ЕГЭ, бакалавризации и об автономных учреждениях; восстановление Министерства просвещения и создание под его руководством образовательных каналов и печатных изданий. "Во главе поставить человека, который был бы не человеком власти в образовании, а человеком образования при власти.
Вместо образовательной сегрегации нужно образование для всех, причем качественное", – подчеркнул О.Смолин. Фурсенко "ответил" депутату молчанием.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме