23:15 28.02.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Человек есть то, что у него есть. Особая антропология российского гиперкапитализма, вызвавшего невиданное социальное и экономическое расслоение

Ни для кого не является тайной, что второе пришествие капитализма в России обернулось прежде всего демонтажём советской модели социального государства, пишет Андрей Ашкеров. При формальном сохранении этого понятия в Конституции государственная бюрократия в постсоветский период сделала всё для того, чтобы порушить систему социально-государственных институтов, доставшихся нам в наследство от эпохи социализма. При этом никакой другой аналогичной системы создано не было, что подтверждается фактическим исчезновением самой постановки вопроса о бесплатном здравоохранении и образовании, а также в неуклонном сокращении бюджетных мест в вузах и т.д.

Рынок в России формировался как структура, само существование которой оказалось несовместимым с функционированием институциональных механизмов социального государства (при том, что удельный вес теневой, коррупционной экономики в области медицины и образования продолжает оставаться непомерно высоким).

Это непосредственно сказалось на ситуации с «новыми бедными», которые возникли в результате массового обнищания бюджетной сферы ещё в начале 1990-х годов и появлении категории нищих или полунищих «бюджетников». Невиданное даже по меркам Латинской Америки социальное и экономическое расслоение, возникшее в тот же период, сказалось не только на материально-экономическом статусе «новых бедных», но также нашло выражение в принципиально новом отношении к бедности.

Отношение к бедности в современной России выступает прямым продолжением установившегося здесь культа гламура и роскоши. Достаток в рамках этого культа приравнивается к обладанию достоинством, состояние становится меркой человеческой состоятельности, а богатство — вопреки традиционным этическим канонам — превращается в чуть ли ни главный критерий репутации и признания.

Возникший за последние двадцать лет русский гиперкапитализм вызвал к жизни особую антропологию, в соответствии с которой человек есть то, что у него есть. Эта антропология является не способом отождествить мораль и успех, а скорее практикой достижения успеха, полностью подминающего под себя мораль.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме