22:31 03.03.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Мониторинг лидерского информационно-политического телевизионного эфира

В течение февраля 2008 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах («Новости», «Время» и «Времена» на «Первом», «Вести» и «Парламентский час» на РТР, «Сегодня» и «Реальная политика» на НТВ, «События» на ТВЦ, «Информационная программа 24» и «Неделя» на Рен-ТВ, «Рынки» и «Интрига дня» на РБК ТВ и др.) вышло всего 906 видесюжетов с упоминанием о четырёх кандидатах в президенты, то есть в среднем 31 сообщение в день.

Лидерский телеэфир на протяжении исследуемого периода отличался по продолжительности в 18 раз (График 1).

Максимум приходится на самые последние дни избирательной кампании – 27 февраля суммарный лидерский политический эфир составил 102 минуты. Последние пять дней февраля этот показатель не опускался ниже 50 минут за сутки, что превышает не только среднемесячный уровень, но и (за исключением 14 и 15 февраля) не имеет аналогов в течение предшествовавшей большей части месяца).

27 февраля – кульминация предвыборной кампании Медведева, это его «отпуск за свой счёт», взятый для посещения Нижнего Новгорода в качестве кандидата в президенты. Одновременно с этим руководитель его предвыборного штаба Ресин съездил в Отрадное. Этим двум событиям посвящёна львиная доля телеэфира 27 февраля.

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Второй максимум зафиксирован 14-15 февраля. Это обнародование экономической программы Д.А.Медведева на форуме в Красноярске 15 числа и демографическая программа Медведева на форуме матерей в Новосибирске 14-го.

Общий повышенный объём лидерского телеэфира в последние дни избирательной кампании заполнялся ставшими традиционными сообщениями о поездках Д.А.Медведева: в Белград – 25 февраля, в уфимский дом престарелых – 26-го. 28 и 29 февраля преемник проводил совещания в Москве – по нацпроектам и в МВД.

На графике 2 представлена суммарная структура лидерского политэфира за последний месяц президентской кампании.

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):

Таблица 1

Лидерско-политическое пространство телеэфира, февраль 2008 г.

Кандидат в президенты

Количество телесюжетов с упоминанием

Индекс информаци-онного благопри-ятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии»)

Продолжи-тельность освещения деятельности кандидата (мин)

В т.ч.  продолжи-тельность «синхрона» (прямой речи) кандидата (мин)

Медведев Д.А.

772

5251,81

803

341

Жириновский В.В.

153

666,5

107

60

Зюганов Г.А.

148

814,8

79

42

Богданов А.В.

88

418,1

34

13

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Кандидатам в президенты в феврале в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 17 часов 3 минуты 23 секунды.

Из них 78,5% было отведено Д.А.Медведеву, 10,4% - В.В.Жириновскому и 3,3% – А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 7,8% эфира, или 1 час 19 минут 20 секунд, что в 10,1 раз меньше, чем Д.А.Медведеву и на треть меньше, чем Жириновскому.

Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его распределение незначительно отличается от суммарного эфира. Д.А.Медведев получил 74,9%, т.е. заявления этого кандидата звучали на анализируемых телеканалах более 5 часов 40 минут. На втором месте В.В.Жириновский – 13,1%. Г.А.Зюганову досталось 9,2% суммарного синхрона, или 41 мин 59 сек, что в 8,1 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 1,4 раза меньше, чем В.В.Жириновскому (График 3).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Интересна динамика лидерского политического эфира в течение исследуемого периода (График 4).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Доля Г.А.Зюганова различается между днями более чем в 16 раз. Она максимальна 4 февраля (28% эфира) и 8-10 февраля (24, 27 и 23%). Минимальна – 13, 22 и 15 февраля (по 1,7 и 1,9% эфира).

Взрыв журналистского внимания 4 февраля был обусловлен даже не первой пресс-конференцией агитационного периода избирательной кампании, проведённой кандидатом в президенты Г.А.Зюгановым, а обсуждение того, снимут лидера коммунистов с выборов или не снимут – за использование служебного бланка для телеграммы. Таким образом, эта мелкая техническая ошибка дала значительный информационный повод.

8, 9 и 10 февраля значительная часть времени, посвящённого в новостных передачах Г.А.Зюганову, была отведена под «нарезку» из прошедших накануне дебатов.

10 февраля также был выпущен в эфир довольно продолжительный телесюжет о поездке Г.А.Зюганова в Ульяновск. А 18 февраля внимание журналистов привлекло получение тремя коммунистами государственной награды Кубы.

Повышение доли «преемника» в суммарном лидерском телеэфире 5-7 февраля обусловлено его поездками по стране: Екатеринбург, Якутия, Красноярск.

13-15 февраля преемник излагал свою предвыборную программу по трём направлениям – сельское хозяйство, рождаемость и экономика. Это мероприятие проходило в рамках т.н. «форумов», во время поездок по регионам и занимало в указанные дни по 95% лидерского телеэфира.

22 февраля эфир был занят информацией о неформальном саммите СНГ с участием Д.А.Медведева.

26 и 27 февраля прошли последние «региональные» мероприятия преемника в период данной избирательной кампании.

Повышенная доля Жириновского 3 и 10 февраля связана с его пространными монологами в передаче «Парламентский час».

8 и 9 февраля его «всплеск» связан с тем же цитированием дебатов, а также с комментариями к выступлению Путина на Госсовете.23 и 24 февраля телеканалы активно демонстрировали хулиганскую выходку Жириновского на дебатах.

28 февраля внимание журналистов было приковано к посещению Жириновским МГИМО. Аналогичное мероприятие лидера КПРФ – встреча со студентами РГТЭУ – освещалось телевизионными СМИ на порядок скуднее по продолжительности.

Наконец, активно освещался на ТВ прошедший 29 числа форум сторонников Жириновского.

А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).

Таблица 2

Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %

и продолжительность освещения их деятельности, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

2,9

479

1,4

217

0,4

61

0,8

58

18,8

1225

0,0

0

Жириновский

5,7

927

16,3

2516

3,3

490

9,9

726

26,6

1736

0,0

0

Зюганов

5,6

917

10,0

1535

2,4

361

5,9

435

23,2

1512

0,0

0

Медведев

85,7

13961

72,3

11157

93,9

13958

83,4

6134

31,4

2049

100,0

949

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил в феврале на Рен-ТВ и РТР (23 и 10%). Минимальную – на НТВ и «Первом» канале (2 и 6%). Телеканал РБК лидера КПРФ игнорировал весь месяц.

Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на РБК и НТВ. Соответственно здесь он имел 100 и 94% всего информационно-политического телеэфира.

Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на Рен-ТВ и РТР (27 и 16%).

Богданова чаще всего показывали на Рен-ТВ – 19% эфира.

 

Из шести федеральных телеканалов только Рен-ТВ демонстрирует полное равенство кандидатов в президенты, то есть только этот телеканал соблюдает российское избирательное законодательство.

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.

Таблица 3

Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %

и продолжительность синхрона, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

2,1

171

0,9

75

0,0

0

0,4

9

19,0

499

0,0

0

Жириновский

5,7

463

18,6

1547

4,4

262

4,4

98

46,3

1214

0,0

0

Зюганов

6,2

502

10,7

884

3,5

209

8,7

196

27,8

728

0,0

0

Медведев

85,9

6918

69,8

5793

92,0

5453

86,5

1943

6,9

181

100,0

156

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и РТР (28 и 11%). Телеканал РБК ТВ за весь месяц не предоставил слова Председателю ЦК КПРФ.

Д.А.Медведев «оккупировал» эфир прежде всего телеканалов РБК и НТВ (100 и 92%).

В.В.Жириновский доминировал на Рен-ТВ и РТР (46 и 19%).

Наибольшее количество эфирного времени было отведено А.В.Богданову на Рен-ТВ (19%).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Суммарная структура лидерского политического эфира за всё время мониторинга (с 1 декабря 2007 года) выглядит следующим образом:

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Руководитель технической службы обозревателей – А.А.Ковалёва

Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева

Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме