02:00 06.03.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
Мониторинг лидерского информационно-политического телевизионного эфира в течение президентской избирательной кампании. Декабрь 2007 – февраль 2008
В течение президентской избирательной кампании 2007-8 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах («Новости», «Время» и «Времена» на «Первом», «Вести» и «Парламентский час» на РТР, «Сегодня» и «Реальная политика» на НТВ, «События» на ТВЦ, «Информационная программа 24» и «Неделя» на Рен-ТВ, «Рынки» и «Интрига дня» на РБК ТВ и др.) вышло всего 2462 видесюжета с упоминанием о кандидатах в президенты, то есть в среднем 27 сообщений в день.
Лидерский телеэфир на протяжении исследуемого периода отличался по продолжительности по неделям в 28 раз (График 1).
Максимум приходится на последнюю неделю выборной кампании – решающие дни перед голосованием, а также на неделю выдвижения Медведева кандидатом от четырёх партий. Объём эфира рос по мере того, как от парламентских выборов страна «переключалась» на президентские; кульминацией было выдвижение Медведева, после чего начался предновогодний спад интереса тележурналистов к политическим темам. В январе-феврале наблюдался постепенный рост объёма лидерского эфира – по мере «разгона» президентской кампании. В нём наблюдается только один «провал» - на предпоследней неделе, связанный с пониженной медиа-активностью преемника.
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
На графике 2 представлена суммарная структура лидерского политэфира за всю президентскую кампанию.
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Лидерско-политическое пространство телеэфира, февраль 2008 г.
Кандидат в президенты | Количество телесюжетов с упоминанием | Индекс информаци-онного благопри-ятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии») | Продолжи-тельность освещения деятельности кандидата (мин) | В т.ч. продолжи-тельность «синхрона» (прямой речи) кандидата (мин) |
Медведев Д.А. | 3319 | 27901,62 | 2094 | 734 |
Жириновский В.В. | 816 | 4053,3 | 303 | 168 |
Зюганов Г.А. | 729 | 4021,9 | 232 | 88 |
Богданов А.В. | 402 | 1996,8 | 66 | 17 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Четырём кандидатам в президенты в течение избирательной кампании в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 44 часа 55 минут 51 секунда.
Из них 72,9% было отведено Д.А.Медведеву, 11,2% - В.В.Жириновскому и 2,4% – А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 8,6% эфира, или 3 часа 52 минуты 27 секунд, что в 9 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и на треть меньше, чем Жириновскому.
Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его распределение незначительно отличается от суммарного эфира. Д.А.Медведев получил 74,9%, т.е. заявления этого кандидата звучали на анализируемых телеканалах более 12 часов. На втором месте В.В.Жириновский – 16,7%. Г.А.Зюганову досталось 8,8% суммарного синхрона, или 1 час 28 мин 19 сек, что в 8,3 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 1,9 раза меньше, чем В.В.Жириновскому (График 3).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Интересна динамика лидерского политического эфира в течение исследуемого периода (График 4).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Доля Г.А.Зюганова различается между неделями более чем в 30 раз. Максимальна она в неделю после парламентских выборов, когда Г.А.Зюганов выступал в телеэфире как лидер партии, занявший по итогам голосования второе место (24% эфира). Следующий «всплеск» приходится на время Съезда КПРФ и выдвижения Г.А.Зюганова кандидатом в президенты (16%).
После этого доля лидера Компартии в эфире начинает падать, и достигает минимума в первой половине января (0,8%). Однако благодаря активному сопротивлению коммунистов такому вопиющему неравенству в телеэфире, обращениям и депутатским запросам в Центризбирком, им фактически удалось «нагнать» свои декабрьские показатели и получить в начале февраля до 10% эфира.
Максимум эфира, предоставленного Д.А.Медведеву, приходится на первую половину января, то есть на то время, когда Г.А.Зюганову на телеэкранах отводили наименьшее за всю кампанию время. При этом какие-либо информационные поводы, резко выделяюшие данный период – как, например, наиболее яркий или содержательный в течение его избирательной кампании, - отсутствовали.
Минимум эфира, приходившегося на долю Д.А.Медведева, относится к первой неделе кампании, когда имя преемника ещё не было известно.
Динамика доли лидерского эфира, предоставленного В.В.Жириновскому, во многом повторяет динамику этого показателя для Г.А.Зюганова, но с примерно недельным запазданием – повышенная доля после парламентских выборов и во время проведения Съезда партии, снижение её в январе и «выпрямление» в последний месяц кампании.
Наконец, А.В.Богданов был заметен на телеэкранах только в период сбора подписей и регистрации в Центризбиркоме. Никаких других информационных поводов этот кандидат за все три месяца кампании создать не сумел.
А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов была в новостях различных каналов (Таблица 2).
Таблица 2
Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %
и продолжительность освещения их деятельности, секунд
телеканал/ кандидат | «Первый» | РТР | НТВ | ТВЦ | Рен-ТВ | РБК-ТВ | ||||||
% | мин | % | мин | % | мин | % | мин | % | мин | % | мин | |
Богданов | 1,8 | 13 | 1,5 | 9 | 1,1 | 7 | 0,5 | 2 | 13,2 | 34 | 1,3 | 1 |
Жириновский | 6,8 | 50 | 14,1 | 86 | 6,5 | 41 | 19,1 | 75 | 19,1 | 49 | 4,0 | 3 |
Зюганов | 7,8 | 57 | 10,5 | 64 | 7,6 | 48 | 3,8 | 15 | 18,3 | 47 | 2,7 | 2 |
Медведев | 83,7 | 614 | 73,9 | 451 | 84,7 | 533 | 76,5 | 300 | 49,4 | 127 | 92,0 | 69 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил за три месяца избирательной кампании на Рен-ТВ и РТР (18 и 11%). Минимальную – на РБК и ТВЦ (3 и 4%).
Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на РБК и НТВ. Соответственно здесь он имел 92 и 85% всего информационно-политического телеэфира.
Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на Рен-ТВ и ТВЦ (по 19%).
Богданова чаще всего показывали на Рен-ТВ – 13% эфира.
Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.
Таблица 3
Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %
и продолжительность синхрона, секунд
телеканал/ кандидат | «Первый» | РТР | НТВ | ТВЦ | Рен-ТВ | РБК-ТВ | ||||||
% | мин | % | мин | % | мин | % | мин | % | мин | % | мин | |
Богданов | 1,0 | 3 | 0,7 | 2 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 15,3 | 11 | 0,0 | 0 |
Жириновский | 7,7 | 24 | 17,4 | 49 | 8,7 | 18 | 34,3 | 44 | 44,4 | 32 | 13,7 | 1 |
Зюганов | 6,7 | 21 | 12,1 | 34 | 3,9 | 8 | 5,5 | 7 | 26,4 | 19 | 4,1 | 0,3 |
Медведев | 84,6 | 264 | 69,8 | 196 | 87,3 | 180 | 60,0 | 77 | 13,9 | 10 | 82,2 | 6 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и РТР (26 и 12%). Минимальную – на НТВ и РБК-ТВ (по 4%).
Д.А.Медведев «оккупировал» эфир прежде всего телеканалов НТВ и «Первого» (87 и 85%).
В.В.Жириновский доминировал на Рен-ТВ и ТВЦ (44 и 34%).
Наибольшее количество эфирного времени было отведено А.В.Богданову на Рен-ТВ (15%).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Руководитель технической службы обозревателей – А.А.Ковалёва
Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева
Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме