20:45 17.03.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

«Круглый стол» фракции КПРФ в Госдуме: Вооружённые Силы России и оборонную промышленность необходимо срочно возрождать

Фракция КПРФ в Госдуме провела «круглый стол», посвящённый положению Вооружённых Сил (ВС) и оборонной промышленности РФ, мерам по возрождению обороноспособности государства. В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, региональных и местных представительных органов власти, члены Совета Федерации, министерства обороны РФ, учёные, руководители предприятий, представители общественных организаций, СМИ.

Цель «круглого стола» - поиск конструктивного диалога между общественностью, научными кругами, законодательной и исполнительной властью, заявил заместитель председателя комитета по природным ресурсам и природопользованию, академик РАСХН Владимир Кашин, открывая заседание.

Острый тон обсуждению задал своим докладом руководитель Движения в  поддержку Армии, оборонной промышленности и военной науки (ДПА), депутат-коммунист Виктор Илюхин. Он охарактеризовал состояние Вооружённых Сил и оборонного комплекса страны словами: деградация, распродажа, деиндустриализация. Что бы ни рассказывали об улучшении, на самом деле Армия остаётся в плачевном состоянии во всех отношениях – в вооружении, в материальном обеспечении, в социальном плане. Престиж армейской службы не растёт, без квартир остаётся 160 тыс. офицеров.    

Те же оценки были высказаны депутатами Госдумы фракции КПРФ заместителем председателя комитета по обороне Светланой Савицкой, председателем комитета по промышленности Юрием Маслюковым, учёным, директором НИИ систем управления, членом лиги содействия оборонным предприятиям Алексеем Шуйковым, депутатом Мурманской областной Думы Василием Калайдой, бывшим зам.министра машиностроения СССР Леонидом Забелиным, генеральным директором МАКСа Юрием Шогиным, генерал-лейтенантом, ветераном радиотехнических войск ПВО и ВВС Григорием Дубровым,   представителями общественности.

Аплодисменты присутствующих вызвало выступление первого заместителя думского комитета по международным делам опытного дипломата Юлия Квицинского. Он сравнил нынешнее положение России с периодом после Брест-Литовского мира 1918 года. «Позорное унизительное положение, в котором Россия не может оставаться до бесконечности. Кто бы ни руководил Россией, он вынужден будет обслуживать национальный интерес страны. А обслуживать этот интерес без восстановления нашей армии, оборонной промышленности – невозможно. Это доказали все прошедшие годы. Восстановление того, что мы имели, потребует много времени. И не только в области оборонной промышленности. Необходимо всё больше уделять внимания правильной оценке обстановки, а, следовательно, работе разведки и дипломатии. Тут есть тоже большие недостатки», подчеркнул Ю.Квицинский.

Но чем руководствуется Кремль, оставляя Вооруженные Силы и воен­но-промышленный комплекс (ВПК) РФ в системном кризисе? На протяжении 15 лет (с 1992 по 2007 год) власть так и не нашла ответ на стратегически важный во­прос: для чего России нужна армия и какой она должна быть? На основе же официаль­ных открытых документов, таких как «Военная доктрина Российской Федерации» и «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил РФ», проблематично вести военное строительство, адекват­ное нынешней международной ситуации. В доктрине не разработаны должным образом концептуальные вопросы обес­печения ядерной стабильности на глобальном и региональных уровнях.

Идя на поводу у США, российское руководство готовит армию не к отражению широкомас­штабной агрессии, а к защите интересов олигархического капитала, в том числе и транснациональных корпораций, а также к борьбе с мифом «исламского терроризма». Такую позицию по отношению к ВС руководство страны объясняет отсутствием стратегического противника и некими «экономическими» интересами России.

Выступавшие высказались за пересмотр Во­енной доктрины с тем, чтобы учесть в ней вызовы времени: отказ НАТО oт роспуска после ликвидации Организации Варшавского Договора; продвижение НАТО на восток и окружение России кольцом военных баз; отказ США от взаимного сокращения ядерных арсеналов; размещение элементов ПРО на территории Польши и Чехии; обустройство военных баз в Румынии и Болгарии; ежегодный рост военных расходов и т.д. На военные цели США в бюджете на 2008 год заложили около 700 миллиардов долларов, что в 25 раз превышает объем средств, выделяемых в РФ на содержание ВС.

Официальная пропаганда представляет период правления Ельцина, как время «позора и провала», а путинскую «восьмилетку» - как эру «восстановления былой мощи ВС». Однако цифры говорят об обратном. Например, в 2007 году по сравнению с 2000-ым финансирование армии увеличилось, не более, чем на 15% в долларовом выражении, хотя возможности в стране возросли в десятки раз. Руководство РФ по-прежнему держит человека с ружьём в чёрном теле, финансируя армию на уровне 2,5% ВВП. Чтобы остановить деградацию обороноспособности страны, необходимо увеличение объёма хотя бы до 3,5% ВВП, как это делается в большинстве развитых стран. Для этого фракция КПРФ предлагает вне­сти соответствующую поправку в статью 26 закона «Об обороне».

Недофинансирование ВС России не позволяет их перевооружить. Удельный вес современного оружия в ВС РФ не превышает 20%. В армиях, противостоящих РФ, этот показатель составляет минимум 60%. Чтобы под­держивать ВС хотя бы на минимально достаточном уровне, необходимо ежегодно закупать не менее 5-6% современных образцов от количества вооружений. Это, примерно, 100-150 самолетов, 200-250 тан­ков, 50-60 вертолетов и т.д. А в 2000-2006 годах в ВС было поставлено всего 27 межконтинентальных баллистических ракет с 27 боевыми частями. В период с 2000 года армии были поставлены всего 3 новых самолета - один Ту-160 и два СУ-34, закуплено немногим более 60 танков Т-90, ВМФ и морские части погранвойск по­лучили надводных и подводных кораблей и катеров менее 10-ти. Государственная программа воору­жений на 2007-2015 годы планирует поставку армии в период до 2015 года всего 60 самолетов. Это означает, что существующий парк самолетов планируется обновить за 80 лет. Правительству РФ необходимо срочно пересмотреть программу перевооружения ВС с целью обеспечения их совре­менными видами оружия в необходимом объеме и поставить задачу перед учеными о продлении срока эксплуатации многозарядных носителей, приостановить уничтожение комплексов много­зарядных ракет подземного базирования и железнодорожных комплексов РТ-23, выдать задание на проектирование новых многозарядных носителей шахтного базирования, подчёркивали выступающие на «круглом столе». 

Ядерные центры страны - разработчики ядерного оружия, деградируют, теряют профессиональные кадры. Почти 20 лет не проводятся испытания ядерного оружия. ВПК России утратил множество тех­нологий. Около 80% мощностей ВПК работает на другие страны. Но в целом его эффективность остается низкой, поставка в армию современных вооружений задержива­ется. Увеличивается технологическое отставание ВПК от других стран. Истребитель Су-34, танк Т-90, другие «современные» образцы оружия - все это модификации старых серий прошлого века. Внятная инновационная программа разработки перспективных образцов вооружений и военной техники до сих пор не разработана. Путинские потуги в виде создание оборонно-промышленных «холдингов» не помогают. Мо­нополизация разработок и производства вооружений и военной техники - тупиковый путь. С дру­гой стороны игра в «конкуренцию» при закупке вооружения ставят предприятия, расположенные в Сибири и на Дальнем Востоке, в неравные условия, вынуждая их продавать свою продукцию по цене ниже себестоимости, что в итоге приводит их к банкротству.

В отсутствии эффективного контроля за военными расходами в производстве и закупках воо­ружений процветает коррупция, цены на госзаказ непомерно раздуваются. «Невыполнение гособорон-заказа из года в год увеличивается пропорционально увеличению ассигнований на гособоронзаказ», - заявил 19 апреля 2007 года в Екатеринбурге феде­ральный министр и зампред Военно-промышленной комиссии В.Путилин. Если в конце 2006 года це­на танка Т-90, поставляемого «Уралвагонзаводом», составляла 42 млн. рублей, то в начале 2007 года -уже 58 млн. За 11 лет строительства подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Юрий Долгорукий» цена его разработки превысила проектную в семь раз.

Участники «круглого стола» рекомендовали правительству РФ разработать действенную систему мер, исключающую злоупотребления при выполнении гособорон заказа и закупке вооружений.

Особое внимание на «круглом столе» было уделено социальной защищённости военнослужащих и авторитету службы в армии. До сих пор человек в погонах является низкооплачиваемым, бесквартирным и бесправным. У ко­мандира взвода доход составляет 8-10 тыс. руб., у командира полка - 12-14 тыс., у командира дивизии - 15-20 тыс. руб. А 30% млад­ших офицеров не может создать семьи и мыкается по общежитиям. Ситуация полностью противоположная советскому периоду, когда главной ценностью ВС СССР был человек. Армия воспитывала в солдате патриотизм, интернационализм, гуманизм, героизм. Эти замечательные качества русского советского солдата и командира позволили нам одержать Победу над фашизмом.

Служба в нынешней российской армии напоминает годы перед Великой Октябрь­ской социалистической революцией, когда, как отмечал В.И. Ленин, "казарма в России была сплошь да рядом хуже всякой тюрьмы; нигде так не давили и не угнетали личности, как в казарме; нигде не процветали в такой степени истязания, побои, надругательство над человеком". «Дедовщина» проник­ла даже в курсантскую среду училищ военных летчиков. В 2007 году часть курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. А.К.Серова отказывались принимать присягу из-за постоянных издевательств над ними офицеров и младших командиров. Важно понимать, что де­довщина - не случайное явление в отдельных частях, а сознательно культивируемая и поощряемая офицерами система криминального управления личным составом через контроль старослужащих над новобранцами.

Выступавшие крайне обеспокоены кризисом комплектования Вооруженных Сил. Непродуман­ные шаги в виде перехода на годичный срок службы в армии лишь усложняют ситуацию. Уже в 2009 году минобороны столкнется с тем, что некого будет призывать. Не дает положительных результатов комплектование ВС но контракту. Большинство контрактников это не те, кто пришел из запаса, а срочники. прослужившие 6 месяцев и заключившие контракты, чтобы за срочную службу получать вознаграждение.

Выступавшие на «круглом столе» высказали немало рекомендаций в адрес президента, правительства и законодателей. В частности, президенту РФ рекомендовано: рассмотреть положение дел в ВС и ВПК РФ с тем, чтобы принять  меры для восстановления и повышения боеспособности всех видов и родов войск, по обеспечению обороноспособности страны; восстановить министерства среднего машиностроения и  оборонной промыш­ленности; вернуться к рассмотрению вопроса о целесообразности передачи США 500 тонн российского оружейного урана.

Перед депутатами Госдумы поставлена задача пересмотреть законы, относящиеся к строительству и функционирования ВС и ВПК, с целью усиления их финансово-социальной базы.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме