22:31 03.03.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
Мониторинг лидерского информационно-политического телевизионного эфира
В течение февраля 2008 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах («Новости», «Время» и «Времена» на «Первом», «Вести» и «Парламентский час» на РТР, «Сегодня» и «Реальная политика» на НТВ, «События» на ТВЦ, «Информационная программа 24» и «Неделя» на Рен-ТВ, «Рынки» и «Интрига дня» на РБК ТВ и др.) вышло всего 906 видесюжетов с упоминанием о четырёх кандидатах в президенты, то есть в среднем 31 сообщение в день.
Лидерский телеэфир на протяжении исследуемого периода отличался по продолжительности в 18 раз (График 1).
Максимум приходится на самые последние дни избирательной кампании – 27 февраля суммарный лидерский политический эфир составил 102 минуты. Последние пять дней февраля этот показатель не опускался ниже 50 минут за сутки, что превышает не только среднемесячный уровень, но и (за исключением 14 и 15 февраля) не имеет аналогов в течение предшествовавшей большей части месяца).
27 февраля – кульминация предвыборной кампании Медведева, это его «отпуск за свой счёт», взятый для посещения Нижнего Новгорода в качестве кандидата в президенты. Одновременно с этим руководитель его предвыборного штаба Ресин съездил в Отрадное. Этим двум событиям посвящёна львиная доля телеэфира 27 февраля.
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Второй максимум зафиксирован 14-15 февраля. Это обнародование экономической программы Д.А.Медведева на форуме в Красноярске 15 числа и демографическая программа Медведева на форуме матерей в Новосибирске 14-го.
Общий повышенный объём лидерского телеэфира в последние дни избирательной кампании заполнялся ставшими традиционными сообщениями о поездках Д.А.Медведева: в Белград – 25 февраля, в уфимский дом престарелых – 26-го. 28 и 29 февраля преемник проводил совещания в Москве – по нацпроектам и в МВД.
На графике 2 представлена суммарная структура лидерского политэфира за последний месяц президентской кампании.
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Лидерско-политическое пространство телеэфира, февраль 2008 г.
Кандидат в президенты | Количество телесюжетов с упоминанием | Индекс информаци-онного благопри-ятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии») | Продолжи-тельность освещения деятельности кандидата (мин) | В т.ч. продолжи-тельность «синхрона» (прямой речи) кандидата (мин) |
Медведев Д.А. | 772 | 5251,81 | 803 | 341 |
Жириновский В.В. | 153 | 666,5 | 107 | 60 |
Зюганов Г.А. | 148 | 814,8 | 79 | 42 |
Богданов А.В. | 88 | 418,1 | 34 | 13 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Кандидатам в президенты в феврале в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 17 часов 3 минуты 23 секунды.
Из них 78,5% было отведено Д.А.Медведеву, 10,4% - В.В.Жириновскому и 3,3% – А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 7,8% эфира, или 1 час 19 минут 20 секунд, что в 10,1 раз меньше, чем Д.А.Медведеву и на треть меньше, чем Жириновскому.
Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его распределение незначительно отличается от суммарного эфира. Д.А.Медведев получил 74,9%, т.е. заявления этого кандидата звучали на анализируемых телеканалах более 5 часов 40 минут. На втором месте В.В.Жириновский – 13,1%. Г.А.Зюганову досталось 9,2% суммарного синхрона, или 41 мин 59 сек, что в 8,1 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 1,4 раза меньше, чем В.В.Жириновскому (График 3).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Интересна динамика лидерского политического эфира в течение исследуемого периода (График 4).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Доля Г.А.Зюганова различается между днями более чем в 16 раз. Она максимальна 4 февраля (28% эфира) и 8-10 февраля (24, 27 и 23%). Минимальна – 13, 22 и 15 февраля (по 1,7 и 1,9% эфира).
Взрыв журналистского внимания 4 февраля был обусловлен даже не первой пресс-конференцией агитационного периода избирательной кампании, проведённой кандидатом в президенты Г.А.Зюгановым, а обсуждение того, снимут лидера коммунистов с выборов или не снимут – за использование служебного бланка для телеграммы. Таким образом, эта мелкая техническая ошибка дала значительный информационный повод.
8, 9 и 10 февраля значительная часть времени, посвящённого в новостных передачах Г.А.Зюганову, была отведена под «нарезку» из прошедших накануне дебатов.
10 февраля также был выпущен в эфир довольно продолжительный телесюжет о поездке Г.А.Зюганова в Ульяновск. А 18 февраля внимание журналистов привлекло получение тремя коммунистами государственной награды Кубы.
Повышение доли «преемника» в суммарном лидерском телеэфире 5-7 февраля обусловлено его поездками по стране: Екатеринбург, Якутия, Красноярск.
13-15 февраля преемник излагал свою предвыборную программу по трём направлениям – сельское хозяйство, рождаемость и экономика. Это мероприятие проходило в рамках т.н. «форумов», во время поездок по регионам и занимало в указанные дни по 95% лидерского телеэфира.
22 февраля эфир был занят информацией о неформальном саммите СНГ с участием Д.А.Медведева.
26 и 27 февраля прошли последние «региональные» мероприятия преемника в период данной избирательной кампании.
Повышенная доля Жириновского 3 и 10 февраля связана с его пространными монологами в передаче «Парламентский час».
8 и 9 февраля его «всплеск» связан с тем же цитированием дебатов, а также с комментариями к выступлению Путина на Госсовете.23 и 24 февраля телеканалы активно демонстрировали хулиганскую выходку Жириновского на дебатах.
28 февраля внимание журналистов было приковано к посещению Жириновским МГИМО. Аналогичное мероприятие лидера КПРФ – встреча со студентами РГТЭУ – освещалось телевизионными СМИ на порядок скуднее по продолжительности.
Наконец, активно освещался на ТВ прошедший 29 числа форум сторонников Жириновского.
А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).
Таблица 2
Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %
и продолжительность освещения их деятельности, секунд
телеканал/ кандидат | «Первый» | РТР | НТВ | ТВЦ | Рен-ТВ | РБК-ТВ | ||||||
% | сек | % | сек | % | сек | % | сек | % | сек | % | сек | |
Богданов | 2,9 | 479 | 1,4 | 217 | 0,4 | 61 | 0,8 | 58 | 18,8 | 1225 | 0,0 | 0 |
Жириновский | 5,7 | 927 | 16,3 | 2516 | 3,3 | 490 | 9,9 | 726 | 26,6 | 1736 | 0,0 | 0 |
Зюганов | 5,6 | 917 | 10,0 | 1535 | 2,4 | 361 | 5,9 | 435 | 23,2 | 1512 | 0,0 | 0 |
Медведев | 85,7 | 13961 | 72,3 | 11157 | 93,9 | 13958 | 83,4 | 6134 | 31,4 | 2049 | 100,0 | 949 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил в феврале на Рен-ТВ и РТР (23 и 10%). Минимальную – на НТВ и «Первом» канале (2 и 6%). Телеканал РБК лидера КПРФ игнорировал весь месяц.
Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на РБК и НТВ. Соответственно здесь он имел 100 и 94% всего информационно-политического телеэфира.
Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на Рен-ТВ и РТР (27 и 16%).
Богданова чаще всего показывали на Рен-ТВ – 19% эфира.
Из шести федеральных телеканалов только Рен-ТВ демонстрирует полное равенство кандидатов в президенты, то есть только этот телеканал соблюдает российское избирательное законодательство.
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.
Таблица 3
Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %
и продолжительность синхрона, секунд
телеканал/ кандидат | «Первый» | РТР | НТВ | ТВЦ | Рен-ТВ | РБК-ТВ | ||||||
% | сек | % | сек | % | сек | % | сек | % | сек | % | сек | |
Богданов | 2,1 | 171 | 0,9 | 75 | 0,0 | 0 | 0,4 | 9 | 19,0 | 499 | 0,0 | 0 |
Жириновский | 5,7 | 463 | 18,6 | 1547 | 4,4 | 262 | 4,4 | 98 | 46,3 | 1214 | 0,0 | 0 |
Зюганов | 6,2 | 502 | 10,7 | 884 | 3,5 | 209 | 8,7 | 196 | 27,8 | 728 | 0,0 | 0 |
Медведев | 85,9 | 6918 | 69,8 | 5793 | 92,0 | 5453 | 86,5 | 1943 | 6,9 | 181 | 100,0 | 156 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и РТР (28 и 11%). Телеканал РБК ТВ за весь месяц не предоставил слова Председателю ЦК КПРФ.
Д.А.Медведев «оккупировал» эфир прежде всего телеканалов РБК и НТВ (100 и 92%).
В.В.Жириновский доминировал на Рен-ТВ и РТР (46 и 19%).
Наибольшее количество эфирного времени было отведено А.В.Богданову на Рен-ТВ (19%).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Суммарная структура лидерского политического эфира за всё время мониторинга (с 1 декабря 2007 года) выглядит следующим образом:
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Руководитель технической службы обозревателей – А.А.Ковалёва
Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева
Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме