20:45 19.03.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
Рекомендации "круглого стола" фракции КПРФ «Вооруженные силы России и оборонная промышленность: законодательное обеспечение их возрождения»
КРУГЛЫЙ СТОЛ
По теме: «Вооруженные силы России и оборонная промышленность:
законодательное обеспечение их возрождения»
Проведен: 17 марта 2008 г.
ОРГАНИЗАТОР: Фракция КПРФ
Председательствующий:
Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, академик РАСХН В.И.КАШИН.
Состав участников: Депутаты Государственной Думы, депутаты региональных и местных представительных органов власти, представители заинтересованных Комитетов Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны РФ, главы областей, и районов, ученые, руководители предприятий, представители общественных организаций, СМИ.
Число участников: 326 человек
Место проведения: Охотный ряд, д.1, Малый зал.
Цель Круглого стола:
Установление конструктивного диалога между общественностью, научными кругами, законодательной и исполнительной властью. Выработка рекомендаций.
Рекомендации:
1. На основании статей 1,2,3,7,9,18,24,32 Конституции Российской Федерации и анализа состояния вооруженных сил РФ, военно-промышленного комплекса страны, законодательстве в сфере обороны, с учетом высказанных участниками Круглого стола замечаний и предложений рекомендовать депутатам фракции Компартии РФ, других фракций в Государственной Думе обратиться к Президенту РФ:
- рассмотреть положение дел в Вооруженных Силах и в военно-промышленном комплексе Российской Федерации и принять меры для восстановления и повышения боеспособности и боевых возможностей видов и родов войск по обеспечению обороноспособности страны с приоритетом мер в части обеспечения эффективной работы ядерного оружейного и ракетного комплексов;
- пересмотреть военную доктрину Российской Федерации с учетом сложившихся реалий в мире, политики НАТО и США, национальных интересов и национальной безопасности России. Пересмотреть структуру ВС России с целью достижения перевеса в силах над противником в начальный период войны. Восстановить войска противоздушной, противоракетной и противокосмической обороны, как самостоятельные вид ВС РФ;
- рассмотреть и устранить причины, сдерживающие модернизацию Автоматической системы управления войсками;
· разработать меры для подтверждения боеспособности ядерного арсенала с учетом, что перспективы вступления в силу Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) остается неопределенным из-за неконструктивной позиции ряда государств, прежде всего США;
- восстановить Министерство среднего машиностроения и Министерство оборонной промышленности;
- вернуться к рассмотрению вопроса о целесообразности передачи США 500 тонн российского оружейного урана;
- отменить уничтожение многозарядных баллистических ракет подземного базирования и ракетного железнодорожного комплекса, подлодок типа «Акула»;
- выйти с инициативой в Государственную Думу о денонсации законодательных актов, разрешающих пребывание иностранных войск на территории России.
2. Правительству РФ:
- разработать государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса страны, уделив особое внимание ядерному оружейному и ракетному комплексам, отвечающие современным потребностям ВС, и установить надежную систему контроля за их выполнением;
- принять организационные меры, обеспечивающие безусловное выполнение государственного оборонного заказа, сохранение мобилизационных мощностей на всех предприятиях независимо от форм собственности;
- подготовить предложения по увеличению объемов финансирования ВС, с учетом перевооружения ВС, развития ВПК, военной науки, решения социальных вопросов военнослужащих, разработать систему мер действенного контроля за эффективностью использования выделяемых средств. Восстановить отраслевую науку;
- совершенствование ВС страны выделить в отдельный «национальный проект»;
· вернуть в государственную собственность объекты РОСТО и на их базе вести допризывную подготовку молодежи к армейской службе. Военно-патриотическое воспитание начинать с 7 класса средней школы на основе пропаганды боевых традиций старшего поколения и воспитания уважения к ратному труду;
· в силу особой специфики послевузовской подготовки молодых специалистов ядерщиков-оружейников восстановить освобождение от воинской повинности для молодых специалистов ядерного оружейного комплекса, занятых непосредственно оружейными работами;
· восстановить систему государственного распределения молодых специалистов для нужд оборонных предприятий и систему подготовки рабочих кадров;
· прекратить сокращение военных училищ и военных кафедр в ВУЗах, восстановить Качинское училище летчиков в городе Волгограде;
· отказаться от сокращения воинской службы до года. Пересмотреть отношение к контрактной службе, как не оправдавшей себя;
· выйти с законодательной инициативой о национализации предприятий ВПК. Прекратить приватизацию казенных предприятий;
· принять решение о выделении энергоносителей для предприятий ВПК по себестоимости;
· принять решение об обеспечении военнослужащих жильем путем целевого жилищного строительства и выделения 10% квартир в строящихся домах, независимо от формы собственности;
· уравнять денежное содержание офицеров с государственными служащими;
- вернуть долги военным пенсионерам, допущенным в связи с несоответствием денежной компенсации продпайка его реальной стоимости за 2000-2007 гг.
3. Депутатам Государственной Думы:
- пересмотреть всю законодательную базу, относящуюся к строительству и функционирования ВС и ВПК, в том числе:
- внести поправку в ст.18 федерального закона «Об обороне» в части объявления состояния войны, отвечающую современным реалиям в мире;
- внести поправку в ст.26 федерального закона «Об обороне», предусматривающую выделение на нужды Вооруженных сил в объеме не ниже 3,5% ВВП;
пересмотреть федеральный закон №122 («О монетизации льгот») в части восстановления льгот военнослужащим и ветеранам военной службы. Вернуть женам военнослужащих льготу на зачет трудового стажа при пребывании семьи военнослужащего за границей и в местах, где жены не могут устроиться на работу. Восстановить статус ветерана военной службы на федеральном уровне, исключив практику перекладывания забот о гражданах, выполняющих задачи государственной службы особого рода по всей стране, на субъекты РФ;
· выйти с законодательной инициативой об уголовной ответственности без срока давности руководителей страны за действия, приведшие к ослаблению обороноспособности РФ.
Материалы Круглого стола:
1. Проект Рекомендаций
2. Информационно-справочные материалы.
Участники Круглого стола провели детальный анализ состояние Вооруженных Сил (ВС) страны, их видов и родов войск, военно-промышленного комплекса (ВПК) и федерального законодательства РФ в этой сфере. Акцентируя внимание на особо важных аспектах обсуждаемой проблемы, участники Круглого стола отметили следующее.
В выступлениях ведущего В.И.Кашина, других участников Круглого стола обращено внимание на тот факт, что ВС и ВПК страны продолжают находиться в системном кризисе.
Общеизвестно, что состояние ВС, их боеспособность и боеготовность определяются оснащенностью войск современной техникой и вооружением, надежностью управления войсками, уровнем выучки и дисциплины, социальной защищенностью, моральным духом людей в погонах. Именно с учетом этих факторов должна строиться военная политика государства.
Однако на протяжении 15 лет (с 1992 по 2007 год) даже не найден ответ на стратегически важный вопрос: для чего России нужна армия и соответственно какой она должна быть? На основе же официальных открытых документов, таких как «Военная доктрина Российской Федерации» и «Актуальные задачи развития Вооруженных сил РФ», весьма проблематично вести военное строительство, адекватное нынешней международной ситуации.
В «Актуальных задачах...», с одной стороны, говорится об «исключении из числа наиболее вероятных конфликтов, к которым готовились ВС, глобальной ядерной войны и крупномасштабных войн с использованием обычных вооружений с НАТО или иной возглавляемой США коалицией». С другой – о том, что «если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских ВС, включая изменение российской ядерной стратегии». Эти «базовые выкладки» очевидным образом противоречат друг другу.
Не разработаны должным образом в Военной доктрине также концептуальные вопросы обеспечения ядерной стабильности на глобальном и региональных уровнях.
Идя на поводу у США, российское руководство готовит армию не к отражению широкомасштабной агрессии, а к защите интересов олигархического капитала, в том числе и транснациональных корпораций, а также к борьбе с мифом «исламского терроризма». Такую позицию по отношению к ВС руководство страны объясняет отсутствием стратегического противника и некими «экономическими» интересами России.
Сложившаяся обстановка в мире требует от Президента РФ коренного пересмотра «Военной доктрины Российской Федерации», учитывающей реалии и вызовы нашего времени: отказ блока НАТО от роспуска после ликвидации Организации Варшавского Договора, продвижение НАТО на восток и окружение России кольцом военных баз, отказ США от взаимного сокращения ядерных арсеналов, выход из Договора по ПРО, размещение элементов ПРО на территории Польши и Чехии, обустройство военных баз в Румынии и Болгарии, ежегодный рост военных расходов и т.д. Только бюджет США на 2008 год составляет около 700 миллиардов долларов, превышая в 25 раз объем средств, выделяемых на содержание и обеспечение ВС РФ. При отсутствии ясной военной доктрины невозможно определить адекватную стратегию обеспечения армии вооружениями и военной техникой. Такая концепция не только не верна, но политически вредна и опасна, т.к. ставит под угрозу национальную безопасность страны. России необходима внятная концепция долгосрочного военного строительства, предполагающая построение принципиально новых, современных и эффективных Вооруженных Сил.
Прежде всего, что совершенно очевидно, России нужна современная, хорошо вооруженная, боеспособная армия, способная защитить страну. Сегодняшняя армия этим критериям не соответствует. Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо, во-первых, адекватно вооружить армию. Это требует, прежде всего, существенного увеличения финансирования ВС. Официальная пропаганда, представляя период правления Ельцина как эпоху «позора и провала», а последующую «восьмилетку» – как наступление эры «восстановления былой мощи ВС». Однако цифры говорят об обратном. Например, вопреки расхожему ныне мнению о том, что финансирование армии в 2007 году разительно отличается от того, каким оно было в 2000-м, общие бюджетные ассигнования на оборону за эти годы лишь несущественно (порядка 15% в долларовом выражении) превышают средние расходы на эти цели в 1993–1999 годах, когда экономические возможности государства, в силу неблагоприятной сырьевой конъюнктуры, были неизмеримо скромнее сегодняшних. Нынешнее выделение средств на уровне 2,5% ВВП только усугубляет негативные тенденции деградации обороноспособности страны. Необходимо внести соответствующую поправку в статью 26 закона «Об обороне», которая закрепляла бы выделение на нужды обороны минимум 3,5% ВВП, как это имеет место в большинстве развитых стран. Более того, в ряде стран, в том числе США, Китай, Индия, Великобритания, расходуют на свои ВС 5% и более от ВВП, величина которого значительно превышает ВВП России.
Недофинансирование ВС России отрицательно сказывается на их перевооружении современными образцами военной техники. Удельный вес современного оружия в ВС РФ не превышает 20%, в то время как в армиях, нам противостоящих, этот показатель составляет минимум 60%. Чтобы поддерживать ВС хотя бы на минимально достаточном уровне, необходимо ежегодно закупать не менее 5-6% современных образцов от количества вооружений. Это, примерно, 100-150 самолетов, 200-250 танков, 50-60 вертолетов и т.д. Сегодня у нас эти цифры на порядок меньше. В 2000-2006 годах в ВС было поставлено всего 27 межконтинентальных баллистических ракет с 27 боевыми частями. В период с 2000 года армии были поставлены всего 3 новых самолета - один Ту-160 и два СУ-34. После 2000 года было закуплено немногим более 60 танков Т-90. В 2000-е годы ВМФ и морские части погранвойск получили надводных и подводных кораблей и катеров менее десяти. Государственная программа вооружений на 2007-2015 годы планирует поставку армии в период до 2015 года всего 60 самолетов. Это означает, что существующий парк самолетов планируется обновить за 80 лет. Правительству РФ необходимо срочно пересмотреть программу перевооружения ВС с целью обеспечения их современными видами оружия в необходимом объеме.
Обеспокоенность и тревогу вызывает кризисное состояние Стратегических ядерных сил (СЯС), благодаря наличию которых страна обеспечивает свой суверенитет. На сегодня СЯС РФ располагает 681 межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) и баллистическими ракетами на подводных лодках (БРПЛ) с 2460 боевыми частями (БЧ), 79 самолетами с 884 крылатыми ракетами (КР), т.е. всего 3344 заряда. Только за 2000–2007 годы СЯС утратили 405 носителей и 2498 зарядов. Списано два Ту-95МС, один Ту-160 потерян в катастрофе. Если сокращение российского ядерного арсенала продолжится нынешними темпами, к середине следующего десятилетия у российских СЯС останется не более 300 межконтинентальных и баллистических ракет подводного базирования, а также не более чем 600 боевых частей для них. В таких условиях продолжение выполнения стратегическими ядерными силами функции ядерного сдерживания окажется под вопросом. Для противника появится возможность с помощью неядерного удара с применением высокоточного оружия уничтожить почти все российские ядерные силы, а единичные запущенные ракеты – добить с помощью стратегической ПРО.
Ситуация усугубляется принятым ошибочным решением о развитии мобильных ракетных комплексов РС-12 «Тополь» и РС-24 «Тополь-М». Оно мотивировалось тем, что повышение точности американских стратегических ракет снижает боевую устойчивость отечественных МБР шахтного базирования. Однако сегодня, когда США обладают спутниками оптической, инфракрасной и радиолокационной разведки (КН-11, «Лакросс» и др.), передающими информацию в реальном масштабе времени, устойчивость «Тополей» стала, по сути, нулевой.
Многозарядные МБР шахтного базирования РС-18 и РС-20, несмотря на многократное продление срока их службы, будут в ближайшие годы в ускоренном темпе выводиться из эксплуатации. Замена их на шахтный вариант «Тополя» неадекватна, поскольку, во-первых, ведется крайне низкими темпами, во-вторых, «Тополь» несет всего один заряд. Если МБР РС-20 может выводить 8,8 т полезной нагрузки, РС-18 - 4,3 т, то «Тополь» - всего одну тонну, «Тополь-М» - 1,2 т. Многозарядный вариант «Тополя» еще испытывается, а принятие его на вооружение если и произойдет, то лишь после 2009 года.
Подлинно высокой боевой устойчивостью обладал мобильный железнодорожный комплекс РТ-23, ракета которого оснащалась не одной боевой частью, как «Тополь», а десятью БЧ. При этом в походном положении комплекс имел внешний вид обычного вагона-рефрижератора, поэтому обнаружить его средствами наблюдения было невозможно. Симптоматично, что руководство США совершенно спокойно относится к наличию в РВСН комплексов «Тополь», однако настойчиво добивалось от руководства РФ ликвидации РТ-23.
Всвязи с этим отдельной проблемой является сохранение эффективного ядерного статуса России, то есть способности российских Стратегических ядерных сил (СЯС) нанести гарантированный неприемлемый ущерб потенциальному агрессору после превентивного его ядерного удара по СЯС России. Фактически сегодня и сам этот статус, и обеспечивающий его ядерный оружейный комплекс оказываются под угрозой. В частности, с одной стороны неуклонно деградирует в профессиональном и психологическом отношении уникальный кадровый костяк ядерщиков, которые все более интенсивно просто вымирают, с другой стороны не обеспечивается, особенно в условиях ДВЗЯИ, кадровая преемственность и подготовка новых полноценных кадров.
Правительству РФ необходимо срочно поставить задачу перед учеными о продлении срока эксплуатации многозарядных носителей, приостановить уничтожение комплексов многозарядных ракет подземного базирования и железнодорожных комплексов РТ-23, выдать задание на проектирование новых многозарядных носителей шахтного базирования.
С морской составляющей СЯС еще хуже. В Российской Федерации уничтожено 80% подводного флота с баллистическими ракетами. БРПЛ Р-30 «Булава», под которую предполагалось строить новые субмарины проекта 955, ныне «не летает». А подлодки «под нее» – «Юрий Долгорукий» (была заложена в 1996 году), «Александр Невский» (2004) и «Владимир Мономах» (2006) строятся. Идущий между военными экспертами спор о том, удастся ли «довести» «Булаву», принял в значительной степени схоластический характер. Продолжать его бессмысленно, дело в том, что до сих пор все испытания этой БРПЛ заканчивались неудачно.
Авиационная группировка СЯС к 2015 году будет иметь 50 бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Сегодня ВВС РФ имеют 79 таких самолетов.
Аналогичная ситуация складывается в ВМФ. По боевым возможностям российский флот на Балтике уступает в 2 раза шведскому и финскому, в 4 раза – немецкому; на Черном море – в 3 раза турецкому, не говоря уже о двадцатикратном превосходстве над нами американского флота. Российский ВМФ разбросан по пяти почти или полностью изолированным друг от друга морским и океанским театрам военных действий. Все это крайне затрудняет маневр силами между ними даже в мирное время, и в ближайшие 8-10 лет надводный флот неизбежно, а подводный - с высокой степенью вероятности станут флотами прибрежного действия. ВМФ доведен до такого состояния, что не может обнаруживать погруженные подводные лодки вероятного противника и вести за ними непрерывный контроль даже у побережья России.
В системе ПВО страны понадобилось более 7 лет, чтобы поставить на боевое дежурство один ЗРК С-400, разработанный советскими учеными еще в конце 80-х годов прошлого века. Такое же положение и с принятием на вооружение ЗРК «Искандер».
Военно-промышленный комплекс страны подвергся жесточайшему расчленению и приватизации, искусственному банкротству и распродаже за бесценок, в том числе и зарубежным фирмам. Достаточно упомянуть о таких гигантах как Балтийский завод, Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уралмашзавод, Московский вертолетный завод им.М.Л.Миля, Воронежский завод «Электроприбор», завод «Красное Сормово», Тульский ЦНИИ систем управления, серийный завод по производству ядерного оружия в г.Арзамас-16 (Саров) и многих других. Иностранцы, к нашему стыду, имеют блокирующие пакеты акций в ОАО «АНТК им.Туполева», Саратовском ОАО «Сигнал», в ЗАО «Евромиль» и т.д. Не так давно немецкая компания «Сименс» скупила блокирующий пакет, 25% акций, уникального российского объединения «Силовые машины» - гордость нашей страны. Уничтожен целый ряд пороховых заводов, в том числе крупнейший Бийский комбинат, Рошальский пороховой завод, Каменский химкомбинат и др. В этом ряду можно отметить замысел передислокации Главкомата ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург с одновременным уничтожением старейшего российского Инженерного института ВМФ, единственного учебного заведения, готовящее специалистов для атомного флота, а также ничем не оправданное реформирование Министерства по атомной энергии, которое ответственно за разработку ядерного оружия. Сначала его трансформировали в Агентство по атомной энергии, а совсем недавно преобразовали в Корпорацию по атомной энергии – получастную организацию, в задачах которой практически нет места ядерно-оружейному комплексу (ЯОК) страны, открыв путь к приватизации оборонных промышленных объектов. Правительство РФ должно восстановить это министерство в полном объеме его функций.
Ядерные центры страны – разработчики ядерного оружия, постепенно деградируют, теряют профессиональные кадры, хиреет лабораторно-испытательная база и т.д. Нет достоверной информации вообще о состоянии ядерного арсенала, поскольку почти 20 лет не проводятся испытания ядерного оружия. В этих условиях авторитетные специалисты выступают за выход из Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и возобновление ядерных испытаний в минимальном объеме для подтверждения работоспособности ядерного арсенала СЯС, а также рассмотрение вопроса о целесообразности передачи США 500 тон российского оружейного урана. При этом необходимо учитывать, что ДЗЯВИ не вступил в силу и, скорее всего, не будет действовать и далее в обозримый период времени. Возобновление же ядерных испытаний неизбежно вызовет отрицательный международный резонанс и могло бы быть использовано для проведения таких испытаний другими околоядерными государствами, легализуя тем самым их ядерный статус, способствуя расшатыванию Договора о нераспространении ядерного оружия.
Тем не менее, целесообразно разработать и в зависимости от обстоятельств принять эффективные меры для подтверждения боеготовности нашего ядерного арсенала, а также рассмотреть вопрос о целесообразности передачи США 500 тонн российского оружейного урана.
В постсоветский период оборонно-промышленный комплекс России утратил множество технологий и целые поколения квалифицированных кадров. Эти потери постепенно становятся невосполнимыми. Главным фактором, который позволил отрасли выжить (по крайней мере, отчасти), стала ее переориентация на внешний рынок и экспортные поставки вооружений. Около 80% мощностей ВПК работает на другие страны.
Эффективность ВПК остается низкой, поставка в армию современных вооружений задерживается. Увеличивается технологическое отставание ВПК от других стран. Истребитель Су-34, танк Т-90, другие «современные» образцы оружия – все это модификации старых серий прошлого века. Внятная инновационная программа разработки перспективных образцов вооружений и военной техники так и не была разработана.
Путинские потуги в виде создание оборонно-промышленных «холдингов» не помогают. Монополизация разработок и производства вооружений и военной техники – тупиковый путь. В советское время ради обеспечения конкурентоспособности вооружений власти старались поддерживать эффективную внутреннюю конкуренцию между конструкторскими бюро и предприятиями ВПК. С другой стороны игра в «конкуренцию» при закупке вооружения ставят предприятия, расположенные в Сибири и на Дальнем Востоке в неравные условия, вынуждая их продавать свою продукцию по цене ниже себестоимости, приводя их в итоге к банкротству.
В отсутствии эффективного контроля за военными расходами в производстве и закупках вооружений процветает коррупция, цены на госзаказ непомерно раздуваются. «Невыполнение гособоронзаказа из года в год увеличивается, причем процент невыполнения увеличивается пропорционально увеличению ассигнований на гособоронзаказ», – заявил 19 апреля 2007 года в Екатеринбурге федеральный министр и зампред Военно-промышленной комиссии В.Путилин. Если в конце 2006 года цена танка Т-90, поставляемого «Уралвагонзаводом», составляла 42 млн. рублей, то в начале 2007 года – уже 58 млн. За 11 лет строительства подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Юрий Долгорукий» цена его разработки превысила проектную в семь раз. Правительству РФ необходимо разработать действенную систему мер, исключающую злоупотребления при выполнении гособоронзаказа и закупке вооружений.
Всегда главной ценностью ВС СССР был советский человек в погонах, патриот и интернационалист. Эти замечательные качества русского советского солдата и командира прошли проверку в годы войны с фашизмом. Важнейшим фактором Победы стал героизм бойцов и командиров Красной армии. За годы войны более 11 тыс. воинов стали Героями Советского Союза. За всю войну ни один корабль, ни одна подводная лодка ВМФ не спустили боевой флаг перед врагом. Такого массового героизма не знали и не знают ни одна армия буржуазных государств.
Заявляя об исчезновении опасности войны и обещая заменить пушки на масло, реформаторы подорвали авторитет военной службы, заменяют народную армию на наемную. Практически не ведется военно-патриотическое воспитание молодого поколения. В результате массовое уклонение молодежи от военной службы. Среди призывников каждый третий не может служить по состоянию здоровья, а среди тех, кого удалось в 2007 г. призвать в армию и на флот 50% имеют ограничения по здоровью, 40 % процентов в момент призыва нигде не учились и не работали, а зачастую имели криминальное прошлое. Сама служба в нынешней российской армии напоминает годы перед Великой Октябрьской социалистической революцией, когда, как отмечал В.И. Ленин, "казарма в России была сплошь да рядом хуже всякой тюрьмы; нигде так не давили и не угнетали личности, как в казарме; нигде не процветали в такой степени истязания, побои, надругательство над человеком". «Дедовщина» проникла даже в курсантскую среду училищ военных летчиков. В 2007 году часть курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. А.К.Серова отказывались принимать присягу из-за постоянных издевательств над ними офицеров и младших командиров. Дедовщина докатилась даже до Суворовских и Нахимовских училищ. Важно понимать, что дедовщина – не «случайное явление» в отдельных частях, а сознательно культивируемая и поощряемая офицерами система криминального управления личным составом через контроль старослужащих над новобранцами.
Провалились все попытки реформы порядка комплектования Вооруженных Сил. Непродуманные шаги в виде перехода на годичный срок службы в армии лишь усложняют ситуацию. Уже в 2009 году Министерство обороны столкнется с неизбежным кризисом комплектования армии: из-за перехода на годичный срок службы потребуется ежегодно призывать на службу 700 тысяч молодых людей, тогда как в 2009 году 18-летнего возраста достигнут всего 843 тысячи человек. Властям придется отказаться от всех отсрочек и таким образом разрушить существующую систему образования.
Не дает положительных результатов комплектование ВС по контракту. Часто идет подмена срочной службы службой по контракту. Большинство контрактников это не те, кто пришел из запаса, а срочники, прослужившие 6 месяцев и заключившие контракты, чтобы за срочную службу получать вознаграждение.
Социальную защищенность военнослужащих оказалась хуже, чем у гражданских чиновников. Около 160 тысяч офицеров, прапорщиков и мичманов не имеют жилья, у семей младшего офицерского состава и почти 40% военных пенсионеров доходы ниже прожиточного минимума. К примеру, у командира взвода доход составляет 8-10 тысяч, командира полка - 12-14 тысяч, дивизии - 15-20 тысяч рублей. И это притом, что средняя зарплата по стране достигла 14 тысяч рублей, а законсервированные средства в Стабфонде и золотовалютных резервах зашкалили за 600 млрд. долларов. 30% младших офицеров не может создать семьи и мыкается по общежитиям. Из-за неудовлетворенности решением жилищного вопроса в 2006 году более 1000 человек, набранных для службы по контракту, отказались от контрактных договоров.
В 2006 году Путин объявил о запуске новой «президентской» программы «15+15» по обеспечению военнослужащих жильем, но в 2006 году по этой программе было сдано всего 6,5 тыс. новых квартир, а в 2007-м сдано еще около 12 тыс. квартир. Такие темпы могут только законсервировать решение этой проблемы.
В результате падения авторитета военной службы, низкой социальной защищенности людей в погонах в армии и на флоте в ВС образовался сорокатысячный некомплект офицеров. Только 2% контрактников изъявляют желание продлить контракт. Отток профессиональных офицеров (выпускников военных вузов) из ВС остановить не удается. Внедрение контрактного принципа комплектования отдельных частей, производившееся в 2000–2007 годах, не привело к повышению качества личного состава Вооруженных сил РФ и их боеготовности. Правительству РФ необходимо вернуться к вопросу комплектования ВС и патриотического воспитания допризывников, вопросы социальной защищенности военнослужащих выделить в отдельный «национальный проект».
Более 15 лет руководство страны ведет непрерывный разговор о военной реформе, будто бы преследующей цель создания современных ВС. Однако факты говорят о том, что проведение реформы зашло в тупик и во многом подменено показухой и пустыми обещаниями. Фактически она сведена к сокращению численности ВС, ликвидации их важнейших структур, особенно видов и родов войск, включая противовоздушную и противокосмическую оборону, ракетные войска стратегического назначения и т.д. Вопросы обороны страны даже не включены в число приоритетных «национальных проектов». Руководителями военного ведомства назначаются лица, не имеющие никакого отношения к ВС и не пользующиеся уважением в армейской среде. Значительная часть руководящего кадрового состава Министерства обороны и Генерального штаба не имеет практического опыта командования войсками в масштабе оперативно-стратегического объединения. Вследствие слабой военно-профессиональной подготовки политического и военного руководства России оно не анализирует особенности и характер современной войны, особенно ее начального периода. При планировании и реализации военной политики не учитывает горькие уроки военных действий, имевших место в ряде государств. Не уделяет должного внимания подготовке ВС страны к отражению противника, обладающего мощными силами воздушно-космического нападения с высокоточным оружием, способными нанести сокрушительные удары по центрам и органам политического и военного управления, наземным оборонным объектам, как это случилось в Ираке и Югославии.
Нынешнее лицо ВС РФ - это танкист в разбитом танке, летчик без налета, сухопутный моряк, забитый и голодный солдат, полунищий-полубомж в офицерских погонах, оскорбленный боевой генерал, обворованный и униженный ветеран. Забытая, плохо вооруженная, плохо оплачиваемая, бесквартирная армия, небоеспособный призывной контингент, дедовщина – таковы характеристики российских ВС. При этом под угрозой оказался ядерный статус страны – наиболее существенный гарант суверенитета и национальной безопасности России.
С этим нельзя мириться. Надо принимать срочные, экстренные меры для подлинного реформирования ВС, способных надежно обеспечить национальную безопасность России.
Президиум Круглого стола:
В.И.Кашин В.П.Комоедов
Н.В.Арефьев П.В.Романов
В.И.Илюхин С.Е.Савицкая
Ю.Г.Бычков
Ю.Д.Маслюков
Статьи по теме
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме