20:45 12.02.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

В ближайшие два года Россию ждет разгром системы высшего образования

В ближайшие два года Россию ждет разгром системы высшего образования, пишет Дионис Каптарь. Европейцы приняли решение  создать к 2010 году унифицированную, то есть единую систему высшего образования. Решение юридически закреплено Болонской конвенцией, к которой присоединилась и наша страна. В результате обучение в России станет двухуровневым: первая ступень – бакалавриат, вторая – магистратура. Учеба в бакалавриате будет длиться  три-четыре года, после чего лучшим бакалаврам предоставляется возможность продолжить обучение в магистратуре, которое займет один-два года. Классическая, привычная нам пятилетняя форма обучения пока что сохранится только в инженерных, военных и медицинских  вузах. Характерно, что на практике под унификацией подразумевается внедрение в нашей стране принципов образования, разработанных  в других странах. А наш опыт европейцы проигнорировали. Ни перенимать его, ни учитывать они не собираются.  То есть ни о каком плодотворном синтезе разных подходов нет и речи, а вместо этого происходит культурная экспансия Запада.

Изменятся и методы преподавания. Западные вузы идут по пути индивидуализации студенческой жизни. Единая программа преподавания отсутствует, она заменяется модульным подходом. То есть каждому курсу присваивается «стоимость» в виде условных единиц. Студент сам выбирает себе тот набор курсов, который посещает, и по окончании каждого курса набирает определенное количество баллов. В результате диплом можно получить только при условии, что будет набрано заранее оговоренное число условных единиц (баллов). Это означает, что студенческий коллектив разделен и постоянно меняется, ведь разные студенты выбирают разные курсы. Это сильно отличается от того, что принято в России. У нас студенты, входящие в одну группу, учатся вместе в течение всего периода обучения. Благодаря нашему подходу успешно вырабатываются навыки жизни в коллективе, наш студент социально адаптирован к коллективной работе гораздо лучше своих европейских сверстников. 

Как видим, изменения существенные. А ведь система образования - сложнейший продукт  самобытной интеллектуальной культуры нашей страны. Организация работы высшей школы оказывает серьезное влияние на формирование облика интеллектуального слоя России. Значит, радикальные изменения в этой сфере приведут и к изменениям в нашем обществе. 

Тем не менее в СМИ уже началась шумная пропагандистская кампания в поддержку  этого сомнительного эксперимента, который приведет к отказу от собственной высшей школы. Вскользь упомянув о недостатках реформы, СМИ вовсю рассказывают нам сказки о ее плюсах. Например, в «Новых известиях» пишут, что «присоединение к «болонскому пространству» позволит договориться о взаимном признании российских и европейских дипломов». Издание «Утро.ру» вообще считает, что теперь «на выпускников наших вузов в Европе наконец-то перестанут смотреть как на белых ворон». 

Возникает вопрос: зачем нам все это нужно? Чем плоха старая система образования? И так ли уж хороша новая? Сторонники реформ по западному образцу в один голос повторяют один единственный аргумент – мол, наши студенты теперь будут интегрированы в мировое образовательное пространство и  науку.

А между тем даже во времена железного занавеса выпускники советских вузов были в курсе самых  последних достижений мировой науки, прекрасно знали принятую за рубежом терминологию и публиковали свои научные труды в иностранных журналах. Ни для кого не секрет, что тысячи отечественных специалистов, получивших дипломы еще двадцать-тридцать лет назад, устроились на работу в лучшие научные центры Европы и Америки. А сейчас многие наши студенты после пятилетней учебы легко поступают в аспирантуру лучших европейских вузов. Это ли не признание эффективности и успешности российской системы образования? Конечно, нашим институтам не хватает материальной базы, а профессора получают копеечные зарплаты. Разумеется, все это приводит к снижению уровня российского образования. Но это проблема финансирования, она никак не говорит о дефектах самих принципов преподавания.







Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме