17:30 04.02.2008 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И.Кашин: Борьба за русский лес продолжается!
Вступил в силу и действует новый Лесной Кодекс. Оправдал ли он надежды работников лесного хозяйства и граждан России? Прошёл год, можно делать выводы.
И сегодня со всей ответственностью следует сказать, что действующий Лесной кодекс РФ не решает основных проблем лесной отрасли, в которой сложилось критическое положение. Среди причин разработки некачественного Лесного кодекса отсутствие в целом в стране рациональной государственной лесной политики, которая должна определить оптимальные и наиболее рациональные пути развития лесного комплекса России. Это по существу подтвердил глава Правительства В. Зубков в выступлении на выездном заседании Совета по развитию лесопромышленного комплекса 21 января т.г., заявив «об отсутствии и необходимости разработки концепции и внятной государственной стратегии действий, долгосрочного планирования развития всего лесного комплекса как единого организма. В том числе - и в вопросах территориального размещения мощностей, технического перевооружения, сохранения и восстановления лесов. И еще очень во многих других вопросах».
Это и не удивительно. По сути, при отсутствии широкого общественного обсуждения законопроекта, игнорировании авторами проекта нового Лесного кодекса – Минэкономразвитием РФ, депутатами ГД от партий «Единая Россия» и ЛДПР - предложений авторитетных представителей лесного комплекса и учёных – лесоводов, основанных на глубоких научных исследованиях, российской и мировой практике, другого результата быть не могло. Ни лесникам, ни гражданам, ни государству от такого Кодекса лучше не стало. Более того, уже за прошедший год достаточно резко стали проявляться его негативные последствия. Достаточно в качестве примера взять относительно благополучное лесное хозяйство Московской области. Приведу лишь несколько оценок, выводов и фактов из письма на моё имя директора передового Звенигородского лесхоза, заслуженного лесовода России В.И.Кузнецова. Он, в частности, пишет, что «Реорганизация лесохозяйственной деятельности, когда в соответствии с новым лк лесхозы будут называться лесничеством и выполнять контролирующие функции, направлена на полный развал отрасли. Необоснованно лесхоз дробится на участковые лесничества. Некому будет заниматься охраной леса. РОСПРИРОДНАДЗОР не справится, т.к. на всю МО имеется всего несколько инспекторов. Идёт попытка массированной передачи подмосковных лесов в аренду. Проведенная силами лесхоза проверка площадей лесного фонда переданных в аренду, выявили целый ряд фактов нарушения лесного законодательства.
Предусматривается сокращение и увольнение большей части трудоспособного коллектива лесхоза, высокопрофессиональных специалистов. При этом в несколько раз увеличивается численность госслужащих в штате облуправления лесного хозяйства. У сохранившейся части коллектива лесхоза средняя зарплата будет не более 3–4 тыс. руб., в то время как по стране средняя заработная плата в 2007 году составила 14 тыс. рублей. Сегодня в конце января все лесхозы МО развалены и парализованы. Рубки и уход за лесом не ведутся, кто будет выдавать разрешение на рубку неясно. Лес не охраняется, т.к. лесники уволены. Через пару лет такое положение в МО приведёт к экологической катастрофе (вредители леса, усыхание, пожары и т.д.). Лесхозы не имеют права рубить или разрешать заготавливать дрова населению».
За примерами далеко ходить не надо. Особое возмущение жителей и специалистов Подмосковья и Москвы вызвало беспрецедентное разбазаривание Подмосковных лесов. 18-20 декабря 2007г. состоялся аукцион на право аренды у Рублевского шоссе 69 лесных участков на 49 лет общей площадью около 991 гектаров. Самый крупный из участков площадью 397 гектаров в Баковском лесничестве (Истринский район), стартовая цена которого составила 24,4 миллиона рублей, достался структуре Р. Абрамовича. Это, примерно, 2,5 тыс. долларов за гектар, тогда как рыночная стоимость аренды, по оценке специалистов, составляет до 10 тыс. долларов за сотку. Принять участие в аукционе смогли не все желающие. Заявки на торги, которые прошли 20 декабря, принимали всего один день - с 10:00 до 14:00, поэтому из 200 желающих заявки смогли подать не более 20 человек, о чем рассказали не попавшие на аукцион претенденты. В этой связи дело рассматривается в суде и мною сделан депутатский запрос в Генеральную Прокуратуру РФ.
В Химках уникальную дубраву XVII века на берегу канала им. Москвы чиновники решили вырубить под высотные жилые комплексы. А ведь прекрасные вековые дубы - остаток огромной дубовой рощи, которую высаживали купцы-меценаты Мамонтовы.
Правительство Москвы нашло возможным сократить площадь на 4 гектара особо охраняемой территории парка Дубки, являющегося историческим памятником ландшафтной архитектуры и составной частью заказника "Петровско-Разумовское", и принять решение о размещении на сопредельных с парком территориях многоэтажных коммерческих жилых домов в отсутствии охранных зон и градостроительного регулирования.
По имеющейся информации аналогичная и ещё более тревожная картина складывается в подавляющем большинстве остальных лесных регионов страны.
Большая группа депутатов от фракции КПРФ (и не только) своевременно, ещё до принятия ЛК, предупреждала о негативных последствиях целого ряда его положений для жителей страны и лесного хозяйства как такового. Были внесены аргументированные и поддержанные сельхознаукой, работниками лесхозов и широкой общественностью поправки, как сегодня уже выяснилось, по большинству действительно узких мест проекта ЛК. К сожалению, депутатское большинство к аргументам не прислушалось.
В настоящее время проект закона 19 депутатов о принятии концептуальных изменений в Лесной кодекс передан в Совет ГД для его последующего рассмотрения и обсуждения на пленарном заседании. Данный законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на защиту основ конституционного строя, права граждан на свободный и бесплатный доступ к жизненно важным лесным ресурсам.
Основные положения проекта сводятся к следующему:
закрепить за лесным фондом статус публичного, национального достояния нынешних и будущих поколений граждан России; лесной фонд должен находиться в исключительной собственности государства;
- законодательно запретить выкупать в частную собственность арендованные лесные земли;
- закрепить принцип бесплатности и свободного доступа граждан в леса и гарантии бесплатного лесопользования для собственных нужд (сбор ягод, грибов и другой лесной продукции);
- закрепить бесплатность ведения сельского хозяйства для собственных нужд (сенокошения, выпаса скота и др. сельскохозяйственной деятельности);
- закрепить приоритетное право коренных малочисленных народов на свободное и бесплатное лесопользование в местах их проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Действующая редакция Лесного кодекса (статьи 8, 72) в совокупности с Земельным (статья 15) и Гражданским (статья 624) кодексами создают реальную схему передачи в частную собственность лесных земель без ограничения размеров участков иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам. Это угрожает потерей территории и суверенитета государства. Поэтому в статьях 4 и 8 предложенного законопроекта на основании статьи 62 Конституции РФ вводится законодательный запрет на передачу лесных земель в частную собственность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц.
Предлагаемые изменения в статьи 82-84 закрепляют за Правительством РФ право владения, пользования и распоряжения лесным фондом, и возлагают на органы власти и органы местного самоуправления конституционную обязанность по обеспечению прав граждан применительно к лесным правоотношениям. Т.е. органы власти в соответствии со своими полномочиями должны реально обеспечивать право граждан на свободное и бесплатное лесопользование, в том числе и на арендованных лесных землях.
Предлагаемый нами законопроект направлен на восстановление конституционных норм в регулировании лесных отношений.
Мы предлагаем восстановить понятие «лесного фонда» и закрепить его статус как публичного достояния всего российского народа, что соответствует статье 9 Конституции РФ и Постановлению Конституционного Суда РФ. Закрепление бесплатности лесопользования граждан также соответствует Конституции РФ, определяющей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.
Запрет выкупа арендованных лесных земель в частную собственность и сохранение лесов в государственной собственности также отражает положение статьи 9 Конституции РФ применительно к лесным правоотношениям.
Запрет передачи лесных земель в частную собственность иностранных граждан, лиц без гражданства основывается на положении 62 статьи Конституции РФ, устанавливающей равенство этих лиц с гражданами России, однако допускающей ограничения прав иностранных граждан и лиц без гражданства.
И, наконец, предложение включить в перечень полномочий федеральной власти (Правительства РФ) следующие функции – владение, пользование и распоряжение лесным фондом РФ, обязанности обеспечивать право граждан на свободный и бесплатный доступ к лесам. Это прямые конституционные полномочия власти, закрепленные в статье 72 Конституции РФ.
Все предлагаемые изменения базируются на Конституции Российской Федерации и направлены на защиту прав и интересов ее граждан.
Кроме того, учитывая тот факт, что Правительство не решилось продлить переходный период введения нового Лесного кодекса, полное его введение с 1 января 2008 года без надлежащей подготовки всех ведомственных нормативно-правовых актов лесного хозяйства неизбежно повлечет за собой появление большого количества крайне низкокачественных, противоречивых и недоработанных нормативно-правовых документов, которые на практике будет невозможно использовать. Невозможность своевременного перезаключения договоров аренды и подготовки всей новой планово-хозяственной документации в соответствии с новым Лесным кодексом значительной долей арендаторов, и как следствие - их банкротство и прекращение деятельности, с соответствующим ростом безработицы и нищеты в лесных деревнях и поселках. Осознают ли члены правительства неизбежность таких последствий поспешной разработки новых лесных нормативов и поспешного полного введения нового Лесного кодекса?
Как бы то ни было, принятое решение не оставляет шансов на появление полноценной нормативно-правовой базы лесного хозяйства в нынешнем году. Поэтому считаем необходимым установить срок полного введения нового лесного кодекса с 1 января 2009 года при обязательном учёте предложений, содержащихся в предлагаемом проекте ФЗ 19 депутатов.
Новый Лесной кодекс напрямую отразится на тех людях, для которых лес - это не только часть природной среды и место отдыха, но и объект профессиональной деятельности, источник средств к существованию. Неизбежным последствием принятия нового Лесного кодекса станет существенное сокращение занятости населения в лесной отрасли - как в государственных органах лесного хозяйства, так и на предприятиях лесной промышленности. Причина этого в том, что денег, заложенных в федеральном бюджете на субвенции на управление лесами, хватит в лучшем случае на пятую часть от потребности, а возможности зарабатывания "собственных средств" органами лесного хозяйства будут постепенно сокращаться. Поэтому потребуется в федеральном бюджете на 2008 год предусмотреть дифференцированные по регионам выделения дополнительных средств.
Глубокое разочарование и осуждение вызывают отрицательные отзывы на законопроект, представленные в ГД Правительством, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, Комитетом ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Правительство открыто возражает против закрепления принципа бесплатности лесопользования граждан, в том числе и в целях ведения сельского хозяйства для собственных нужд и научной деятельности. Отвергаются и все предложения по защите прав граждан и Российской Федерации на свое национальное достояние. Отвергается и предложение о включении леса в состав недвижимого имущества и единстве судьбы леса и земельного участка, на котором он расположен. Ведь возвращение в Лесной кодекс положения, закрепляющего единство судьбы леса и земельного участка, на котором он расположен, ликвидирует возможность продажи лесов отдельно от земли.
Отрицательное заключение Правительства РФ на законопроект 19 депутатов не имеет под собой правовой основы, оно преследует единственную цель - любой ценой сохранить действующий Лесной кодекс, как надежный механизм распродажи ценнейших, стратегических земель и ресурсов России.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы, обязанное в соответствии с Регламентом Государственной Думы осуществлять правовую экспертизу законопроекта на соответствие его Конституции РФ и федеральному законодательству, не только не выполняет свою задачу, но и входит в противоречие с собственной позицией, выраженной в заключении на проект Лесного кодекса всего год назад. Тогда, давая заключение на законопроект, Правовое управление ставило вопрос об ограничении прав иностранных граждан, лиц без гражданства на основании статьи 62 Конституции РФ, указывало на необходимость закрепления положений статьи 9 Конституции РФ, и Определения Конституционного Суда РФ о лесном фонде как публичном достоянии народа России и государственной собственности на лесной фонд, указывало на недопустимость введения ограничений и запретов лесопользования для граждан собственниками и арендаторами на основании Гражданского кодекса РФ.
И теперь это же управление предлагает законопроект отклонить. Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии в своем заключении фактически повторяет доводы Правового управления.
Действующий Лесной кодекс, в случае его реализации, на деле просто-напросто разрушит весь лесной сектор экономики России и нанесет непоправимый вред всей стране, и, пока не поздно, следует прекратить его действие и вернуть для кардинальной переработки с учётом замечаний и предложений работников отрасли и широкой общественности.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме