02:00 06.03.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Мониторинг лидерского информационно-политического телевизионного эфира в течение президентской избирательной кампании. Декабрь 2007 – февраль 2008

В течение президентской избирательной кампании 2007-8 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах («Новости», «Время» и «Времена» на «Первом», «Вести» и «Парламентский час» на РТР, «Сегодня» и «Реальная политика» на НТВ, «События» на ТВЦ, «Информационная программа 24» и «Неделя» на Рен-ТВ, «Рынки» и «Интрига дня» на РБК ТВ и др.) вышло всего 2462 видесюжета с упоминанием о кандидатах в президенты, то есть в среднем 27 сообщений в день.

Лидерский телеэфир на протяжении исследуемого периода отличался по продолжительности по неделям в 28 раз (График 1).

Максимум приходится на последнюю неделю выборной кампании – решающие дни перед голосованием, а также на неделю выдвижения Медведева кандидатом от четырёх партий. Объём эфира рос по мере того, как от парламентских выборов страна «переключалась» на президентские; кульминацией было выдвижение Медведева, после чего начался предновогодний спад интереса тележурналистов к политическим темам. В январе-феврале наблюдался постепенный рост объёма лидерского эфира – по мере «разгона» президентской кампании. В нём наблюдается только один «провал» - на предпоследней неделе, связанный с пониженной медиа-активностью преемника.

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

На графике 2 представлена суммарная структура лидерского политэфира за всю президентскую кампанию.

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):

Таблица 1

Лидерско-политическое пространство телеэфира, февраль 2008 г.

Кандидат в президенты

Количество телесюжетов с упоминанием

Индекс информаци-онного благопри-ятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии»)

Продолжи-тельность освещения деятельности кандидата (мин)

В т.ч.  продолжи-тельность «синхрона» (прямой речи) кандидата (мин)

Медведев Д.А.

3319

27901,62

2094

734

Жириновский В.В.

816

4053,3

303

168

Зюганов Г.А.

729

4021,9

232

88

Богданов А.В.

402

1996,8

66

17

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Четырём кандидатам в президенты в течение избирательной кампании в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 44 часа 55 минут 51 секунда.

Из них 72,9% было отведено Д.А.Медведеву, 11,2% - В.В.Жириновскому и 2,4% – А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 8,6% эфира, или 3 часа 52 минуты 27 секунд, что в 9 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и на треть меньше, чем Жириновскому.

Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его распределение незначительно отличается от суммарного эфира. Д.А.Медведев получил 74,9%, т.е. заявления этого кандидата звучали на анализируемых телеканалах более 12 часов. На втором месте В.В.Жириновский – 16,7%. Г.А.Зюганову досталось 8,8% суммарного синхрона, или 1 час 28 мин 19 сек, что в 8,3 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 1,9 раза меньше, чем В.В.Жириновскому (График 3).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Интересна динамика лидерского политического эфира в течение исследуемого периода (График 4).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Доля Г.А.Зюганова различается между неделями более чем в 30 раз. Максимальна она в неделю после парламентских выборов, когда Г.А.Зюганов выступал в телеэфире как лидер партии, занявший по итогам голосования второе место (24% эфира). Следующий «всплеск» приходится на время Съезда КПРФ и выдвижения Г.А.Зюганова кандидатом в президенты (16%).

После этого доля лидера Компартии в эфире начинает падать, и достигает минимума в первой половине января (0,8%). Однако благодаря активному сопротивлению коммунистов такому вопиющему неравенству в телеэфире, обращениям и депутатским запросам в Центризбирком, им фактически удалось «нагнать» свои декабрьские показатели и получить в начале февраля до 10% эфира.

Максимум эфира, предоставленного Д.А.Медведеву, приходится на первую половину января, то есть на то время, когда Г.А.Зюганову на телеэкранах отводили наименьшее за всю кампанию время. При этом какие-либо информационные поводы, резко выделяюшие данный период – как, например, наиболее яркий или содержательный в течение его избирательной кампании, - отсутствовали.

Минимум эфира, приходившегося на долю Д.А.Медведева, относится к первой неделе кампании, когда имя преемника ещё не было известно.

Динамика доли лидерского эфира, предоставленного В.В.Жириновскому, во многом повторяет динамику этого показателя для Г.А.Зюганова, но с примерно недельным запазданием – повышенная доля после парламентских выборов и во время проведения Съезда партии, снижение её в январе и «выпрямление» в последний месяц кампании.

Наконец, А.В.Богданов был заметен на телеэкранах только в период сбора подписей и регистрации в Центризбиркоме. Никаких других информационных поводов этот кандидат за все три месяца кампании создать не сумел.

А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов была в новостях различных каналов (Таблица 2).

Таблица 2

Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %

и продолжительность освещения их деятельности, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

мин

%

мин

%

мин

%

мин

%

мин

%

мин

Богданов

1,8

13

1,5

9

1,1

7

0,5

2

13,2

34

1,3

1

Жириновский

6,8

50

14,1

86

6,5

41

19,1

75

19,1

49

4,0

3

Зюганов

7,8

57

10,5

64

7,6

48

3,8

15

18,3

47

2,7

2

Медведев

83,7

614

73,9

451

84,7

533

76,5

300

49,4

127

92,0

69

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил за три месяца избирательной кампании на Рен-ТВ и РТР (18 и 11%). Минимальную – на РБК и ТВЦ (3 и 4%).

Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на РБК и НТВ. Соответственно здесь он имел 92 и 85% всего информационно-политического телеэфира.

Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на Рен-ТВ и ТВЦ (по 19%).

Богданова чаще всего показывали на Рен-ТВ – 13% эфира.

Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.

Таблица 3

Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %

и продолжительность синхрона, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

мин

%

мин

%

мин

%

мин

%

мин

%

мин

Богданов

1,0

3

0,7

2

0,1

0,2

0,2

0,3

15,3

11

0,0

0

Жириновский

7,7

24

17,4

49

8,7

18

34,3

44

44,4

32

13,7

1

Зюганов

6,7

21

12,1

34

3,9

8

5,5

7

26,4

19

4,1

0,3

Медведев

84,6

264

69,8

196

87,3

180

60,0

77

13,9

10

82,2

6

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и РТР (26 и 12%). Минимальную – на НТВ и РБК-ТВ (по 4%).

Д.А.Медведев «оккупировал» эфир прежде всего телеканалов НТВ и «Первого» (87 и 85%).

В.В.Жириновский доминировал на Рен-ТВ и ТВЦ (44 и 34%).

Наибольшее количество эфирного времени было отведено А.В.Богданову на Рен-ТВ (15%).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Руководитель технической службы обозревателей – А.А.Ковалёва

Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева

Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме