00:16 06.03.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

На Украине необходима радикальная и оперативная «конституционная хирургия». Интервью с первым секретарем ЦК Компартии Украины, председателем фракции КПУ в Верховной Раде Петром Симоненко

Целесообразно ли, с Вашей точки зрения, проведение конституционной реформы в условиях системного политического кризиса?

— Все зависит от того, на что будет конституционная реформа направлена. Ведь, как говорят, и гитара может быть «ударным инструментом». Если конституционные изменения позволят сбалансировать и четко разграничить полномочия законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, будут способствовать расширению местного самоуправления и отвечать интересам людей в плане защиты их прав и свобод, гарантий социальной защищенности и равенства перед законом, тогда ее не только можно, а необходимо проводить. Если ее цель — борьба за власть и собственность, за перетягивание полномочий между президентом, премьером и главой парламента, то это только углубит противоречия и поставит наш народ на грань физического выживания. Последнее, к сожалению, мы сейчас и наблюдаем.

Вы выступаете за внесение изменений и дополнений в действующую Конституцию либо за принятие новой редакции Основного закона?

— Безусловно, необходимо принимать новую редакцию Конституции, поскольку метастазы политического кризиса, коррупции и беззакония, поразившие Украину, уже невозможно ликвидировать с помощью «конституционной терапии». Необходима радикальная и оперативная «конституционная хирургия».

Нами разработан и еще летом 2007 года в парламентской газете «Голос Украины» опубликован проект новой редакции Конституции. Конституции, которая не просто декларирует, а гарантирует политические, экономические и социальные права и обязанности граждан. Четко регламентирует обязанности и ответственность государства перед людьми.

Вы выступаете за:

усиление президентской власти;

сохранение действующей системы распределения властных полномочий (с некоторыми уточнениями);

усиление парламентаризма, предполагающее ликвидацию института президентства (либо избрание президента парламентом)?

Поясните почему.

— Наш проект новой редакции Конституции не предполагает такой государственной должности, как должность президента. Мы исходим из того, что практика — критерий истины. А практика предыдущих 16 лет независимости наглядно продемонстрировала, что основной источник нестабильности в государстве, «инкубатор коррупционеров» и оплот олигархической диктатуры — это именно президент и его администрация. Так было при Кравчуке, так было при Кучме, так и теперь при Ющенко. Но сегодня президент и его окружение — это еще и источник пещерного, воинствующего национализма, которым пытаются подменить такие святые для каждого из нас чувства, как патриотизм, любовь к Родине… Мы за парламентскую республику, против узурпации власти и любой формы диктатуры.

Считаете ли Вы, что созданная по инициативе президента Национальная конституционная рада, станет эффективной площадкой для обмена мнениями по поводу конституционной реформы? Способна ли НКР разработать проект, который станет основой для будущей конституционной реформы?

— К сожалению, но абсолютно закономерно, НКС сформирован президентом таким образом, а организация его работы построена так, чтобы на выходе обеспечить необходимый Ющенко и Ко вариант Конституции, направленный на усиление президентских полномочий и фактическую ликвидацию парламента. Ющенко считает себя мессией, а у мессии не может быть оппонентов — он истина в последней инстанции. Ющенко нужна карманная, бутафорская Верховная Рада, которая бы «штамповала» нужные ему законы. Фактически Ющенко собирается де-юре закрепить то, что де-факто было при Кучме. Превратить ВР в подразделение своего аппарата.

Я как член НКС на первом его заседании предложил взять за основу наш вариант новой редакции. Во-первых, это единственный готовый и, повторю, опубликованный целостный документ. Во-вторых, в нем учтены положительный опыт советской Конституции, конституций развитых стран и молодых демократий, наш шестнадцатилетний опыт. Учтены ошибки и практика реализации конституционных норм на Украине. Если бы мое предложение было принято, то вся работа НКС могла бы пойти в конструктивном русле. Но Ющенко не нужна Конституция Украины и для Украины, его интересуют исключительно собственные полномочия.

Поддерживаете ли Вы инициативу президента об утверждении проекта новой Конституции на референдуме?

— Что касается референдума, то я считаю, что текст Конституции должен быть вынесен на всенародное обсуждение и, после результативного голосования в Верховной Раде, — на всенародный референдум. Пусть люди скажут последнее слово.

Считаете ли Вы возможным утверждение проекта новой Конституции на референдуме без прохождения необходимых парламентских процедур и без наличия выводов Конституционного суда?

— Я убежден, что утверждение проекта новой Конституции на референдуме без прохождения необходимых парламентских процедур и без наличия выводов Конституционного суда невозможно. Если президент Ющенко, видя, что его желание узурпировать власть, обеспечив для себя второй президентский срок, находится под угрозой, пойдет на такой шаг — это будет государственное преступление, за которое предусмотрено уголовное наказание.

Способен ли нынешний состав Верховной Рады обеспечить 300 голосов для прохождения конституционной реформы? Если да, то какую именно модель политического устройства, по Вашему мнению, он может поддержать?

— Политические силы, представляющие в Верховной Раде интересы крупного капитала, капитала олигархического, а также экстремисты из националистических маргинальных партий, прошедших в парламент в составе мегаблоков, могут пойти на сговор. Как это уже было в прошлом, 2007 году, когда они за спиной коммунистов заключили сепаратное соглашение и позволили Ющенко организовать незаконные досрочные выборы. Кстати, я тогда, еще в апреле, заявил, что выборы не разрешат возникшие проблемы, а только усугубят ситуацию, нанесут удар по парламентаризму на Украине и сделают Верховную Раду недееспособной. Так что, повторю, я не исключаю, что 300 голосов могут быть собраны в результате преступного сговора.

В свое время Виктор Ющенко инициировал проведение «круглого стола», итогом которого стало принятие Универсал национального единства. Какой механизм Вы можете предложить для возобновления стабильной работы парламента и обеспечения эффективного взаимодействия всех ветвей власти?

— Условием нормализации работы парламента может быть только решение Яценюка отозвать свою подпись под «письмом трех», указ президента о проведении всеукраинского референдума по народной инициативе относительно присоединения к ПДЧ и вступлению в НАТО.

Если Верховная Рада будет разблокирована, какие из 12 законопроектов, внесенных в парламент по инициативе президента, Вы готовы:

однозначно поддержать;

обсудить;

категорически отвергнуть.

— Мы не будем однозначно ни поддерживать, ни отвергать проекты законов, независимо от того, кто их инициировал. Не это важно. Важно, кому эти законы выгодны. Если они выгодны простым людям, создающим материальные и духовные блага, выгодны рабочим, селянам, врачам, учителям, пенсионерам, студентам, честным предпринимателям — мы «за». Если, например, Ющенко внесет законопроект о национализации стратегических предприятий или, например, о монополии на «водку и табак», мы готовы будем его обсуждать и поддерживать. Мы готовы конструктивно работать. Президент и «помаранчевые» — не готовы и не желают.

В случае проведения конституционной реформы, изменяющей характер и объем полномочий главы государства и Верховной Рады, считаете ли Вы возможным проведение досрочных президентских и парламентских выборов?

— Все будет зависеть, опять же, от договоренностей, зафиксированных в переходных положениях текста Конституции. Такой вариант, как досрочные выборы президента и парламента, не исключен.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме