09:30 19.02.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Мониторинг лидерского информационно-политического телевизионного эфира. Первая половина февраля 2008 года

С 1 по 16 февраля 2008 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах («Новости», «Время» на «Первом», «Вести» на РТР, «События» на ТВЦ и др.) вышло всего 488 видесюжетов с упоминанием о четырёх кандидатах в президенты, то есть в среднем 30,5 сообщений в день.

Лидерский телеэфир на протяжении исследуемого периода отличался по продолжительности в десять раз (График 1).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Максимум приходится на 14-15 февраля. Это обнародование экономической программы Д.А.Медведева на форуме в Красноярске 15 числа и демографическая программа Медведева на форуме матерей в Новосибирске 14-го. Таким образом, телевидение позаботилось о максимально полном информировании населения о предвыборной программе только одного из кандидатов на пост президента РФ.

На графике 2 представлена суммарная структура лидерского политэфира за первые шестнадцать дней месяца.

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):

Таблица 1

Лидерско-политическое пространство телеэфира, 1-16 февраля 2008 г.

Кандидат в президенты

Количество телесюжетов с упоминанием

Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии»)

Продолжительность освещения деятельности кандидата (мин)

В т.ч.  продолжительность «синхрона» (прямой речи) кандидата (мин)

Медведев Д.А.

419

2809,2

405

174

Жириновский В.В.

92

474

58

39

Зюганов Г.А.

90

341,3

47

24

Богданов А.В.

51

201,5

20

8

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Кандидатам в президенты в первой половине февраля в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 8 часов 49 минут 50 секунд.

Из них 76,5% было отведено Д.А.Медведеву, 10,9% - В.В.Жириновскому и 3,8% – А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 8,9% эфира, или 47 минут, что в 9 раз меньше, чем Д.А.Медведеву и на четверть меньше, чем Жириновскому.

Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его распределение незначительно отличается от суммарного эфира. Д.А.Медведев получил 71%, т.е. заявления этого кандидата звучали на анализируемых телеканалах почти 3 часа. На втором месте В.В.Жириновский – 16%. Г.А.Зюганову досталось 9,6% суммарного синхрона, или 23 мин 36 сек, что в 7,5 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 1,7 раз меньше, чем В.В.Жириновскому (График 3).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Интересна динамика лидерского политического эфира в течение исследуемого периода (График 4).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Доля Г.А.Зюганова различается между днями более чем в 16 раз. Она максимальна 4 февраля (28% эфира) и 8-10 февраля (24, 27 и 23%). Минимальна – 13 и 15 февраля (1,7 и 1,9% эфира).

Взрыв журналистского внимания 4 февраля был обусловлен даже не первой пресс-конференцией агитационного периода избирательной кампании, проведённой кандидатом в президенты Г.А.Зюгановым, а обсуждение того, снимут лидера коммунистов с выборов или не снимут – за использование служебного бланка для телеграммы. Таким образом, эта мелкая техническая ошибка дала значительный информационный повод.

8, 9 и 10 февраля значительная часть времени, посвящённого в новостных передачах Г.А.Зюганову, была отведена под «нарезку» из прошедших накануне дебатов. Телеканалы выпустили в эфир наиболее интересные, на их взгляд, высказывания участников дебатов. При этом тележурналисты стремились всячески подчеркнуть якобы «одинаковость» позиций лидеров КПРФ и ЛДПР, которую усиленно старался продемонстрировать на дебатах В.В.Жириновский. Нарезка высказываний в новостях была выстроена таким образом, чтобы в совокупности представляла собой почти цельный текст, плавно перетекающие из уст Зюганова в уста Жириновского и обратно одни и те же (по форме) идеи.

10 февраля также был выпущен в эфир довольно продолжительный телесюжет о поездке Г.А.Зюганова в Ульяновск.

Повышение доли «преемника» в суммарном лидерском телеэфире 5-7 февраля обусловлено его новыми поездками по стране: Екатеринбург, Якутия, Красноярск... По-видимому, региональные поездки не только определены как приоритетное направление его предвыборной кампании – других содержательных информационных поводов этот кандидат создать просто не может.

13-15 февраля преемник излагал свою предвыборную программу по трём направлениям – сельское хозяйство, рождаемость и экономика. Это мероприятие проходило в рамках т.н. «форумов», во время поездок по регионам и занимало в указанные дни по 95% лидерского телеэфира.

Повышенная доля Жириновского 3 и 10 февраля связана с его пространными монологами в передаче «Парламентский час».

8 и 9 февраля его «всплеск» связан с тем же цитированием дебатов, а также с комментариями к выступлению Путина на Госсовете.

Если рассматривать динамику лидерского политического эфира за весь период президентской кампании, то вырисовывается следующая картина (График 5):

Если не брать во внимание первую неделю кампании, когда фамилия преемника была ещё не известна, то доля Д.А.Медведева колеблется в пределах между 70 и 90% эфира. Примечательно повышение внимания к А.В.Богданову во второй половине исследуемого периода. Представленность В.В.Жириновского, напротив, в среднем несколько снижается.

Доля эфира, выделяемого Г.А.Зюганову, падала в течение всего декабря, достигла минимума после Нового года, и начала медленно, но непрерывно расти с середины января, когда КПРФ активизировала протестные действия по поводу неравного доступа к телеэфиру.

А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).

Таблица 2

Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %

и продолжительность освещения их деятельности, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

2,4

204

1,1

88

0,4

29

0,7

21

20,6

855

0,0

0

Жириновский

4,8

405

19,6

1541

5,1

416

3,9

115

23,8

989

0,0

0

Зюганов

5,2

435

9,0

708

3,3

273

6,1

177

29,6

1227

0,0

0

Медведев

87,6

7352

70,3

5519

91,2

7451

89,3

2603

25,9

1076

100,0

306

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил с 1 по 16 февраля на Рен-ТВ и РТР (30 и 9%). Минимальную – на «Первом» и НТВ (5 и 6%). Телеканал РБК лидера КПРФ проигнорировал.

Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на РБК и НТВ. Соответственно здесь он имел 100 и 91% всего информационно-политического телеэфира.

Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на Рен-ТВ и РТР (24 и 20%).

Богданова чаще всего показывали на Рен-ТВ – 21% эфира.

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Из шести федеральных телеканалов только Рен-ТВ демонстрирует полное равенство кандидатов в президенты, то есть только этот телеканал соблюдает российское избирательное законодательство.

Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.

Таблица 3

Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %

и продолжительность синхрона, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

1,5

61

0,7

30

0,0

0

0,0

0

20,2

389

0,0

0

Жириновский

4,6

189

25,3

1034

6,7

217

5,4

66

44,2

850

0,0

0

Зюганов

5,2

214

8,3

340

4,8

155

7,4

90

32,1

617

0,0

0

Медведев

88,8

3684

65,7

2687

88,6

2883

87,2

1064

3,6

69

100,0

43

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и РТР (32 и 8%). Телеканал РБК ТВ за шестнадцать дней не предоставил слова Председателю ЦК КПРФ. Д.А.Медведев «оккупировал» эфир прежде всего телеканалов РБК и «Первого» (100 и 89%). В.В.Жириновский доминировал на Рен-ТВ и РТР (44 и 25%). Наибольшее количество эфирного времени было отведено А.В.Богданову на Рен-ТВ (20%).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Руководитель технической службы обозревателей – А.А.Ковалёва

Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева

Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов

© Центр исследований политической культуры России







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме