04:15 22.03.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
Депутат Госдумы Олег Смолин на «Радио России» об обсуждении проблем образования на «правительственном часе» в парламенте
У микрофона – ведущий Игорь Гмыза.
Смолин Олег Николаевич |
Споры вокруг единого государственного экзамена, который в качестве эксперимента существует уже семь лет, всё не прекращаются. Похоже, что удовлетворены ходом этого эксперимента лишь чиновники Минобрнауки и Минобрнадзора. Недавно группа депутатов, которых поддержал председатель Совета Федерации С. Миронов, внесла законопроект, который может серьёзно повлиять на судьбу ЕГЭ. По нёму в Думе развернулась настоящая битва.
Гость в студии – один из авторов спорного законопроекта, зам. председателя Комитета ГД по образованию Олег Николаевич Смолин.
– 21 марта 2008 года в Госдуме выступал министр образования и науки Андрей Фурсенко. О чём-то интересном министр сказал?
Смолин: Выступление Андрея Александровича Фурсенко в Думе было выдержано в стиле, что "всё будет хорошо, я это знаю". Если говорить серьёзно, то Андрей Александрович утверждал, что сейчас правительство РФ исправляет те ошибки, которые были сделаны в образовательной политике в конце советского периода и в начале 90-х годов, что не всё сразу получается, потому что образование – система инерционная, но они стараются, и всё будет хорошо.
Честно говоря, если бы я только слушал наших руководителей, то жил бы и радовался, потому что в последнее время все говорят про человеческий потенциал, про человеческий капитал, про то, как важно образование для инновационной экономики (подписываюсь под всеми этими словами, причём двумя руками).
Но пришлось мне сказать Андрею Александровичу, что между этими замечательными заявлениями и реальной практикой существует большая разница, и привести несколько примеров.
Пример первый. Человеческий потенциал. Согласно предпоследнему докладу по человеческому потенциалу Россия была 65-й страной в мире. Теперь – 67-я. По благосостоянию мы занимали 55-е место, теперь – 56-е. По образованию были 15-ми, теперь – 26-е. А по долголетию были 114-ми, теперь – 119-е. Вот цена всех разговоров. Динамика отнюдь не в пользу России, она явно отрицательная.
Пример второй касается бюджета. Все говорят, что надо вкладывать в человека. Правильно. Но если посмотреть на трехлетний бюджет страны, то оказывается, что расходы на образование страны в нём увеличиваются на 20 процентов, а на полицейские функции – на 45 процентов.
Пришлось его даже спросить: неужели придётся перефразировать известную формулу "пушки вместо масла" на другую – "дубинки вместо книг".
Пример третий. Количество бюджетных студентов. Недавно избранный президент Дмитрий Медведев публично заявил, что государство никогда не ставило задачу сокращать бюджетных студентов. Более того, их число нужно наращивать.
А теперь факты. За последние три года бюджетный набор сокращён на 25 процентов. В 2009 году предполагается его сократить ещё на 2 процента, а по некоторым специальностям – на 5-6 процентов. Ну кто же будет отвечать за слова президента? Я даже сказал, что если бы я был представителем одной из партий власти, то я бы, наверное, заподозрил, что какой-то заговор против наших президентов в правительстве существует. Они говорят одно, а правительство делает нечто совершенно другое.
Пример четвёртый. Заработная плата. Ключевая позиция всё-таки, потому что от неё зависит, какие кадры будут работать в образовании. Что мы имеем? На ближайшие три года планируется, если не будет изменений, рост заработной платы преподавателя и вообще интеллигенции – учителя, врача, работника культуры – примерно на 27 процентов, а в коммерческом секторе – на 94 процента. Значит, будет продолжаться относительное обнищание интеллигенции по сравнению с теми, кто работает в других сферах общественной жизни.
И это не всё. Есть такая программа развития России до 2020 года, условно программа-2020. В ней написана хорошая вещь, что, наконец, надо заработную плату преподавателя вывести выше среднего уровня в стране, а профессора – ещё выше. Всё было бы замечательно, но всё это произойдёт после 2017 года. А средний возраст профессора в техническом вузе за 60…
– У нас, видимо, 17-й год переломный для расчётов.
Смолин: Переломный. И когда сегодня министр сказал, что в МВТУ имени Бауман профессор не получает меньше 50 тысяч рублей, я рад за МВТУ имени Баумана, но я точно знаю, что в абсолютном большинстве технических вузов профессор из бюджета, если брать ставку, получает чуть более 15 тысяч рублей. Для профессора это заработная плата? О чём мы думаем? Какой человеческий потенциал и какая инновационная экономика? Если до 2017 года не будем резко повышать заработную плату, то техническое образование умрёт, а вместе с ним умрёт и программа-2020.
Поэтому, заканчивая своё выступление, я сказал, что нам нужен другой курс образовательной политики, что нам нужно не устраивать систем сегрегации, разделения в образовании (одно образование – для властной и бизнес-элиты, а другое образование – для всех остальных), нам нужно создавать качественное образование для всех...
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме