10:30 04.02.2008 | Все новости раздела "КПРФ"

Мониторинг лидерского информационно-политического телевизионного эфира. Январь 2008 года

Январский телемониторинг ЦИПКР посвящён представленности на федеральных каналах («Первом», РТР, НТВ, ТВЦ, РенТВ и РБК ТВ) информации о четырёх кандидатах в президенты РФ - Г.А.Зюганове, Д.А.Медведеве, В.В.Жириновском и А.В.Богданове.

В январе 2008 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах («Новости», «Время» на «Первом», «Вести» на РТР, «События» на ТВЦ и др.) вышло всего 618 видесюжетов с упоминанием о четырёх кандидатах в президенты, то есть в среднем 20 сообщений в день. Это в 1,5 раза меньше, чем в декабре о шести кандидатах в президенты (включая ныне выбывших из гонки Касьянова и Немцова).

Лидерский телеэфир значительно отличался по продолжительности на протяжении месяца (График 1). Первые четыре дня нового года политические темы федеральными телеканалами не затрагивались. С 5 по 7 января появились первые упоминания о Медведеве, прежде всего в контексте Рождества.

Начиная с первого рабочего дня, наблюдается стремительное наращивание объёмов лидерского политического эфира, максимум которого за исследуемый период приходится на 11 января. Наиболее интересно то, что никаких знаковых событий в этот день не произошло, и почти час эфирного времени был посвящён рядовой рабочей поездке Д.А.Медведева в Мурманск.

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

После локального минимума, приходящегося на 12 января, начинается новый рост объёмов лидерского информационно-политического эфира. Так, 16 января прошло четыре десятка сообщений с упоминаниями о кандидатах в президенты, среди которых о завершении приёма документов на регистрацию в ЦИКе (то есть о всех кандидатах) – примерно столько же, сколько об одной рабочей поездке Медведева в Тюмень.

Информационным поводом для всплеска 17 января стали два события: визит Медведева в Челябинск и его участие в болгарской поездке Путина.

Конец месяца характеризуется повышенным средним объёмом лидерского телеэфира, на фоне которого выделяются две даты: 22 и 24 января. Это выступление Медведева на общероссийском гражданском форуме и визит Медведева в Воронеж. Последний пик приходится на 29 января, когда Медведев посетил сразу два мероприятия – съезд Ассоциации юристов России и заседание Генсовета ФНПР.

Вообще, в январе лидерский телеэфир можно в полной мере назвать «медведевским» телеэфиром – остальные кандидаты на высший государственный пост появлялись на телеэкране лишь эпизодически (График 2).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Соответственно, и все информационные «вспышки» касались только личности преемника. Причём, как показывает мониторинг, наиболее распространённой темой при освещении предвыборной кампании Д.А.Медведева являются его поездки в различные регионы РФ. Медведеву создаётся имидж активного политика, близкого к народу, который не ограничивает свою деятельность пределами МКАД.

По сравнению с декабрём, доля Медведева в суммарной продолжительности телеэфира, предоставленного четырём кандидатам в президенты, увеличилась на 10 процентных пунктов. Доля Зюганова сократилась на 5 процентных пунктов, или почти в два раза (с 11 до 6%). Доля Жириновского упала на 8 процентных пунктов, то есть более чем в два раза, а Богданова – выросла в 14 раз.

В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):

Таблица 1

Лидерско-политическое пространство телеэфира, январь 2008 г.

Кандидат в президенты

Количество телесюжетов с упоминанием

Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии»)

Продолжительность освещения деятельности кандидата (мин)

В т.ч.  продолжительность «синхрона» (прямой речи) кандидата (мин)

Медведев Д.А.

530

3315,00

533

192

Жириновский В.В.

143

610,65

43

20

Зюганов Г.А.

118

491,65

36

12

Богданов А.В.

96

532,8

29

4

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Кандидатам в президенты в январе в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 10 часов 41 минуту 37 секунд.

Из них 83,1% было отведено Д.А.Медведеву, 6,8% - В.В.Жириновскому и 4,5% – А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 5,6% эфира, или 36 минут, что в 15 раз меньше, чем Д.А.Медведеву и на пятую часть меньше, чем Жириновскому.

Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его распределение незначительно отличается от суммарного эфира. Д.А.Медведев получил 84,1%, т.е. заявления этого кандидата звучали на анализируемых телеканалах более 3 часов 12 мин. На втором месте В.В.Жириновский – 8,9%. Г.А.Зюганову досталось 5,2% суммарного синхрона, или 11 мин 50 сек, что в 16 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 1,7 раз меньше, чем В.В.Жириновскому (График 3).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Интересна динамика лидерского политического эфира в течение месяца (График 4).

Ярко выражено нарастание доли «других» кандидатов от начала к концу месяца. Если в первой декаде Медведев занимал практически 100% телеэфира, то в последнюю декаду его доля сократилась до 60-70%, а 28 января – до 25%.

Резко отличается освещение деятельности Г.А.Зюганова в период с 5 по 22 и 23-31 января. Если до 22 января средняя доля эфира, посвящённого Г.А.Зюганову, составляла 1,4%, а максимальная не превышала 5%, то 23-28 января среднесуточная доля достигла 18,8%, а максимальная – 28 января – 27%. Такое радикальное изменение, видимо, связано с тем, что представители КПРФ активно привлекали общественное мнение к проблеме вопиющего неравенства кандидатов в телеэфире, грубым нарушениям принципа равного доступа кандидатов в телеэфиру. Очевидно, что такая мобилизация общественного мнения сыграла некоторую роль и федеральные телеканалы стали «замечать» информационные поводы, связанные с Г.А.Зюгановым, которые до этого игнорировали (например, от пресс-конференции на «Эхо Москвы» 4 января и заканчивая рабочей поездкой в Коломну и акциями профсоюзных организаций в поддержку кандидата в президенты Зюганова 18 января).

Правда, в последние три дня месяца ситуация вернулась к состоянию, характерному для начала месяца – доля Г.А.Зюганова упала в среднем до 3,8%.

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Основными информационными поводами, нашедшими наибольшее отражение на телеканалах, стали (по убыванию продолжительности освещения): поездка Г.А.Зюганова в Китай; митинг КПРФ против роста цен; антиНАТОвские заявления Г.А.Зюганова перед лидерами СКП-КПСС.

Что касается 28 января, то в этот необычный день практически весь лидерский политический эфир занимали сообщения из ЦИК, в которых перечислялись окончательно утвердившиеся кандидаты в президенты. Это предопределило примерное равенство четырёх претендентов на Кремль в лидерском эфире 28 декабря.

Если говорить об остальных двух участниках президентской гонки, В.В.Жириновском и А.В.Богданове, то на них приходится ряд информационных всплесков в течение месяца.

Максимальную долю эфира получил Жириновский 11 и 20 января, когда цитировались его заявления с заседания Госдумы. Тот же информационный повод – думские дебаты – дал повышение доли лидера ЛДПР в телеэфире 16 января. 30 января лидер ЛДПР привлёк внимание тележурналистов посещением женской исправительной колонии.

Лидера Демократической партии тележурналисты вспоминали в течение месяца три раза – когда заканчивался приём документов кандидатов в президенты в ЦИКе, когда Богданова, в отличие от Касьянова, всё-таки зарегистрировали, и когда стало окончательно, что его фамилия будет в избирательном бюллетене, в алфавитном порядке. Больше никаких информационных поводов этот политик создать оказался не в состоянии, несмотря на явно благосклонное отношение к нему со стороны федерального телевидения.

А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).

 

Таблица 2

Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %

и продолжительность освещения их деятельности, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

2,6

290

3,3

288

3,7

284

0,7

43

24,7

775

3,4

50

Жириновский

3,4

374

8,4

736

2,7

203

12,1

783

15,5

487

1,2

18

Зюганов

3,6

394

10,7

942

2,2

171

1,0

67

16,2

510

5,1

76

Медведев

90,3

9904

77,7

6834

91,4

6982

86,2

5572

43,6

1368

90,3

1346

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил в январе на Рен-ТВ и РТР (16 и 11%). Минимальную – на ТВЦ и НТВ (1 и 2%).

Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на НТВ и «Первом» канале. Соответственно здесь он имел 91 и 90% всего информационно-политического телеэфира.

Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на Рен-ТВ и ТВЦ (16 и 12%).

Богданова чаще всего показывали на Рен-ТВ – 25% эфира.

Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.

Таблица 3

Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %

и продолжительность синхрона, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

0,6

31

0,7

25

0,4

9

0,0

0

26,0

190

0,0

0

Жириновский

2,8

134

8,0

297

3,0

73

23,3

439

37,7

276

0,0

0

Зюганов

2,9

140

11,2

418

1,7

42

0,0

0

15,0

110

0,0

0

Медведев

93,7

4501

80,2

2991

94,9

2302

76,7

1449

21,3

156

100,0

125

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и РТР (15 и 11%). Телеканалы ТВЦ и РБК ТВ за весь месяц не предоставили слова Председателю ЦК КПРФ. Д.А.Медведев «оккупировал» эфир прежде всего телеканалов РБК и НТВ (100 и 95%). В.В.Жириновский доминировал на Рен-ТВ и ТВЦ (38 и 23%). Наибольшее количество эфирного времени было отведено А.В.Богданову на Рен-ТВ (26%).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева

Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов

© Центр исследований политической культуры России




Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме