20:00 26.03.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Доклад В.И.Кашина на Международной научно-практической конференции на тему «Природоресурсное, аграрное, экологическое право»

Правовое обеспечение и защита аграрного,  природоресурсного

комплексов и экологической безопасности как одна из основных

гарантий сохранения суверенитета страны

Введение

Кашин Владимир Иванович

заместитель Председателя Президиума ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ).

За  результаты совершенно очевидных разрушительных для  природоресурсного и аграрного комплексов, а также экологии страны политических, экономических, организационных реформ с начала т.н. перестройки  свою долю ответственности несут организации и структуры, занимающиеся законодательным  и нормативно-правовым обеспечением реформирования. Это, прежде всего, Федеральное Собрание, правительство (профильные министерства и ведомства), а также организации, контролирующие выполнение законодательных актов  органы. И сегодня важно понять и оценить качественно и  количественно с какой правовой базой в интересующей нас проблематике мы сегодня работаем в условиях системного кризиса, охватившего буквально все отрасли народного хозяйства.  И как поправлять дело.

АГРАРНОЕ ПРАВО

Аграрное право призвано остановить процесс окончательного разрушения сельского хозяйства и АПК в целом и обеспечить его восстановление и развитие. Для чего необходимо на уровне Правительства РФ и Федерального Собрания РФ обеспечить  с использованием силы и авторитета законов исполнение следующих приоритетов.

  1.  Установление государственного контроля за ценами и тарифами на продукцию производственно-технического назначения и, прежде всего, на ГСМ, тепловую и электрическую энергию, все виды удобрений и средства защиты растений и  животных, а также на тракторы и сельхозтехнику.
  2. Ликвидация диспаритета цен на сельскохозяйственные и промышленные товары и установление их на уровне, обеспечивающем прибыльную работу и сельскохозяйственных и промышленных производителей. Предусмотреть ежегодную компенсацию потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей от диспаритета  цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
  3. Ежегодное целевое выделение из Федерального бюджета на прямую поддержку АПК не менее 10 % от расходной части Федерального бюджета.
  4. Срочная финансовая и материально-техническая поддержка стратегически важных отраслей: животноводства и птицеводства, способных в короткие сроки ликвидировать зависимость страны от зарубежных поставок мясной и молочной продукции. Введение моратория на поставки тех видов зарубежного продовольствия, которые могут производиться в России и быть конкурентоспособными на мировом рынке продуктов питания при принятой в мире практики государственной поддержки аграрного сектора.
  5. Обеспечение безусловного выполнения Федеральной программы «Социальное развитие села до 2010 года» с обращением особого внимания на поддержку пенсионеров, инвалидов, молодёжи, обучение и воспитание кадров сельских специалистов и их достойной оплате.
  6. Осуществить бюджетную поддержку сельскому хозяйству в 2008 году на уровне 10 % от расходной части Федерального бюджета.
  7.  Принять меры по финансовому оздоровлению предприятий агропромышленного сектора, недопущению их необоснованного и преднамеренного банкротства. При необходимости внести поправки в Федеральный закон «О банкротстве».
  8.  Подготовить и внести в Государственную Думу в первом полугодии 2008 года проект Федерального закона «Об особенностях регулирования цен на горюче-смазочные материалы и тарифов на электрическую энергию, приобретаемых сельскохозяйственными  товаропроизводителями, имея в виду ограничение роста цен на бензин и дизельное топливо в сезоны полевых работ, а также компенсацию удорожания этих ресурсов.

Все эти приоритеты, а также нормы, касающиеся сельского хозяйства из отменённых ранее законов, должны быть прописаны в проекте ФЗ «О Продовольственной безопасности», срочное принятие которого  в ближайшее время следует считать обязательным.

 

Природоресурсное  законодательство

Анализируя законотворческий процесс в области природопользования, можно сказать, что в стране происходит передача в частную собственность всех природных ресурсов России. Страна лишается своих природных богатств.

Земля России брошена на рынок

Принятие Земельного кодекса положило начало частной собственности на землю, которая для государства стала обузой. Земля-кормилица брошена на рынок, как товар.

 Все более очевидным становится, что частная собственность на землю не смогла стать движущей силой развития аграрной экономики. Представление о силе и способностях частной собственности регулировать экономику сузило государственную землеустроительную функцию. Исчезла система Госкомзема России. Вопросы использования и охраны земли территориального планирования и контроля выпали из поля зрения государства.

Ситуация усугубляется действующим земельным законодательством, в разной форме разрешающим неконтролируемое приобретение и использование земельных участков, позволяющим изменять функциональное назначения любой земельной собственности. Следствиями этого являются самовольный захват, незаконное предоставление и изъятие земель, несанкционированное выведение их из сельскохозяйственного оборота, коррупция, спекуляция земельными участками и другие явления.

Яркий тому пример - ситуация с межеванием земельных участков. На местах граждан и юридических лиц часто принуждают проводить межевание даже при проведении сделок с приватизированными и поставленными на кадастровый учет участками. Это приводит к неоправданному усложнению и удорожанию процедуры оформления прав, порождает коррупцию и взяточничество в органах, осуществляющих согласование документации и постановку земельных участков на кадастровый учет.

Настораживает тенденция либерализации земельного законодательства.Имеется в виду увеличение срока принудительного изъятия участков с двух и более лет до трех и более лет, если они не использовались по назначению Законом об обороте земель  Во-вторых, поднятие планки с уровня  запрета на перевод сельхозугодий в другие категории земель  в кадастровая оценка земель с 30 и более процентов выше средней кадастровой оценки земли района до уровня 50 и более процентов. 

Самое страшное последствие несовершенства земельного законодательства - рейдерство (незаконный захват земель сельскохозяйственного назначения, включая и паевые наделы) приняло сегодня массовый характер. Не осуществляется возложенный на органы местного самоуправления федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контроль за использованием земель муниципальных образований. Более того, рейдеры в сговоре с администрацией, поддерживающей беспорядок в землеустроительной документации, и местными судами обманным путем захватывают сельхозпредприятия вместе с землей  Несмотря на явное противоречие  закону, такая  практика поддерживается во многих субъектах Российской Федерации, в частности, в Московской, Саратовской, Свердловской областях. Удивительно, но Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации заняли позицию выжидания, никак не реагируя на явное нарушение закона мошенниками.

Изменения законодательства о землях сельскохозяйственного назначения направлены на ликвидацию роли государства в управлении и распоряжении землями, имеющими стратегическое значение и обеспечивающими продовольственную безопасность страны

России требуется единый кодифицированный акт земель сельскохозяйственного назначения. комплексно регулирующий правоотношения по их использованию и охране - Кодекс земель сельскохозяйственного назначения.

Действующий федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не соответствует элементарным требованиям, предъявляемым к законодательному акту. В нем отсутствует понятийный аппарат, принципы и цели закона. Главное - закон не отражает значения земель сельскохозяйственного назначения для жизни людей и всего государства в целом.           

В результате проводимой негласной правовой реформы государство полностью устранилось от владения и распоряжения наиболее ценными землями, являющимися гарантией продовольственной безопасности и самого выживания народа. Фактически ликвидирован государственный контроль и мониторинг за состоянием земель, составляющих одно из главных природных богатств страны. Это сделано целенаправленно, поскольку готовится передача всех земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность транснациональных корпораций.

Огромную роль в устранении государства от управления и контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения сыграл печально известный закон "О монетизации льгот" (ФЗ №122 от 22.08.2004). 

Изменения, внесённые  через этот закон в ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", являются типичным примером ликвидации управляющей функции государства.  Государство полностью снимает с себя все обязанности по охране и поддержанию плодородия ценнейших земель, являющихся базой для производства отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд всего населения России, а также нужд обороны и государственных резервов продовольствия и сырья. Тем самым подрывается база для создания государственных резервов. 

Разрушение государственного управления землями сельскохозяйственного назначения, имеющими стратегическое значение, является системным и целенаправленным процессом. Об этом свидетельствует тот факт, что признаются утратившими силу нормы закона, составляющие единый комплекс государственного регулирования правоотношений по обеспечению плодородия земель.

Неудовлетворительное состояние особо охраняемых  природных территорий (ООПТ)» как следствие неэффективного управления и контроля за ними  из Федерального центра.

Организационно-правовая и законодательная база функционирования   охраняемых природных территорий, парков и заповедников, как и    всего природного комплекса страны в целом, должна   в любом государстве с ответственным правительством гарантировать  сохранение     среды обитания  населения  при рациональном режиме природопользования. В какой же мере такой подход реализуется в РОССИИ. Особенно в тех условиях, в которых оказалось всё народное хозяйство в результате разрушения в основном самодостаточного в Советское  время природного комплекса.

Существующая в России система особо охраняемых природных территорий формировалась свыше 90 лет и  в целом по показателю долевого охвата площади страны особо охраняемыми природными территориями основных категорий (свыше 10,5%) Россия достойно выглядела на фоне стран с обширными территориями и сходным уровнем экономического развития.

При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, были представлены именно в масштабах федеральной системы особо охраняемых территорий, в первую очередь, в государственных природных заповедниках и национальных парках.

Сегодня же средства, выделяемые государственным природным заповедникам из различных источников, в целом обеспечивают их реальные потребности лишь на 60%, что не дает возможности в полной мере использовать их потенциал как природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Наиболее важными факторами, мешающими полноценному функционирования системы ООПТ, являются:

 - недостаточная организационно-правовая и законодательная защищённость;

 – явная недостаточность государственного контроля за соблюдением режимов ООПТ;

– правовой нигилизм в условиях экономического кризиса, ведущий к усилению антропогенного давления на ООПТ;

– недостаток научно-методической базы в сфере организации единой комплексной системы ООПТ.

Сегодня государство стремительно уходит не только из реального сектора экономики, но из природоохранной и рекреационной деятельности, и фактически сняло с себя ответственность за экологическую безопасность страны. По существу государство не имеет серьёзной программы и политики в природном секторе. Поэтому в правовом поле оно не может по выше указанным причинам стать серьёзным, и что особенно важно, конструктивным, субъектом права, и в равной мере рационально функционирующим объектом такого права не может по тем же причинам   стать лесной и любой другой  природный сектор страны.

И хотя в определённой мере правовое обеспечение деятельности в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляется  основополагающим законодательном актом ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", специальными законами субъектов Российской Федерации  и значительным числом подзаконных актов, интересы развития системы особо охраняемых природных территорий требуют определенного дальнейшего совершенствования в этой сфере действующего законодательства.

Так как основной особенностью настоящего времени является переход от локального характера воздействия на природу к глобальному,   в условиях нарастания экологических кризисных процессов повышается роль международных и национальных действий в природоохранном деле.  И здесь необходимы и пока отсутствуют соответствующие международные и межгосударственные законодательные акты, не противоречащие Российским, в т.ч. действующему Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях».

Леса России продают с молотка

С 1 января 2008 года вступил в действие новый Лесной кодекс и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса", которыми внесены изменения в Гражданский и Земельный кодексы, превратившие лесные земли и леса в товар, подчиняющийся законам рынка.

1. Ликвидирована государственная собственность на лесной фонд.

2. Федеральная власть умышленно лишена полномочий собственника лесного фонда России.

3. Право частной собственности на лесной участок распространяется на все водоемы в его границах.

4. Наследники земельных олигархов наследуют лесные земли, сопоставимые с территориями европейских государств (со всеми водоемами), и освобождаются от уплаты налога на наследство наравне с владельцем шести соток или квартиры -"хрущевки".

5. Лес может быть продан на аукционе отдельно от земли.

6. Ликвидированы права граждан России на свободный доступ в леса и бесплатное лесопользование.

7. Вводится платность лесопользования для ведения сельского хозяйства.

8. Все органы государственной власти и органы местного самоуправления намеренно освобождены от обязанности обеспечивать право граждан на доступ к лесным ресурсам.

9. Коренные малочисленные народы попадают в одинаковое положение с животными и растительным миром, находящимися на конкретных лесных участках. Они фактически могут быть "переданы" собственникам или арендаторам вместе с землей.

10. Аренда лесных земель – скрытый механизм передачи их в частную собственность, поэтому право заключения договора аренды продается на аукционе.

11. Создана угроза суверенитету России: собственниками лесных земель со всеми водоемами в пределах земельного участка могут стать иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные компании. Размеры лесных участков и водоемов, передаваемых в частную собственность, не ограничены.

Десятки тысяч граждан, общественные организации, ведущие ученые России выступали против принятия этого закона и требовали его всенародного обсуждения. Однако Правительство при поддержке двух фракций Государственной Думы "Единой России" и ЛДПР, имеющих большинство, "продавили" этот антиконституционный и антинародный закон. 

19 депутатов фракции КПРФ, используя свои полномочия, внесли в Государственную Думу законопроект, который может остановить распродажу лесных земель. В преамбуле проекта,  которая отражает значение лесов для жизни общества и государства, определяет правовой статус лесного фонда РФ говорится: "Леса, ввиду их жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития, улучшения состояния окружающей природной среды с учетом возрастания глобального экологического значения лесов России используются и охраняются как

основа жизни и гарантия существования нынешних и будущих поколений граждан России. Лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим".

Законопроект Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на защиту основ конституционного строя, права граждан на свободный и бесплатный доступ к жизненно важным лесным ресурсам. 

Основные положения проекта сводятся к следующему. 

Закрепить за лесным фондом статус публичного, национального достояния нынешних и будущих поколений граждан России; лесной фонд должен находиться в исключительной собственности государства;

- законодательно запретить выкупать в частную собственность арендованные лесные земли;

- закрепить принцип бесплатности и свободного доступа граждан в леса и гарантии бесплатного лесопользования для собственных нужд (сбор ягод, грибов и другой лесной продукции);

- закрепить бесплатность ведения сельского хозяйства для собственных нужд (сенокошения, выпаса скота и др. сельскохозяйственной деятельности);

- закрепить приоритетное право коренных малочисленных народов на свободное и бесплатное лесопользование в местах их проживания и хозяйственной деятельности.

 Предлагаемый законопроект направлен на восстановление конституционных норм в регулировании лесных отношений.

 

Новый Водный кодекс создал правовую базу для распродажи рек, озер и морей России

Одновременно с Лесным кодексом вступил в действие Водный кодекс. Он ликвидирует государственную собственность на водные объекты и  право граждан на свободный и бесплатный доступ к водоемам

Предлагаемые ниже  фракцией КПРФ в ГД концептуальные поправки, способные вернуть проект ВК в действующее конституционное поле страны, сводятся к обязательному введению в документ следующих разделов:

 - О правовом статусе водных ресурсов как основе жизни и их общественном достоянии нынеш­них и будущих поколений граждан России;

- о праве на доступ к воде как неотъемлемом праве человека, принадлежащем каждому от рож­дения. Закрепление реальных гарантий прав коренных малочис­лен­ных народов, жизнь которых на­пря­мую зависит от возможности пользовать­ся водными ресурсами;

- о запрещении выкупа в собственность арендованных водных объектов;

- о направлении проекта Водного кодекса на Государственную экологическую экспертизу;

- об опубликовании и всенародном обсуждении проекта Водного кодекса.

При рассмотрении проекта действующего Водного кодекса от депутатов было скрыто отрицательное заклю­чение Общественной экологической экспертизы на документ, что и при­ве­ло к принятию законопроекта, создающего реальную угрозу причинения невосполнимых потерь водных ресурсов России..

В настоящее время Фракцией КПРФ в Государственной Думе подготовлен и внесен на рассмотрение парламента федеральный закон, содержащий указанные поправки в Водный кодекс РФ, устраняющие основные недостатки принятого законопроекта.

Недра России

А что же проект будущего закона о недрах, внесённый Министерством природных ресурсов России на рассмотрение правительства? В какой мере он способен законодательно и идеологически поправить положение? Уже первое знакомство с документом разочаровывает его  дальнейшей  жёсткой  либерализацией: при формальном провозглашении участков недр федеральной собственностью в недропользование  вводятся элементы гражданско-правовых отношений, разрешается вторичный оборот прав на пользование недрами. Статья 19 так прямо и называется «Право пользования участком недр как объект оборота», где однозначно определено, что «право пользования участком недр является имущественным правом. Оно может переходить от одного лица к другому в порядке правопреемства и быть предметом гражданско-правовых сделок…». В проекте  подтверждается  отказ от принципа «двух ключей», закрепляется бесправие регионов и отвергается конкурсные процедуры выявления наиболее эффективных недропользователей. По многим существенным вопросам предлагаемый закон не будет иметь прямого действия: разработка большого ряда механизмов отдана на откуп правительству и министерству. Хотя известно, что подзаконные акты медленно или совсем не разрабатываются и не обеспечивают должной стабильности.

Налоговая политика не должна приводить к сворачиванию производства и потере рабочих мест. Именно поэтому мы настаиваем на незамедлительном законодательном перераспределении налоговых сборов и платежей между центром и регионами в пользу регионов. Для нормального развития территорий, по мнению экономистов, пропорция "центр - регионы" должна быть 40:60 в пользу регионов, а не 60:40, как сегодня. Пора прекращать порочную практику рассматривать наши сырьевые регионы как склады сырья и мусорные свалки. Они должны стать процветающими, динамично развивающимися. А люди, которые там проживают, причем, как правило, в нелегких климатических условиях, достойны нормальной жизни.  

Природная рента также досталась владельцам и менеджерам добывающих компаний. Ими присваивается до 80% сверхприбыли. Тогда, как в основных нефтедобывающих странах доля прибыли государства от добычи нефти составляет от 60 до 90%.  Это  недопустимо и требует также законодательного вмешательства.

По заключению Совета безопасности Российской Федерации в начале XXI века ситуация может ещё более ухудшиться из-за проявившихся в последнее десятилетие негативных тенденций в ресурсопользовании. Их дальнейшее развитие  создаёт реальные угрозы   экономической безопасности страны. В условиях перехода к т.н. рыночной экономике государство резко снизило уровень государственного управления в этой сфере, тогда как мировой опыт требует обратного.

 

Экологические проблемы 

Сегодня экология активно встраивается в политику, а с экономикой чуть ли не на равных участвует в формировании и функционировании народно-хозяйственного комплекса и в выработке политических решений в развитых странах и Запада и Востока. Вместе с тем, экология  заслуженно считается наиболее проблемным направлением  в  государственном социально-экономическом строительстве. Причин здесь несколько.

Выделим основные:

  • заметный рост объёмов промышленной и сельскохозяйственной продукции, сопровождаемый ростом несовместимых со средой обитания человека выбросов промышленных газов и других отходов производства;
  • снижение рекреационной способности природы из-за массовой вырубки лесных ресурсов без последующего их восстановления, лесных пожаров, перевод  лесных земель в другие категории земельных ресурсов, незаконная застройка заповедников, засорения и осушения водоёмов и т.д.
  • заметное увеличение количества техногенных катастроф, приводящих к загрязнению окружающей среды.  
  • Отсутствие эффективного природоохранного законодательства. И, прежде всего, ФЗ «Об экологической безопасности»
  • Низкая экологическая культура населения, чиновничьего аппарата природоохранных служб и руководителей промышленных и непромышленных предприятий и организаций, использующих отходные технологии.
  • Не уделяется должного внимания экологической чистоте источников питьевого водоснабжения, от 35 до 60 процентов питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам.
  • неудовлетворительно  решаются проблемы утилизации отходов, а также выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе и в связи с ростом промышленности и объёмом транспортных перевозок. 
  • Низка эффективность государственного управления, контроля и надзора в природоохранной сфере, есть необходимость   исключить существующее сегодня дублирование, где действуют сразу несколько федеральных структур: Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и Россельхознадзор;   

Не работают большинство принятых за последние 12 лет в стране     нормативных актов, направленных на защиту окружающей среды, в том числе: Федеральные законы "Об особо охраняемых природных территориях", "О животном мире", "Об экологической экспертизе", "О радиационной безопасности населения", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об охране атмосферного воздуха" и т.д.  

 Поэтому  необходимо уже в текущем году принять  и провести в жизнь  следующие уже ранее предлагаемые  КПРФ меры.

  • Вернуть в ГД и принять ФЗ «Об экологической безопасности», прописав в нём:
  •  ответственность соответствующих государственных органов в центре и на местах за экологическое  состояние природной среды и среды  обитания людей;
  • обязательность государственной экологической экспертизы всех без исключения проектов, законодательных актов и любых планируемых акций, косвенным или прямым образов затрагивающих сферу экологии;
  • создание Единого Федерального центра и сети региональных экологических служб для контроля  за соблюдением экологического и природоохранного законодательства, обеспечив службы необходимым количеством квалифицированных специалистов.
  • При изменении и доработке действующих законов и внесении новых проектов законодательных актов, относящихся к природопользованию и экологии в обязательном порядке помещать раздел об обеспечении экологической безопасности.
  •  Принять фЗ «О постоянно действующем экологическом мониторинге», обеспечив его выполнение  необходимым бюджетным финансированием.

И в заключение.

По своей важности и значению для жизни и благосостоянию народа, сохранения государственного суверенитета России экологическая безопасность так же, как и экономическая, продовольственная и военная безопасность, нуждается во внимании и законодательной защите государства. 







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме